Государственная политика

будут соданы в 32 регионах РФ и начнут работу с сентября 2019 года.

По данным Минпросвещения, в пилотном проекте по созданию опорных школ РАН примут участие 110 школ из 32 субъектов. Выделенные на реализацию проекта средства и федерального проекта пойдут на переобучение педагогов и закупку оборудования, отметил представитель Минпросвещения. 

Как отмечают в ведомстве, учёные ставят цель с помощью опорных школ РАН обеспечить приток талантливых детей в науку. А Министерство просвещения, в свою очередь, заинтересовано в том, что члены Академии занимались с учениками школ и открывали им доступ к научному инструментарию РАН. Планируется, что опорные школы РАН заработают в субъектах с сентября 2019 года.

Школы будут организованы на базе уже имеющихся школ, а не созданы с нуля. Для этого будут отобраны 110 школ из числа образовательных учреждений, которые показывают стабильно хорошие результаты: высокие показатели, наличие победителей международных олимпиад и Всероссийской олимпиады школьников. Это первое условие. Второе условие для выбора школы в конкретном регионе - это наличие в области учреждений Академии наук либо региональных исследовательских институтов.

Как ожидается, одним из основных эффектов от реализации этого проекта должно стать повышение среднего уровня общего образования - благодаря тому, что поднимется уровень организации работы со школьниками, настроенными на получение научных знаний. Базовые школы РАН будут тесно взаимодействовать с академическими структурами и ведущими университетами. Обеспечением этого процесса и займутся региональные координаторы, половина из них, как уточнил А.Хохлов, трудится в крупных вузах. В опорных школах появятся профильные учебные курсы и факультативы, в том числе исследовательской и проектной направленности. Академики и члены-корреспонденты РАН будут выступать с лекциями и давать школьникам индивидуальные консультации. Успешные выпускники получат рекомендации, которые пригодятся им в начале научной карьеры. Также среди планируемых эффектов проекта - создание «точек роста» и распространение опыта подготовки молодых ученых, формирование у школьников навыков исследовательской деятельности.
 
- В конечном итоге этот проект должен способствовать созданию сообщества профессионалов, нацеленных на решение актуальных проблем образования, науки и практики, обеспечить приток молодых ученых в образовательные организации и исследовательские центры нашей страны, - подчеркнул вице-президент РАН.

Отбору школ, участвующих в эксперименте, предшествовала экспертиза, в ходе которой учитывались как достижения их выпускников в олимпиадах и успехи в выстраивании своих дальнейших образовательных траекторий, так и территориальная близость к НИИ и крупным вузам. Модели опорных школ РАН могут быть разными: профильные, с углубленным изучением ряда предметов на всех уровнях обучения; школы-лаборатории, в которых ученики будут заниматься научно-исследовательской работой, в том числе на базе ведущих институтов; школы при университете или школы-ресурсные центры с возможностью проведения занятий для мотивированных учащихся других учебных заведений; смешанная модель.
 
Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева заявила о необходимости сформировать совет по взаимодействию со школами РАН. Ее министерство берет на себя обеспечение организационно-правовой части проекта. Предполагается, что закупка нового оборудования для опорных школ РАН обойдется в 1 млрд рублей. Из федерального бюджета будет выделена половина необходимых средств, остальную часть, как полагают в Минпросвещения и академии, обеспечат частные инвесторы.
 
О.Васильева обратила особое внимание на то, что какого-либо серьезного структурного реформирования школ, которые станут опорными для РАН, не будет. Но, вероятнее всего, из муниципального подчинения они перейдут в региональное.

- Программа опорных школ РАН - это некая смычка между нацпроектами «Образование» и «Наука», поскольку речь идет о подготовке соответствующих кадров для научно-образовательных цент-ров. Проект находит понимание у руководителей регионов, ведь губернаторы ответственны за их развитие, поэтому было бы вполне естественно перевести базовые школы в их подчинение, - считает президент РАН Александр Сергеев. 
 
От проекта стоит ожидать серьезно модели интеграции общего и дополнительного образования, без которой представить эффектиную проектную и исследовательскую деятельность представить трудно.
 
Базовые школы РАН призваны стать центрами дополнительного образования и внешкольной работы. Они будут сотрудничать с местными университетами и предприятиями и обеспечат возможность вовлечения школьников в собственные исследовательские проекты во взаимодействии с академическими центрами.

Попробовать себя в роли учёных-исследователей школьники смогут и в технопарках «Кванториум». Сегодня в России работает 89 технопарков, которые посещают более 100 тыс. подростков. В 2019 году Минпросвещения будет развивать сеть мобильных технопарков. По данным ведомства, их получат 12 субъектов.

 

Источник: Парламентская газета, Минпросвещения