Руководитель направления "Социальные проекты"

АНО "Агенство стратегических инициатив"

Тезисы доклада на конференции в РИА-Новости, посвященной вопросу реформирования системы отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации (2012 г.)

Статистика: По опросу ФОМ основной причиной, по которой родители хотели бы отправить детей в лагерь отдыха, называется общение со сверстниками (34% респондентов), за ней по популярности следуют развитие ребенка и пребывание на свежем воздухе (30% и 29%). Каждый второй россиянин (52%) в бытность свою ребенком или подростком отдыхал в летних спортивных или пионерских лагерях, чаще других проводили каникулы в детских лагерях жители крупных городов (57%), особенно москвичи (76%).

Сейчас отдыхают в детских лагерях только 24 % детей, причем 2/3 из них в городских лагерях дневного пребывания.

Предпосылки создания Модельной программы развития системы отдыха и оздоровления детей в субъектах Российской Федерации:

• С 1 января 2010 г. вопросы организации летнего отдыха и оздоровления детей переданы в ведение региональных и местных властей. Отсутствует единый подход, слаженная система отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации.

• Недофинансированность сектора и неравные условия деятельности, низкий приток инвестиций в связи с отсутствием благоприятных условий. Структура собственности детских лагерей в среднем по стране: 2 % - федеральная собственность, 2 % - региональная, 34,7 % - муниципальная и 61,3 %- частная собственность, в том числе ведомственного подчинения. При этом порядок обеспечения инфраструктурой, льготные тарифы на электроэнергию установлены только для бюджетных учреждений сектора. Вместе с тем 78 % загородных учреждений отдыха и оздоровления нуждаются в ремонте.

• Доля родителей, отправляющих своих детей в детские лагеря отдыха составляет всего 24%. Неудовлетворенный спрос в платежеспособном сегменте оценивается экспертами в 63% - это более 135 млрд. рублей в денежном выражении (имеющееся предложение составляет 50 млрд. рублей).

• 32 % детей не желают ехать в традиционный лагерь отдыха, неудовлетворенность родителей в связи с отсутствием современных

образовательных программ и комфортных условий в детских лагерях - 28 %.

По данным Роспортернадзора в 2012 г. организацией отдыха детей занимается 49 483 учреждения, при этом 43 125 из них - лагеря дневного пребывания, и только 6 358 - загородные лагеря.

Беспрецедентные по продолжительности детские каникулы - суммарно 16 недель в году. В Европе, например, школьные каникулы длятся 13 недель.

Как восстановить систему и удовлетворить спрос детей и родителей?

Агентство стратегических инициатив, учитывая перечисленные факторы, во исполнение Поручения Заместителя Председателя Правительства РФ от 29.10. 2012 года № ОГ-П12-6432 разработало Модельную программу по развитию системы отдыха и оздоровления детей в субъектах РФ.

В разработке программы участвовали представители 17 субъектов РФ и руководители организаций отдыха и оздоровления детей. В основу моделей отдыха были взяты успешные действующие детские лагеря отдыха и проекты, поддерживаемые АСИ «Страна детей» и «Здоровые дети-Здоровая Россия» (Камчия) Среди экспертов: НИУ ВШЭ, МОО «Содействие детскому отдыху», Московский центр детского, семейного отдыха и оздоровления.

Основные принципы Модельной программы и предлагаемые меры:

Дети после длительных летних каникул с трудом «входят в учебный режим», за три месяца знания существенно забываются. Отсюда Принцип 1. Каникулярное время должно быть продуктивно использовано для развития личности и здоровья ребенка. Нельзя упускать эту значительную по времени часть жизни детей, необходимо стремиться использовать это время с максимальной пользой.

С этой целью в Модельной программе вводится понятие «образовательный отдых» - отдых по образовательным программам, не требующим получения лицензии и не являющимся школьными предметами, целью которых является развитие личности и здоровья ребенка в каникулярный период.

Реализация таких программ отдыха и оздоровления детей должна являться обязательным условием деятельности детских лагерей. В Модельной программе есть норма об определении минимального закрытого перечня условий, соблюдение которых является необходимым для компенсации родителям платы за оплату путевок в эти лагеря и других дополнительных преференций.

1.2. На сегодняшний день статистика по отдыху детей во многом «закрывается» городскими лагерями дневного пребывания. Регионы отчитываются количеством отдохнувших детей, а по сути это то же внеурочное посещение школы. Каждый родитель понимает разницу между пребыванием в городе и загородным отдыхом. Отсюда Принцип 2. Смещение приоритетов детского отдыха с городских лагерей дневного пребывания, в сторону загородных организаций детского отдыха и оздоровления всех форм собственности. В Модельной программе данный принцип отражен как в задачах, так и в инструментах, которые стимулируют строительство загородных детских лагерей: Субъектам рекомендуется внедрить меры по стимулированию частных проектов при строительстве загородной инфраструктуры отдыха и оздоровления, упростить процедуры присоединения объектов инфраструктуры к сетям ресурсоснабжающих организаций, включая субсидирование затрат на присоединение, ввести льготный порядок оформления земельных отношений, льготы по тарифам на потребление энергоресурсов, водоснабжения для организаций всех форм собственности, создать грантовую программу поддержки лучших загородных организаций отдыха и оздоровления детей. Кроме того, в аспекте загородного отдыха важным критерием является безопасность. (Сегодня опасения, связанные с безопасностью отдыха детей, есть у 60 % родителей). Модельной программой предусмотрено определение минимального стандарта системы безопасности и охраны жизни детей в период отдыха.

1.3. В России действуют устаревшие нормативы по продолжительности смен, питанию и размещению в детских лагерях. Так, смена согласно СанПин, должна равняться 21 дню. При этом спрос детей и родителей сегодня сформулирован иначе. Принцип 3. Вариативность программ отдыха и оздоровления детей. В Модельной программе предусматривается разработка и внедрение типовых программ образовательного отдыха детей в соответствии с продолжительностью отдыха ребенка (5-ти, 10-ти, 14-ти, 21-тидневные программы отдыха, палаточные лагеря, круглогодичные детские лагеря, лагеря отдыха дневного пребывания и другие). С точки зрения питания предлагается «осовременить» нормативы, ввести шведский стол, когда у ребенка есть возможность выбрать что хочется и в каком количестве, таким образом, вводится индивидуальный, а не порционный подход к питанию.

1.4. Задача по привлечению частных инвестиций в сектор детского отдыха и оздоровления не может быть решена без учета экономических показателей. По подсчетам экспертов срок окупаемости детского загородного лагеря, работающего только в летний период, составляет 150 лет. Таким образом, экономически рентабельными могут быть только круглогодичные детские лагеря. Тем более, что это условие соответствует и пожеланиям родителей. Принцип 4. Формирование вместо летних лагерей отдыха системы детских круглогодичных лагерей отдыха и оздоровления. Этот принцип отражен и в названии и в тексте всей Модельной программы.

1.5. К экономическим факторам развития системы отдыха и оздоровления детей относится и создание благоприятных условий для создания новых детских лагерей и удовлетворение родительского спроса. Эти

задачи в модельной программе решает комплекс мер:

- совершенствование и распространение механизмов компенсации родителям затрат на оплату путевок (в размере не менее 50% от стоимости путевки за счет средств и федерального и регионального бюджета). Здесь необходимо отметить, что эта норма действует только в отношении путевок в детские лагеря, соответствующие установленным требованиям;

внедрение сертификатов, предоставляющих родителям выбор поставщика услуг независимо от формы собственности и без территориальной привязке к субъекту РФ.

- Определение региональных ставок на социальный кредит для родителей по приобретению путевок на детский отдых (не выше 7 %)

- Разработка порядка субсидирования процентной ставки и предоставление государственных гарантий по кредитам, привлекаемым для реализации проектов по строительству, реновации объектов инфраструктуры детских учреждений отдыха и оздоровления любой формы собственности.

При разработке Модельной программы участники рабочей группы также сформировали перечень федеральных мер, реализация которых позволит осуществить комплексный подход к развитию системы детского отдыха и оздоровления. Среди них:

- Внесение дополнения в Приказ Министерства экономического развития № 223 от 23.04.2012 г., в части предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и (или) обеспечение деятельности организаций отдыха и оздоровления детей (Предложения подготовлены Агентством стратегических инициатив и направлены в Минэкономразвития России).

- Разработка профессиональных стандартов деятельности специалистов (педагогический и санитарный минимум), участвующих в реализации программ отдыха и оздоровления детей, систему сертификации специалистов на соответствие стандарту.

- Разработка рекомендаций по современным моделям страхования жизни и здоровья детей, участвующих в программах отдыха и оздоровления детей.

- Создание общественного совета по организации детского отдыха в Российской Федерации, куда войдут представители органов власти субъектов РФ и представители сектора детского отдыха и оздоровления, а также создать технический комитет по стандартизации области отдыха и оздоровления детей в Федеральном Агентстве по техническому регулированию и метрологии.

Ожидаемые результаты:

• Создание системы качественного отдыха и оздоровления детей

• Увеличение числа детей, получающих услуги отдыха и оздоровления в загородных организаций детского отдыха и оздоровления всех форм собственности до 40 %.

• Привлечение в сектор дополнительных инвестиций

• Создание дополнительных рабочих мест.

Источник: МОО "Содействие детскому отдыху"