зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей
Московского института открытого образования, к.п.н.

Дополнительное образование детей относится к педагогическим феноменам, одновременно новым для российского образования и имеющим многолетнюю историю: включённое в образовательную систему Российской Федерации в 1992 г. Законом РФ «Об образовании» дополнительное образование создано на базе внешкольных учреждений и вобрало в себя накопленный ими потенциал со всеми достоинствами и недостатками, проблемами и противоречиями, традициями и инновациями.

Историко-педагогическое исследование дополнительного образования детей как целостного и одновременно многоаспектного социально-педагогического явления, тесно связанного с процессами, происходящими в образовательной практике и логикой развития социокультурной жизни, представляется сегодня весьма актуальным и содержательно значимым направлением в современных условиях реформирования образования в связи с необходимостью осуществления теоретической рефлексии педагогического феномена дополнительного образования детей с целью выявления его сущности, уточнения структуры, характера и свойств в исторической динамике [6,с. 71]. Также существует потребностью в оценке и практическом использовании накопленного исторического опыта для совершенствования сегодняшней системы дополнительного образования детей, которое неразрывно связано с теми общественными условиями, в которых оно формировалось и существует сегодня, а анализ крайне противоречивых тенденций его развития позволяет своевременно идентифицировать новые перспективные возможности в решении задач модернизации российского образования.

Появление внешкольного образования в России связывают с инициативой передовой интеллигенции (главным образом разночинной студенческой молодёжи) в середине XIX – начале ХХ века по созданию воскресных школ, библиотек и читален – первых прообразов внешкольных учреждений, которые создавались на общественные или частные средства и не входили в государственную систему народного образования. Важно понимать, что внешкольное образование изначально было направлено на разработку и реализацию демократических программ, расширяющих возможности низших слоев населения (сначала взрослых, а затем - детей) и предоставляющих возможность получения необходимого для жизни элементарного образования.

Первыми исследователями внешкольного образования стали влиятельные педагоги и общественные деятели: Л.Д.Азаревич, П.П. Блонский, К.Н.Венцель, А.У.Зеленко, П.Ф. Каптерев, И.А.Корф, П.Ф.Лесгафт, А.В.Луначарский, Е.Н.Медынский, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, А.А.Фортунатов, К.Д.Ушинский,  Л.К. Шлегер, С.Т.Шацкий, К.П.Яновский, которые внесли неоценимый вклад в теорию и практику построения образования на принципиально новой основе, предполагающей уважение личности, учет ее интересов при свободном выборе занятий на добровольной основе и создание условий для разумного и полезного досуга.

Первой теоретической разработкой этой проблематики стала книга В.П.Вахтерова "Внешкольное образование народа" (1896 г.) [3], в которой он исследовал реализацию свободы в развитии индивидуальных свойств человека на основе его собственного стремления, выбора и разумной организации (свободная школа, свободное воспитание детей). Принцип свободы получил развитие в его работе «Основы новой педагогики» [4], где отмечается, что осуществление свободы в развитии индивидуальности человека предполагает необходимость разумной организации, так как развиваться - значит учиться подчинять низшие побуждения высшим, держать себя в руках, не позволять себе переходить границ, указываемых совестью, освобождать себя от деспотизма своих низших страстей и прихотей [4,с.153].

Особое место среди исследователей внешкольного образования занимает К.Н.Венцель - известный теоретик свободной школы и свободного воспитания, верящий в творческие силы ребенка. Отвергая старую школу, он настаивал на организации таких образовательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития. Своеобразным прообразом учреждения дополнительного образования детей можно считать организованный им в 1906 г. "Дом свободного ребенка", где основной упор делался на ручной труд и нравственное воспитание. Ребенок приходит туда, «чтобы жить полной жизнью», для труда, игры, «свободного общения с товарищами и взрослыми, которые могут поделиться с ним знаниями и духовными сокровищами, которыми они располагают, для свободного искания истины путем самостоятельного занятия наукой, для свободного воплощения красоты путем самостоятельной работы в области художественного творчества и для свободной работы над самим собой и над маленькой общиной, чтобы и он, и эта община становились все выше в нравственном отношении, лучше и совершеннее» [1,с.435]. Современно звучит заявление К.Н.Венцеля о том, что каждый ребенок имеет право на существование, на гарантированную совокупность жизненных условий, на бесплатное воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью, на выбор воспитателей, на свободу и уважение [2,с.71-75]. Именно идея о свободном выборе и праве ребенка на его осуществление в собственном образовании является приоритетной для современного дополнительного образования детей.

Важной для дополнительного образования детей является идея о природосообразности (П.П.Блонский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский), которая заключается в соответствии образовательного процесса естественному состоянию ребенка (возрасту, индивидуальным возможностям, потребностям и интересам). Совершенно очевидно, что эти педагогические идеи являются фундаментом современного дополнительного образования детей, главное предназначение которого – мотивация ребенка к познанию и творчеству.

Для определения концептуальных основ дополнительного образования детей имеет принципиальное значение обращение С.Т. Шацкого к феномену детства, специфике детской среды и такой ее составляющей, как игра. Признание естественной природной основы в качестве начального звена в развитии ребенка и связывание неудач в работе с детьми с невнимательным отношением к их природе характерно для позиции этого педагога. Он уделял внимание фактору «особой среды» обучения и ее эффективной организации, наиболее привлекательной формой при этом считая клуб, который соединял все основные элементы детской жизни на основе запросов детей в области физического труда, игры, искусства, умственной и общественной деятельности [13]. К сожалению, организация и оптимальное обеспечение пространства свободного выбора, способного охватить не только потребности и способности детей, но и быть готовым к расширению, реформированию, углублению сообразно динамике индивидуального развития ребенка является предельно сложной проблемой и для современного дополнительного образования детей.

В числе особых условий С.Т. Шацкий отмечал, необходимость разработки новых программ для проведения занятий с детьми по основным видам деятельности - производительный труд, искусство, игра, социальная жизнь, умственная работа [13,с.22]. По сути, он обозначил проблему разработки программы дополнительного образования детей, которая не может быть идентична школьной программе.

Изначально построенное на добровольности, внешкольное воспитание несло в себе потенциал к самореализации человека в различных сферах бытия, что не было утрачено и в дальнейшем, когда внешкольные учреждения стали государственными и предоставляли учащимся возможности выбора различного рода занятий. Главное их назначение - политическая пропаганда, культурно-просветительная работа в интересах укрепления советской власти, коммунистическая агитация, помощь детским организациям.

Важную роль в определении содержания внешкольной работы сыграла деятельность Н. К. Крупской, считающей, что внешкольная работа не должна быть продолжением школьной учебы, она должна охватывать всех детей; внешкольный работник должен строить свою работу так, чтобы она развивала индивидуальность ребенка и формировала умение жить в коллективе, быть коллективистом; всячески развивать инициативу детей, помогать им в их творческой работе, максимально использовать игру; участие в кружках должно быть добровольным; необходима дифференциация детских интересов, содействие подростку в выборе профессии [5,с. 77]. Но при этом Н.К. Крупская последовательно обращала внимание на то, что «очень важно, чтобы школа за всем смотрела, чтобы внешкольное дело не шло каким – то самотеком…» [8,с. 345]. Тезис «в помощь школе» прочно закрепился в сознании профессионального сообщества. Связанная с этим инструктивно-методическая работа распространялась на пионерскую и комсомольскую организации. Но эта целевая установка не была никогда реализована в полном объёме. Внешкольная работа служила целям пионерского движения и при этом обретала новые, не менее значимые цели. «Внешкольную работу мы не можем рассматривать вне пионерской организации. Внешкольная работа только в том случае оправдывает свое назначение, когда она служит целям пионерского движения» [6,с. 4-9]. Эта целевая установка не была никогда реализована в полном объёме, так как пионерская организация не являлась основным субъектом организации жизнедеятельности внешкольных учреждений. Органы управления народным образованием не согласовывали организуемую ими кружковую деятельность с советами пионерских организаций.

Признанным классиком теории внешкольного образования считается Е.Н.Медынский, который провел серьезную работу по анализу и обобщению практики, определил сущность и цели внешкольного образования, характеризуя его как непрерывный процесс, сопровождающий развитие и формирование личности на протяжении всей жизни человека. Он сформулировал основные принципы его организации: общественность, самостоятельность, общедоступность, систематичность, планомерность, территориальность [9]. Е.Н. Медынский различает: педагогику, как науку о воспитании детей в дошкольный период и время школьного обучения и теорию внешкольного образования [10]. Он писал, что внешкольное образование - это сфера образования взрослого человека на протяжении всей его жизни, и критиковал крайне неудачный выбор термина «внешкольное образование», допускающее субъективные искажения в толковании: «одни перечисляют формы содействия последнему, говоря, что внешкольное образование – это библиотеки, народные чтения, курсы для взрослых; другие ограничиваются указанием, что это приобретение знаний «вне школы»; третьи, наконец, пытаются глубже вникнуть в сущность понятия, указывая, что образование только и может быть внешкольным, а то, что принято называть «школьным образованием», есть не более как обучение, как подготовка к образованию» [9,с.11]. Е.Н.Медынский указывал на бессмысленность рассуждений по поводу их альтернативности, настаивая на относительной самостоятельности и ценности как школьного, так и внешкольного образования. Вместе с тем, между внешкольным образованием и школой существует прямая зависимость: чем выше уровень школы, тем больше потребность у населения во внешкольном образовании; чем богаче содержание и совершеннее организация учреждений внешкольного образования, тем более необходимы методы использования материалом для образования, тем лучше должна быть поставлена школа [9, с.11-13]. Система внешкольного образования создается, функционирует и развивается при полном отсутствии какого бы то ни было принуждения или приказа со стороны государственной власти. Осуществление внешкольного образования народа является делом самого народа. Естественно, что такое положение нельзя назвать устойчивым.

Будущее Российского общества, утверждал Е.Н. Медынский, во многом зависит от полноты разностороннего охвата населения внешкольным образованием и его доступности (бесплатности), планомерности в создании сети учреждений; адекватности условиям и потенциалу конкретной местности, кооперации с целью создания «очагов внешкольного образования» или «социально - педагогических комплексов» [9,с.38].

Внешкольное образование должно быть обеспечено профессионально подготовленными кадрами, а не обслуживаться самоучками [11,с.10]. Суть внешкольного образования более всего определяется принципами развития, всеобщности, гибкости, добровольности, индивидуальности, духовной самостоятельности и широкой самодеятельности со стороны населения [11,с.13-15]. Внешкольное образование углубляет имеющиеся и дает новые знания человеку, но главное - оно учит самостоятельно мыслить на явлениях окружающей его жизни, что усиливает интерес к познанию, расширяет возможности развития творческих сил и способностей. Ориентация на реализацию принципа целостного изучения обеспечивает изучение жизни не по отдельным научным рубрикам, а по отдельным вопросам, имеющим отношение к той или иной сфере человеческой жизнедеятельности [11,с.10-16].

Сформулированные максимально конкретно принципы организации внешкольного образования позволили Е.Н. Медынскому оформить требования к работникам внешкольного образования, который должен: быть основательно знакомым с общей теорией внешкольного образования и ясно осознавать его задачи, сущность и значение; знать основные методы внешкольной работы и уметь связать в стройную систему деятельность различных учреждений; знать психологию для того, чтобы уметь отвечать запросам и интересам каждого, учитывать индивидуальность обучающегося; иметь широкое общее образование и быть готовым ответить на любой вопрос, так как ему приходится руководить образованием большого количества людей, у которых степень развития и направление интересов различны; владеть техникой и методикой проведения мероприятий.

Развитие исследований внешкольного образования на протяжении десятилетий нельзя охарактеризовать как системное и глубокое. К сожалению, многие теоретические разработки известных педагогов прошлого и богатейший практический опыт учреждений были забыты, а сегодня открываются заново и с удивлением, как «ретроинновации». Но при всех «верных» и «неверных» взглядах, созданная теория внешкольного образования не утратила своей актуальности и для современного дополнительного образования детей, хотя подлежит переосмыслению на принципиально новых основаниях.

Возложенные на внешкольные учреждения функции со временем стали основной причиной обострения критических воззрений на их роль и место в образовательной системе. Достигнутый этими учреждениями прогресс, обеспечив обновление содержания осуществляемой ими воспитательной деятельности, обусловил стремление к замене кружковой работы образовательной деятельностью, имеющей в основании образовательные программы, реализуемые в свободное время детей.

Новая педагогическая практика, получившая название «дополнительное образование детей», соответствует природе детства, имеет в основании признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности, учитывает индивидуальные склонности и возрастные особенности воспитанников, осуществляется добровольно, удовлетворяет многообразные образовательные потребности, создает условия для личностного, профессионального, творческого и духовного развития человека.

Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка [7]. Под «дополнительным» понимается мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

В дополнительном образовании дети имеют право на свободный выбор образовательных программ в объёме и темпе, адекватном творческой индивидуальности; проявление образовательной активности в выборе образовательной области для освоения не предусмотренных основными образовательными программами знаний; участие в социальной деятельности, социальном проектировании, исследовательской деятельности, в освоении и создании культурных ценностей; организацию досуга в соответствии со своими интересами.

Ценность дополнительного образования определяется направленностью на создание условий, благоприятных для получения ребёнком образования по актуальных для него направлениям, поэтому образовательная деятельность учреждений дополнительного образования детей должна находиться в состоянии постоянного обновления с учётом интересов детей, общества и государства, чтобы удовлетворять постоянно изменяющиеся потребности.

Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и развития разных категорий детей. Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде [7,23].

Дополнительное образование детей по своему содержанию охватывает все сферы жизнедеятельности человека и реализуется в неограниченном образовательными стандартами пространстве, в силу чего оно рассматривается как поле расширения возможностей развития личности, является абсолютно добровольным, не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т.д. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции [12].

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных компетенций и развития творческих способностей детей в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественно-научной и другой образовательной деятельности, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.

В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствие этого - накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии; получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

Нельзя не отметить, что за последние годы был осуществлен реальный качественный рост системы дополнительного образования, которая динамично развивается, несмотря на объективные трудности. Осмысление феноменологических характеристик дополнительного образования детей позволяет сделать вывод о его сущностной инновационности, так как оно осуществляется по не исследованным и не осмысленным наукой законам. Но главная проблема заключается в том, что деятельность государственной системы дополнительного образования детей, при всей ее уникальности, должна подчиняться общим законодательным и нормативным требованиям для образовательной системы. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос регламентации деятельности учреждений дополнительного образования детей на основе нормативной базы, находящейся в состоянии интенсивной разработки. Активизации этого процесса в настоящее время способствует происходящая в российском образовании модернизация, предполагающая обоснование нового государственного стандарта общего образования. Признание стандарта нового поколения инструментом реализации государственной политики в области образования на основе общественного договора позволяет приступить к разработке стандарта дополнительного образования детей (как системы требований) при сохранении специфических характеристик этого феномена.

Современная ситуация в образовании актуализирует роль дополнительного образования детей на современном этапе, требует его разноуровневой проработки с учётом современных тенденций развития национальной образовательной системы России. Но, к сожалению, данный образовательный феномен рассматривается через призму школьного образования, что не способствует его развитию, не позволяет использовать уникальные возможности и накладывает отпечаток вторичности.

Исходя конкретизации качественных характеристик дополнительного образования детей и опираясь на существующие государственные документы, можно высказать некоторые рекомендации по использованию в практической деятельности потенциала дополнительного образования детей, имея в виду как необходимость формирование готовности педагогического сообщества к профессиональной деятельности с их учетом.

Центральное место должны занять разработка и реализация инновационных образовательных программ дополнительного образования детей, гибких и вариативных, стимулирующих творческое развитие детей и приобщающих их к научным исследованиям; внедрение современных информационных технологий, вне которых немыслима реальная инновационная деятельность в образовании; усиление воспитательного компонента в образовательных программах и разработка комплексных воспитательных программ, охватывающих всю работу учреждения на основе четкого и точного выбора приоритетных целей воспитательного процесса и адекватных современному состоянию российского общества средств.

Внимание законодательной власти к вопросу, который все еще находится на периферии общественного сознания, вселяет уверенность, что в дополнительном образовании детей начинается новый этап. Есть надежда на то, что дети России будут иметь возможность на получение образования, отобранного в не ограниченном государственными образовательными стандартами пространстве жизнедеятельности человека на основе принципов информационной безопасности, духовности и нравственности, присущих многонациональной культуре России.

Восстановление исторического контекста становления и развития дополнительного образования детей позволяет установить принципиальные различия между внешкольным воспитанием и дополнительным образованием; определить перспективы его развития в условиях модернизации образования при сохранении лучших традиции и выработке новых позиций; избежать ошибок, порождаемых несформированностью научно обоснованных знаний об этом образовательном феномене, являющемся  состоявшимся правовым прецедентом системной инновации в образовании, но, в то же время, еще недостаточно используемым ресурсом развития образовательных систем федерального, регионального и институционального уровней.

Дополнительное образования детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе: оно социально востребовано, обладает особым потенциалом, позволяющим все большему числу детей с разными способностями, возможностями и интересами успешно адаптироваться к современному социуму, реализовывать себя в условиях интенсивного развития современных технологий, самоопределяться личностно и профессионально.

Надеемся, что сегодня, когда страна проводит модернизацию системы образования, прошлый опыт будет востребован и послужит делу совершенствования сферы дополнительного образования детей как уникального пространства детства, не имеющего аналогов в мире.

 

Литература

  1. Венцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей // Хрестоматия по истории педагогики. - М., 1936. Т. 4.
  2. Венцель К.Н. Декларации прав ребенка (25 сентября 1917 г.)//Свободное воспитание и свободная школа. - М., 1918. №1-3.
  3. Вахтеров В.П.  Основы новой педагогики// Избранные педагогические сочинения /Сост. Л.Н. Литвин, Н.Т. Бритаева. - М.: Педагогика, 1987. – 400 с.
  4. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. М., 1913.
  5. Голованов В.П. Исторические уроки становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей// Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 69–84 [Электронный ресурс] -  Режим доступа: http://pstgu.ru/download/1242127336.golovanov.pdf
  6. Два неверных взгляда на внешкольную работу // Внешкольник. 1929. № 4.
  7. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 г. (от 6 октября 2004г. № ПК-2) -  [Электронный ресурс]Режим доступа: infopravo.by.rufed2004/ch03/akt14745.shtm
  8. Крупская Н.К. Избранные педагогические сочинения. М., 1948.
  9. .Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования: В 3-х т. Т.1. -М.; Пг.: Госиздат, 1923.
  10. 10.  Медынский Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Наука, 1918.
  11. 11.  Медынский Е.Н. Методы внешкольной просветительской работы. 2-е. Изд. М.: Наука, 1918.
  12. 12.  Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года. (Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 24.09.2007 № 06-1549)
  13. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х т. М.,1964. Т.2.