Государственная политика

Итоги работы по дополнительному образованию в 2018 году и планы Минпросвещения РФ на 2019 год

Ключевая цель приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» – сделать доступным дополнительное образование для детей, в том числе по техническим и естественно-научным программам.

В результате реализации мероприятий проекта в субъектах Российской Федерации созданы современные системы дополнительного технического и естественно-научного образования для детей, при этом эти программы учитывают как интересы детей и их родителей, так и потребности социально-экономического и технологического развития страны.

На основании данных формы федерального статистического наблюдения No 1-ДОП, по сравнению с 2017 годом охват детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, вырос 71 % до 76 % в 2018 году, что характеризует вклад полученных результатов в достижение цели 2 «доступность образования» в части дополнительного образования детей.

В настоящее время в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденным протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 г. No 11, в 20 субъектах Российской Федерации внедрена целевая модель развития современных систем дополнительного образования детей (далее – целевая модель). В 2017-2018 годы на ее реализацию из федерального бюджета выделено 360,9 млн. рублей.

Целевая модель включает: создание региональных модельных центров; функционирование общедоступных региональных навигаторов по дополнительному образованию детей; проведение инвентаризации потенциально пригодных для реализации дополнительных общеобразовательных программ ресурсов организаций образования, науки, культуры и спорта; выравнивание доступности дополнительного образования для детей с различными индивидуальными потребностями и возможностями; использование сетевой формы реализации образовательных программ.

В рамках целевой модели реализуется модель нормативно- подушевого (персонифицированного) финансирования. Сертификаты на получение бесплатного образования по дополнительным общеобразовательным программам за период с 2017 года по август 2018 года получили более 400 тыс. детей в 3,7 тыс. организаций, из которых 111 организаций являются негосударственными.

В этих целях осуществляются мероприятия по развитию современных площадок для реализации дополнительных программ: в субъектах Российской Федерации разворачивается программа создания центров цифрового образования детей «IT-кубы», открываются детские технопарки «Кванториум» (с 2019 года планируется запуск мобильных технопарков для детей, проживающих в сельской местности и малых городах), центры дополнительного образования детей, реализующие дополнительные общеразвивающие программы, соответствующие направлениям деятельности образовательных организаций высшего образования, модернизируется материально-техническая база организаций физической культуры и спорта.

В 2018 году проведены конкурсные отборы на предоставление организациям субсидий из федерального бюджета с привлечением внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации:

Уточнены механизмы реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, в том числе финансовые, с учетом специфики субъектов Российской Федерации, при необходимости внесены изменения в нормативно-правовые акты. Направлен доклад в Правительство Российской Федерации от 26 июля 2018 г. No МОН-П-3405.

Приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. No 298н утвержден профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей» (зарегистрирован в Минюсте России 28 августа 2018 г. No 52016), согласно которому педагогом дополнительного образования детей может быть и специалист-практик. На V Всероссийском совещании работников дополнительного образования детей, прошедшем с 6 по 7 декабря 2018 г., проведена секция, затрагивающая вопросы применения профстандарта.
Привлечение специалистов-практиков к реализации дополнительных общеобразовательных программ предусмотрено и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. No 196.

Общую координацию развития системы дополнительного образования детей, разработку, распространение и внедрение лучших практик осуществляют федеральные ресурсные центры дополнительного образования детей (по основным направленностям), определенные протоколом рабочей группы приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» от 6 мая 2017 года No ВК- 35/09 .

С марта по ноябрь 2018 г. на базе Образовательного центра «Сириус» при поддержке Минпросвещения России реализована программа повышения квалификации для педагогов и руководителей из субъектов Российской Федерации (https://sochisirius.ru/obuchenie/pedagogam/smena140/1361).
Для наставников и руководителей детских технопарков «Кванториум» из более 35 субъектов Российской Федерации ФГАУ «Фонд новых форм развития» проводятся сезонные образовательные сессии, обучающие основным методикам проектного управления и способам их применения в Технопарках.

В г. Санкт-Петербург в период с 11 по 15 декабря 2018 года при поддержке Минпросвещения России проведен финальный этап Международного конкурса детских инженерных команд, в котором приняли участие 74 команды из 7 стран.

На основе данных Росстата (http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/dop-obraz.htm) в 2017 году 71% детей в возрасте от 5 до 18 лет охвачены дополнительным образованием, в том числе 12,6 % детей охвачены дополнительными общеобразовательными программами технической и естественно-научной направленности.
Отчетные данные по результатам мониторинга 2018 года предоставляются Росстатом в конце марта следующего за отчетным (сведения 2018 года будут предоставлены в конце марта 2019 г.)

По состоянию на 1 декабря 2018 г. на функционируют 20 модельных центров дополнительного образования детей (в субъектах Российской Федерации, которым предоставлены субсидии из средств федерального бюджета на внедрение целевой модели развития дополнительного образования детей).

На основе сведений, находящихся в федеральной точке сбора общедоступного навигатора, по состоянию на 1 декабря 2018 г. региональные и муниципальные компоненты федерального навигатора по дополнительным общеобразовательным программам dop.edu.ru внедрены в 42 субъектах Российской Федерации.

Согласно представленным отчетам, по состоянию на 1 декабря 2018 г. в 20 субъектах Российской Федерации, получивших субсидии в 2018 году на внедрение целевой модели развития образования, фактическое значение показателя по охвату детей системой персонифицированного финансирования (от общего количества) составило 25%

В системе «Электронный бюджет» подписаны соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. По состоянию на 1 декабря 2018 г. за счет средств субсидии создано 59 детских технопарков «Кванториум», из них 10 – в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах).

Минпросвещения России продолжена работа по созданию с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» сети центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в субъектах Российской Федерации (далее – Центры).
В целях обеспечения консультационно-методической поддержки субъектов Российской Федерации по созданию Центров к 1 декабря 2018 г. Образовательным Фондом «Талант и успех» заключены бессрочные соглашения с высшими должностными лицами 38 субъектов Российской Федерации: Ханты-Мансийского автономного округа, Республик Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Коми, Саха (Якутия), Хакасия, Тыва, Кабардино-Балкарской, Карачаево- Черкесской, Удмуртской Республик, Приморского, Хабаровского и Камчатского краев, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Калининградской, Калужской, Курганской, Ленинградской, Липецкой, Магаданской, Мурманской, Новосибирской, Орловской, Пензенской, Псковской, Ростовской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Томской, Тюменской, Ульяновской областей, Санкт-Петербурга, Ямало-Ненецкого автономного округа (доклад в Правительство РФ, письмо от 12 февраля 2019 г. No МП-П-391)

Центры организованы на базе организаций общего образования (4), дополнительного образования (22), высшего образования (7), в том числе вошедших в Топ-100 лучших вузов России в 2018 г. (Приморский край и Тюменская область), оздоровительных организаций (1) и иных государственных бюджетных учреждений (4).

По состоянию на 14 декабря 2018 г. 20 субъектов Российской Федерации получили субсидии из средств федерального бюджета на формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, которые предусматривают проведение инвентаризации и утверждение региональных программ, направленных на повышение доступности дополнительного образования, в том числе через использование сетевой формы реализации программ.

На основании протокола заседания комиссии Минпросвещения России по проведению в 2018 году отбора субъектов Российской Федерации на предоставление в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» от 31 октября 2018 г. No 6 определены субъекты Российской Федерации – получатели субсидий, всего 22 субъекта Российской Федерации.

На основании заседания комиссии Министерства просвещения Российской Федерации по проведению в 2018 году отбора субъектов Российской Федерации на предоставление в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание детских технопарков «Кванториум» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» от 31 октября 2018 г. No 4 определены субъекты Российской Федерации – получатели субсидий, всего 26 субъектов Российской Федерации.

На основании заседания комиссии Министерства просвещения Российской Федерации по проведению в 2018 году отбора субъектов Российской Федерации на предоставление в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание новых мест дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» от 31 октября 2018 г. No 5 определены субъекты Российской Федерации – получатели субсидий, всего 4 субъекта Российской Федерации.

Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 г. No 10 утвержден паспорт национального проекта «Образование», которым предусмотрено выделение средств из федерального бюджета в виде субсидий субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации дополнительного образования детей.

Общую координацию развития системы дополнительного образования детей, разработку, распространение и внедрение лучших практик осуществляют федеральные ресурсные центры дополнительного образования детей (по основным направленностям), определенные протоколом рабочей группы приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» от 6 мая 2017 года No ВК- 35/09 .

Региональные модельные центры дополнительного образования детей, созданные в 20 субъектах РФ, получивших субсидию на внедрение целевой модели развития системы дополнительного образования детей, выполняют функции ресурсного, учебно-методического, организационного, экспертно-консультационного и социокультурного центра в региональной системе дополнительного образования детей, обеспечивают согласованное развитие дополнительных общеразвивающих программ для детей различной направленности.

Финал Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» состоялся в период с 15 по 18 декабря 2018 г. в г. Оренбурге (письмо от 20 ноября 2018 г. No ИП-289/06).

За январь-сентябрь 2018 года средняя заработная плата педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования детей, достигла целевого значения, равного средней заработной плате учителей в субъекте Российской Федерации, в 84 субъектах Российской Федерации (с учетом 5-процентного отклонения). В Ханты-Мансийском автономном округе-Югра средняя заработная плата педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования детей, составила 94,8% от средней заработной платы учителей в указанном субъекте Российской Федерации.

Во исполнение пункта 29.30 плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 мая 2016 г. No 642 «Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации работы по выполнению плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г. No 423-р», методические рекомендации по распространению передовых практик воспитания обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их возрастных особенностей разработаны и размещены на едином национальном портале дополнительного образования детей dop.edu.ru в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» (письмо от 29 июня 2018 г. No 09-2026вн).

 

Источник: Министерство просвещения РФ