Государственная политика

Принимаемые правительством меры по развитию системы дополнительного образования детей остаются недостаточными и зачастую носят формальный характер.

 

Депутат Госдумы, руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина считает, что это ставит под угрозу срыва выполнение президентских поручений, в том числе об обеспечении равного доступа организаций допобразования разных форм собственности к бюджетному финансированию.

«Дополнительное образование приобретает все большее значение для всестороннего развития ребенка, его подготовки к самостоятельной жизни. В кружках и секциях дети не только с интересом проводят время. Здесь они получают основы будущих профессиональных компетенций и одновременно – защиту от вредных влияний и соблазнов, которые все агрессивнее окружают детей, в том числе в виртуальном пространстве. Это бесценный ресурс, которым далеко не всегда обладает обычная школа, и он должен быть максимально реализован. Полумеры, формализм здесь особенно неприемлемы», – убеждена Любовь Духанина.

Анализируя выполнение задачи, поставленной в «майском указе» президента РФ, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина, увеличить к 2020 г. до 75% число детей, получающих дополнительное образование, эксперты ОНФ пришли к выводу, что организации допобразования различных форм собственности не имеют равных возможностей для эффективной работы.

Об этом свидетельствует и очередной отчет правительства. В нем говорится, что во исполнение поручения внесены изменения в закон об образовании. Однако эти поправки не обязывают регионы финансово обеспечивать муниципальные и частные организации дополнительного образования – субъектам лишь предоставляется такое право.

Как подчеркнула Любовь Духанина, законодательно не закреплены ни конкретные требования к обеспечению доступа частных организаций к бюджетному финансированию, ни механизм обеспечения такого доступа. Более того, из обновленного закона вообще не следует, что муниципальные и частные организации допобразования имеют равный доступ к бюджетному финансированию.

«Такая «поддержка» системы дополнительного образования детей – бег на месте и не может считаться исполнением президентского поручения. Отсутствие равного доступа к бюджетному финансированию автоматически означает рост родительской платы. Для многих семей это существенные затраты, и они не должны становиться неподъемными. Владимир Путин подчеркнул перед началом нового учебного года, что платные услуги могут расширяться только параллельно с ростом благосостояния граждан», – напомнила Духанина.
Согласно результатам всероссийского мониторинга, проведенного Фондом «Национальные ресурсы образования», 59,6% жителей имеют доступ к специализированным организациям по работе с детьми – детским клубам, культурно-досуговым центрам, кружкам, музыкальным и художественным кружкам. В то же время 13,5% опрошенных отметили, что таких организаций в их населенных пунктах нет. Преимущественно такой ответ давали жители малых городов и сельской местности, при этом больше всего они хотели бы, чтобы дети имели возможность посещать киноклуб, спортивные кружки (фитнес, аэробику, хореографию), различные развивающие занятия, мастер-классы и тренинги.

По мнению Духаниной, обеспечение равных условий доступа к бюджетному финансированию поможет более гибко работать с потребностями населения. Для этого необходимо разработать единый порядок финансирования организаций дополнительного образования вне зависимости от форм собственности.
При этом по-прежнему требуется ускорить разработку нормативных затрат на оказание услуг в сфере образования. Как считает Духанина, без этого бюджеты организаций дополнительного образования на 2017 г. не могут отвечать требованиям нормативно-подушевого финансирования.

Требуется также разработать механизмы контроля за переходом от сметного финансирования к нормативно-подушевому. Без обеспечения равного доступа к бюджетному финансированию домов творчества, спортивных школ, детских технопарков различных форм собственности невозможен и дальнейший сбалансированный переход к персонифицированному финансированию допобразования, отмечает Любовь Духанина. Эта форма финансирования предполагает целевую бюджетную оплату выбранных ребенком занятий по сертификату и проходит тестирование в ряде регионов. Введение такого механизма зафиксировано в качестве основной меры, направленной на развитие дополнительного образования, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012–2017 гг., которая утверждена указом президента.

«Важнейшее условие формирования полноценной образовательной среды – предоставление детям и их родителям реальной возможности выбора образовательных программ. В этом заключается и доступность дополнительного образования. Поэтому еще раз обращаем внимание правительства на то, что всем без исключения организациям допобразования необходимо обеспечить равные права в поддержке со стороны государства», – заключила Духанина.

 

Источник: ОНФ