Государственная политика

Первый вопрос повестки Правительства – о повышении доступности дополнительного образования детей.

 

"По оценке экспертов, в период с 2012 по 2014 год объёмы финансирования спортивных, музыкальных, художественных школ, других учреждений возросли практически в два раза. Благодаря этому увеличилось количество организаций в сфере дополнительного образования, и всё большее количество детей имеет возможность посещать различные кружки и секции. Во всяком случае по данным на 2014 год, которыми мы располагаем, это порядка 12,5 млн человек, что на 1 млн больше, чем было. Надеюсь, что эти цифры даже в нынешний сложный период снижаться не будут".

Действительно, охват услугами дополнительного образования растет, но в основном, за счет увеличения учреждений, включающихся в реализацию дополнительных общеобразовательных программ - от дошкольных организаций до ВУЗов.

Нужно разработать дополнительные меры по развитию государственно-частного партнёрства в сфере дополнительного образования детей, использовать лучшие практики, и наши практики, и, конечно, зарубежные

Дмирий Ливанов заявил, что "сегодня по доле занимающихся в кружках и секциях, в школах мы находимся на уровне показателей развития системы образования в советское время – около 65%".

"В 2015 году были впервые разработаны и внедрены новые механизмы и подходы в системе дополнительного образования детей. Первое. В федеральной целевой программе развития образования мы впервые выделили дополнительное образование в отдельную задачу. Предусмотрены серьёзные федеральные средства, в том числе на конкурсную поддержку региональных инициатив, на субсидии пилотным регионам и на гранты тем организациям, которые реализуют и распространяют передовые практики и модели дополнительного образования детей.

Второе. Дмитрий Анатольевич, как Вы сказали, предусмотрены средства на предоставление субсидий на возмещение процентов по кредитам, взятым негосударственными организациями для реализации программ дополнительного образования. Конкурсный отбор по всем этим проектам будет объявлен в ближайшее время.

Третье. В 2015 году создана необходимая нормативная база для перехода на нормативно-подушевое финансирование дополнительных образовательных программ. При этом норматив учитывает и вариативность, и разнообразность этих программ по содержанию и форме, группу получателей, направленность и так далее. Уже в 2016 году государственные задания всем организациям сформированы по этому принципу. Это позволит сохранить свободу учредителей в определении стоимости и состава услуг, но при этом появляются универсальная классификация и единый подход к предоставлению госзадания как профильным учреждениям, так и, например, детским лагерям либо другим организациям, в том числе негосударственным, с учётом специфики разных регионов.

Кроме того, в 2015 году внесены изменения в Бюджетный кодекс, введён новый подраздел «Дополнительное образование детей и взрослых», что позволит нам увидеть объективную картину планирования регионами средств на предоставление детям доступа к программам дополнительного образования.

У нас есть два акцента на ближайшее время, которые мы сделаем в политике. Первый связан с бóльшим привлечением частного бизнеса в сектор дополнительного образования. Успешные примеры этого есть, но необходимо двигаться дальше, потому что на сегодняшний день доля частного сектора в этой области деятельности не превышает 1%. В 2013 году всего 52 организации было, в 2014 году – 80, в 2015 году – уже больше 100, но всё равно этого мало.

Министр культуры В. Мединский в своем выступлени отметил "система музыкальных, художественных школ или детских школ искусств является очень важной частью всей системы дополнительного образования. У нас сейчас в стране действует 5,2 тыс. школ, в которых учатся 1,5 млн детей. При этом важно отметить, что за последние годы число детей, поступивших в детские школы искусств, увеличилось почти на 20%. Это говорит о том, что это очень востребованное и желаемое родителями и детьми обучение. Вообще в нашей стране, надо сказать, в ХХ веке сложилась уникальная система, её почти нигде нет, – это трёхуровневая система художественного образования: сначала школа, потом училище, а потом уже высшее учебное заведение – консерватория или художественный институт".

Вторая очень важная для нас задача – это более широкое вовлечение детей в программы технического и инженерного творчества. Сейчас примерно 10% детей охвачено занятиями в кружках технической и естественно-научной направленности. Планируем увеличить этот показатель в 2–2,5 раза к 2020 году. В том числе с этой целью вместе с Агентством стратегических инициатив реализуется новый проект, который называется «Новая модель системы дополнительного образования детей», предусматривающий создание в Российской Федерации сети детских технопарков".

Министр спорта В.Мутко рассказал о мерах по развитию дополнительного образования в системе спортивной подготовки: "Конечно, помимо гармоничного развития личности, дополнительного образования, навыков, ведения здорового образа жизни, перед этой системой стоит задача подготовки ближайшего резерва сборных команд страны и, конечно же, наших кандидатов в сборные.

В рамках концепции мы последовательно ведём работу по переводу детских спортивных школ в систему физической культуры и спорта (сейчас уже около 60% школ переведено в эту систему), чтобы они реализовали стандарты спортивной подготовки. Мы вместе с коллегами из Минобрнауки получили возможность разрабатывать и реализовывать эти стандарты. В 2012 году мы уже 79 федеральных стандартов спортивной подготовки сделали по 40 олимпийским видам спорта, и они начинают внедряться.

Второе. Последовательно переходим на подушевое финансирование.

Третье. Мы в своей государственной программе выделили отдельное направление: около 1 млрд рублей ежегодно сейчас направляем на поддержку детских спортивных школ. Речь идёт о грантах, о поддержке. Вы знаете, при Вашей поддержке Фонд поддержки олимпийцев эту программу в последний год ведёт, и 500 млн мы также в детские спортивные школы направляем.

Новая федеральная целевая программа на 2016–2020 годы... Мы открываем совершенно новое направление – это обеспечение детско-юношеских спортивных школ инвентарем, оборудованием, строительство региональных центров базовых видов спорта".

Вице-примьер О.Голодец отметила "проблему разведения предпрофессиональной подготовки и собственно дополнительного образования".

Д.Медведев, подчеркнув значение принятых Правительством мер, нивелировал ту значительную работу по переходу от системы внешкольного образования к системе дополнительного образования и концептуальные документы, принятые в последние 25 лет: "Начиная с 2012 года, впервые за постсоветский период, был принят ряд документов по поддержке дополнительного образования детей". Премьер-министр также заявил, что правительство уже утвердило правила предоставления субсидий негосударственным организациям дополнительного образования, которые будут подаваться на конкурсной основе, и компенсировать затраты, которые те несут по кредитам.

Ссылка: Правительство РФ