Фадеева С.А., д.п.н.

ГБОУ ДПО НИРО

В последнее время наметилась тенденция на уровне образовательных организаций к смешению (и более того к подмене) таких понятий как «дополнительное образование» и «внеурочная деятельность».

Необходимы более точные разъяснения этих понятий и самое главное различить кадровое, финансовое обеспечение этих двух видов деятельности. Дополнительное образование имеет свою образовательную программу, а внеурочная деятельность входит составной частью в основные образовательные программы ступеней школьного образования. Отсюда педагогические цели и задачи этих двух видов программ должны быть разные, а, следовательно, и пути их достижения не могут быть одни и те же (Из доклада «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»).

 

 

Специфика  дополнительных образовательных программ и  программ внеурочной деятельности
в современном нормативно-методическом поле

(по состоянию на май 2014 г.)

 

Основание для сравнения

 

Дополнительная образовательная программа

 

 

Программа внеурочной деятельности

Определение   основных понятий

Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования

(273-ФЗ, гл.1, ст. 2, п. 14).

Дополнительная образовательная программа - дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа  либо   дополнительная предпрофессиональная программа)  или дополнительная профессиональная программа  (программа повышения квалификации либо программа профессиональной переподготовки)

(273-ФЗ, гл.2, ст.12, п.4).

 

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность на основе вариативной составляющей базисного учебного плана,  отличная от урочной системы обучения,  позволяющая в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования.

(http://standart.edu.ru/)

Программа внеурочной деятельности (как программный жанр  возникла  в условиях введения ФГОС общего образования) перечень требований и организационных мероприятий, направленных развитие личности обучающихся за рамками урока; является основной структурной единицей  программно-методического сопровождения определённой модели организации внеурочной деятельности

(http://standart.edu.ru/; Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296  Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования)

 

Описание целевых ориентиров

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

 

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональную ориентацию учащихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ОВЗ;
  • социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры учащихся;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами ФГОС и ФГТ

 

(Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).

 

Образовательная деятельность по программам  внеурочной деятельности должна быть направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы (ООП) общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет:

 

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

 

 

(Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования)

 

Описание результатов реализации программ

Результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы  могут быть представлены как:

 

  • результаты обучения,
  • результаты развития,
  • результаты воспитания.

 

 

 

 

(Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения  новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ)

 

Реализация программы внеурочной деятельности отражает приобретение предметных, метапредметных  и личностных результатов,  которые  могут быть представлены как:

 

  • результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, представлений;
  • результаты второго уровня – формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества;
  • результаты третьего уровня – получение школьником опыта самостоятельного социального действия

 

(ФГОС общего образования)

 

Типология программ

Типология дополнительных общеобразовательных программ

(в соответствии с 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008)

По виду: дополнительные общеобразовательные программы делятся на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.

 

По содержанию:

-       дополнительные общеобразовательные программы делятся по направленностям:

 

  • технической,
  • естественнонаучной,
  • физкультурно-спортивной,
  • художественной,
  • туристско-краеведческой,
  • социально-педагогической;

 

Дополнительные предпрофессиональные программы делятся на программы

 

  • области искусств,
  • в области физической культуры и спорта.

 

 

Типология программ внеурочной деятельности

(в соответствии с ФГОС общего образования)

 

По содержанию: программы внеурочной деятельности делятся по направлениям развития личности:

 

  • общекультурному,
  • общеинтеллектуальному,
  • социальному,
  • духовно-нравственному,
  • спортивно – оздоровительному.

 

По планируемым  результатам программы внеурочной деятельности  могут быть (по П.В.Степанову  и Д.В.Григорьеву):

ü комплексными, предполагающими последовательный переход от результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;

ü тематическими, направленными на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания);

ü программами, ориентированными на достижение результатов определенного уровня;

ü  программами по конкретным видам внеурочной деятельности (игровой, трудовой, туристско-краеведческой и пр.);

ü индивидуальными.

 

Структура программ

 

Структура дополнительной общеобразовательной программы

 

  • Титульный лист
  • Пояснительная записка
  • Учебно - тематический план
  • Содержание курса
  • Методическое обеспечение
  • Список литературы

 

 

(Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения  новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ))

 

 

 

Структура программы внеурочной деятельности

(нормативно не закреплена)

1 вариант (основа – структура программ внеурочной деятельности изд-ва «Просвещение»)

 

  • Введение
  • Перечень основных разделов с указанием часов
  • Описание содержания занятий
  • Характеристика результатов (3-х уровней)

 

2  вариант (основа –  структура программ учебных предметов ООП ФГОС ОО)

 

  • Пояснительная записка
  • Особенности форм работы
  • Тематическое планирование
  • Содержание программы
  • Формируемые универсальные учебные действия
  • Планируемые результаты  (3-х уровней)

 

Реализация программ

Дополнительные общеобразовательные программы реализуются, прежде всего, в образовательных организациях дополнительного образования,

осуществляющих в качестве основной цели  образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273-ФЗ, гл.3, ст.23, п.3.1),

а также в иных образовательных организациях,  имеющих соответствующие лицензии.  

Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно

 

(Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).

Программы  внеурочной деятельности реализуются только в образовательных организациях общего образования через: часть учебного плана, деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей, дополнительное образование детей, инновационную (экспериментальная) деятельность по разработке и внедрению  новых образовательных программ.

Формы реализации внеурочной деятельности определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно

 

(Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296  Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования).

 

Период  реализации программ

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время

(Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).

 

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют программы внеурочной деятельности в рамках вариативной составляющей учебного плана; в период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ

(ООП ФГОС общего образования).

 

Экспертиза и утверждение программ

Дополнительная общеобразовательная программа может быть представлена к экспертизе различного уровня.

Дополнительная общеобразовательная программа принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации   (что фиксируется на титульном листе)

(273-ФЗ;  Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения  новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ).

 

Программа внеурочной деятельности может быть представлена к экспертизе различного уровня.

Программа  внеурочной деятельности принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации

(273-ФЗ;  требование к наличию и оформлению титульного листа в программе внеурочной деятельности нормативно не закреплено).

 

Источник: Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования Нижегородского института развития образования