15 -17 мая 2013 г. в Москве состоялась III Всероссийская конференция руководителей учреждений общего образования. В ней участвовало около 300 педагогических работника отрасли из 50 регионов страны, ведущие эксперты, представители профильного министерства.

Деловую часть первого дня конференции участники посвятили анализу тенденций развития общего образования[1] в России.

На пленарном заседании обсуждались тенденции развития общего образования в России.

О вызовах времени, которые сегодня принимает школа и о её развитии в эпоху перемен, рассказал директор Центра образования «Школа здоровья» №1697, заслуженный учитель России Владимир Просвиркин. В своём выступлении он акцентировал внимание на том, как важно руководителю образовательного учреждения понимать и учитывать условия социально-экономического положения страны. Общаясь с залом, докладчик рекомендовал каждому участнику познакомиться с Указом президента «О долгосрочной государственной экономической политике»: «Это и есть та самая дорожная карта, по которой нам придётся жить в ближайшие годы. Важно на этой основе формировать внутри себя стратегическое видение».

Внедрение новых подходов к обучению ставит перед системой повышения квалификации непростую задачу – в переподготовке нуждаются тысячи работников образования и среди них не только студенты, делающие первые шаги в профессии, но и педагоги, которые в профессии не первый год. О необходимости реализации идеи непрерывного педагогического образования говорила научный консультант Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области Ольга Заславская. «Нет ученика труднее, чем учитель». «В руках педагогов находится полный инструментарий, однако нет умения применить его на практике: деятельностный метод лекционно не передаётся».

В выступлении Сергея Фёклина, советника ректора, секретаря Наблюдательного совета ФГАОУ АПК и ППРО, руководителя юридической клиники (консультации) ГБОУ ВПО МГПУ, были отражены состояние и перспективы нормативной базы образовательного учреждения в связи с принятием ФЗ «Об образовании в Российской Федерации: какие акты являются нормативными, их форма, виды, содержание, порядок их принятия, опубликования и пределы действия.

На конференции работало 3 тематические секции: 1) «Особенности управления общеобразовательными учреждениями»; 2) «Развитие коррекционного образования в современных условиях»; 3) «Модернизация системы дополнительного образования детей».

Целью секции «Модернизация системы дополнительного образования детей» являлось обсуждение проблем, тенденций и перспектив развития дополнительного образования детей в контексте современной государственной образовательной политики, обобщение опыта регионов-участников конференции по совершенствованию системы дополнительного образования детей.

Соорганизаторы тематической секции: Информационный портал «Дополнительное образование» (dopedu.ru)

Модераторы (ведущие) секции:

Буйлова Любовь Николаевна, заведующая кафедрой педагогики дополнительного образования детей ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», к.п.н., профессор, Почетный работник образования, лауреат премии Грант Москвы в сфере образования

Павлов Андрей Викторович, заместитель директора ГБОУ ЦДЮТ «На Вадковском», к.п.н., старший научный сотрудник ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

Выступающие (докладчики) секции:

Голованов Виктор Петрович, главный научный сотрудник ФГНУ Институт Психолого-педагогических проблем детства РАО, д.п.н., профессор, Заслуженный учитель России.

Поволяева Марина Николаевна, заведующая отделом развития воспитания и дополнительного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», д.п.н., профессор, главный редактор журнала «Внешкольник»

Исенко Светлана Петровна, профессор кафедры педагогики ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», доктор культурологии, профессор, Член союза художников РФ

Лыков Алексей Алексеевич, директор ГБОУ ЦРТДЮ «Гермес», Заслуженный учитель России, лауреат премии Грант Москвы в сфере образования

Каргина Зоя Алексеевна, доцент, старший научный сотрудник ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», к.п.н.

В ходе секции были рассмотрены следующие вопросы.

«Стратегические векторы развития дополнительного образования детей в ближайшей и среднесрочной перспективе» (Буйлова Л.Н.). Новое понимание места и роли дополнительного образования детей и основные приоритеты образовательной политики Российской Федерации в этой области сформулированы в выступлениях лидеров государства и предъявляются в документах стратегического характера.

Требования к модернизационным изменениям сферы дополнительного образования детей были изложены В.В. Путиным в феврале 2012 года. В предвыборной статье "Строительство справедливости. Социальная политика для России"[2], говоря о сфере дополнительного образования детей (ДОД), он отметил, что за последнее время: произошел отток из ДОД значительной части кадровых и финансовых ресурсов; посещаемость кружков и секций уменьшилась, охватывает только половину школьников, причем только четвертая часть из них занимается на бесплатной основе. В.В. Путин предложил вернуть систему ДОД в сферу ответственности государства - на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета.

Таким образом, по дополнительному образованию Президент РФ констатирует сокращение и нарастание платности. Но новый ФГОС для младшей школы делает обязательными внеурочные занятия, тем самым, утрачивается специфика дополнительного (добровольного) образования. Кроме того, бюджетная реформа заставляет УДОД зарабатывать деньги за счет увеличения количества платных услуг.

Меры, принимаемые государством по развитию ДОД, нашли свое отражение в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Правительству РФ поручено обеспечить достижение следующих показателей: увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также подготовить предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению ДОД, предусмотрев, при необходимости, софинансирование реализации названных полномочий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Обобщая сказанное, Л.Н.Буйлова подчеркнула, что решение задач, объективно поставленных сегодня перед системой дополнительного образования детей в рамках государственной политики, возможно при обеспечении совокупности условий:

«Управленческие аспекты развития дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях» (Голованов В.П.).

В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, общественные изменения претерпевают и система дополнительного образования. Ее преобразование и развитие в значительной степени определяются тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями и в первую очередь - внедрение в практику дополнительного образовательного учреждения новейших научно-педагогических достижений в области управления.

Меняющаяся социально-культурная ситуация, новые пути и приоритеты в общественном развитии заставляют искать новые аспекты управления развитием дополнительного образования детей. И, естественно, каждое учреждение, каждый регион имеют свои собственные научные и методические находки, положительный опыт, свое видение перспектив, свою уникальную особенность. По-другому быть и не должно, потому что управление является творческой деятельностью, а творчество всегда индивидуально.

«Дополнительное образование детей и каникулярный отдых: пути развития в новых социально-экономических условиях на основе межведомственного и внутриведомственного взаимодействия» (Поволяева М.Н.)

Современная ситуация оказывает заметное влияние не только на развитие всей системы ДОД, но и на организацию детского отдыха, что входит также в число приоритетов государства. Этими вопросами занимаются сегодня разные ведомства, государственный и негосударственный сектор. Обостряется конкурентная борьба между детскими лагерями не только на уровне содержания деятельности, но и на развороте ценового тренда.

Развитие системы отдыха и оздоровления детей нуждается в долгосрочном государственном регулировании, связанном, прежде всего, с созданием современных и комфортных условий, отвечающих всем нормам санитарного законодательства, требованиям противопожарной безопасности.

Президентом РФ от 16.05.2011 № Пр-1365 даны поручения, которые отнесены к числу приоритетных, в том числе:

 

 

В целом, выполнение Поручений Президента РФ по развитию системы детского отдыха и оздоровления имеет большое социальное и экономическое значение. С одной стороны, это поддержание и развитие российских традиций, воспитание у детей патриотизма и любви к Родине, развитие их активности, самостоятельности; с другой стороны, при грамотном подходе к управлению детским отдыхом и оздоровлением из него могут быть извлечены существенные долгосрочные социальные и экономические выгоды, составляющие благополучие граждан.

В современных условиях со всей остротой встают вопросы не только расширения образовательных возможностей детей, но и формирования и предоставления:

«Компетентностный подход в образовании: сущность, проблемы, перспективы и возможности применения в учреждении дополнительного образования детей» (Исенко С.П.)

В условиях информационной эпохи и необходимости преодоления народом России катастрофических последствий духовного кризиса миссия проектируемой эталонной модели организации ДОД (и соответствующего ДПО) сводится к созданию условий для универсального личностного развития учащегося как высоконравственного и образованного (компетентного) человека культуры информационного общества, который  является  наиболее ценным ресурсом прогрессивного культурно-экономического развития страны.

Сложная структура предусмотренных Стратегией развития общего образованияв РФ ключевых компетенций, а  также многообразие общепредметных и предметных компетенций, которые необходимо сформировать в соответствии с направленностями и предметным содержанием реализуемых программ ДОД, обусловливают необходимость разработки и реализации модульной структуры содержания ДОД. Она должна включать:

1/ инвариантные (общие, обязательные, стандартные, неотчуждаемые) модули[3] содержания ДОД, нацеленные на формирование  метапредметных (ключевых, универсальных, общих, переносимых и т. д.), общепредметных (общих для образовательных программ определенной направленности) и предметных компетенций;

2/ вариативные модули содержания ДОД, которые могут обусловливаться личностными предпочтениями педагогов, учащихся и их родителей, специфическими целями и задачами конкретного образовательного учреждения, могут дополнять вышеназванные инвариантные (предметные, общепредметныеметапредметные) модули.

В связи с тем, что единого определения и перечня ключевых компетенций не существует (поскольку компетенции ученика — это, прежде всего,  — заказ общества к подготовке его граждан, во многом определяющийся их согласованной позицией в определенной стране или регионе, а достичь такого согласования не всегда удается), при разработке Проекта была «взята за основу» классификация ключевых компетенций, предложенная А.В. Хуторским для системы общего образования и соответствующая российской стратегии развития общего образования:

Таким образом, в условиях переживания российским народом духовного кризиса (катастрофические последствия которого, в частности, отражены в государственной Концепции духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в РФ) и обострения социокультурной потребности в объединении усилий семьи, общественных и государственных институтов для организации эффективной системы защиты нравственности детей и их духовно-нравственного воспитания уникальный потенциал ДОД используется далеко не в полной мере.

«Опыт успешного управления инновационным развитием учреждения дополнительного образования детей в современных условиях» (Лыков А.А.)

Проблемное поле УДОД: Неадекватность структур управления УДОД к изменившимся условиям. Доминирование задач оперативного управления. Ориентация на достижение целей и задач краткосрочного периода. Отсутствие системы управленческих решений на опережение, замедленная реакция на изменение внешней среды. Нечеткость управленческих процедур. «Провисание» ряда управленческих функций, таких как контроль, долгосрочное планирование. Сосредоточенность на решении преимущественно внутренних задач, слабое взаимодействие с потребителем образовательных услуг по изучению их потребностей.

Стратегия развития УДОД - это базовые ориентиры, куда движется организация, какие средства использует. Какие ресурсы и куда тратятся, на что мобилизуются люди. В интегрированном виде цели и стратегия представлены миссией организации.

Стратегическое планирование- набор конкретных действий и решений, предпринимаемых руководством и ведущих к реализации стратегий, которые обеспечивают образовательному учреждению достижение поставленных целей.

Стратегическое планирование – основные элементы. Анализ ситуации УДОД и динамика ее развития (публичный отчет). Миссия, цели и задачи стратегии развития УДОД (основные цели; чего хотим достичь; на удовлетворение каких потребностей направлена деятельность организации; что изменится в лучшую сторону в результате нашей деятельности на территории). Описание условий создаваемых для образовательной деятельности и благоприятного корпоративного климата. Описание механизмов организации взаимодействия коллектива УДОД, близлежащих школ, местного сообщества и бизнеса. Описание механизмов привлечения средств некоммерческих, благотворительных и иных организаций и фондов, собственных средств от приносящей доход деятельности на развитие УДОД. Этапы реализации стратегии, мониторинг и система оценки результатов деятельности УДОД. Программа реализации отдельных направлений стратегии с разбивкой по этапам, исполнителям и объектам финансирования. Перечень и описание наиболее значимых тематических проектов.

«Особенности организации оказания дополнительных платных образовательных услуг в бюджетном учреждении дополнительного образования детей» (Павлов А.В.)

Современные тенденции коммерциализации образовательных услуг призывают более основательно обратить внимание на существующие организационно-правовые основы существования дополнительных платных образовательных услуг. Есть разные точки зрения: одни считают, что введение оплаты за допобразование приведет к отсутствию формального отношения со стороны педагогов к проведению занятий в кружках и секциях и повышению качества, позволит открывать новые объединения в соответствии с запросами потребителей. Другие, что плата закроет доступ малообеспеченным детям в ДОД и они пополнят совсем другие группировки, и, по сути, кроме платы ничего не изменится. Поэтому нужно действовать в соответствии с нормативной базой и без фанатизма, по принципу, "золотой середины".

Сегодня многие государственные (муниципальные) образовательные учреждения оказываются вовлеченными в процесс оказания дополнительных платных образовательных услуг. Некоторые из них, помня о завете «бесплатного и доступного образования всем» встают на это поле неохотно, подчиняясь требованиям учредителя и течению социально-экономических условий существования, другие же – осознанно, стратегически захватывая все новые и новые формы образовательной деятельности в сферу «платности», вооружаясь маркетинговым инструментом и другими рыночными механизмами.

Так, по данным репрезентативных социологических опросов, проведенных по заказу НИУ ВШЭ в 2010 году, в среднем по России только половина семей с детьми, посещавшими занятия по программам дополнительного образования, не оплачивали эти занятия. Хотя, пожалуй, здесь следует исключить объем "репетиторских услуг" и картина значительно изменится.

Проведенный анализ позволяет прогнозировать некоторые особенности развития УДОД в дальнейшем. Приобретение учреждениями дополнительного образования детей финансовой самостоятельности, нормирование объема образовательных услуг, финансируемых из средств бюджета, создание больших образовательных комплексов с блоком дополнительных образовательных услуг предопределяет векторы развития в сфере доступности и бесплатности.

С одной стороны, есть основания полагать, что оптимальной для выживания учреждений окажется дифференциация образовательных услуг на массовые и элитарные, доступные немногим. Одним из проявлений указанной тенденции следует считать тот факт, что сегодня государство поддерживает военно-спортивную и патриотическую работу с детьми и подростками в системе УДОД, но постоянно снижает бюджетные ассигнования на виды образовательной деятельности, требующие индивидуальной подготовки (танцы, теннис, фехтование, вокал и др.), переводя их, по сути, на самоокупаемость.

С другой стороны, восприятие предметной подготовки как образовательной услуги позволит учреждениям дополнительного образования более чутко отзываться на запросы ее потребителей — детей и родителей, что неминуемо повлечет за собой дальнейшее развитие детского самоуправления в УДОД, а также повышение вариативности образования и соответственно квалификации педагогов. Косвенным образом данные процессы способствуют гуманизации образовательной практики, а также внедрению компетентностного подхода во вновь разрабатываемые образовательные программы. Однако плохо то, что коммерциализация УДОД (как основная тенденция их развития в первом десятилетии XXI в.) уже сделала предоставляемые ими образовательные услуги недоступными для части детей и подростков.

При реализации дополнительных платных образовательных услуг нужно четко понимать грань между бюджетным финансированием и родительской платой, строго следовать нормативно-правовым требованиям и документальному обеспечению.

Работа секции «Модернизация системы дополнительного образования детей» завершилась свободной дискуссией по заданной теме, ответами экспертов на вопросы участников секции.

Открыла дискуссию З.А. Каргина проблемным выступлением «Обновление содержания, технологий и форм дополнительного образования в современных условиях: миф или реальность?»

Обсуждаемые вопросы:

В программу второго дня вошли консультации для участников конференции. которые проводили .

Наиболее актуальные вопросы, которые были заданы консультантам (Л.Н. Буйлова, А.В. Павлов) по организации дополнительного образования, касались проблем:

 

 

Заключительные положения

Участники секции отметили, что новый закон «Об образовании в Российской Федерации»» не учитывает специфики работы сферы дополнительного образования детей, поэтому рано говорить о готовности педагогического сообщества к изменению системных оснований работы. В этой связи педагоги дополнительного образования стремятся сохранить накопленный кадровый и бесценные методические наработки.

Поставленные Президентом РФ и Правительством задачи по развитию ДОД предполагают, что для начала работ по его модернизации необходимо:

1.  Уточнить, что понимается под системой дополнительного образования и что именно подлежит развитию и оформить представления о назначении, целях, результатах и содержании образовательной деятельности, осуществляемой государственными учреждениями дополнительного образования детей (ГОУ ДОД).

2. Проанализировать состояние ДОД, в целом, и в каждом регионе, в частности, на предмет соответствия выстроенным представлениям, законодательству РФ и запросам на уровне интересов детей.

3. Описать эталонные модели деятельности ГОУ ДОД на основе выстроенных представлений и экспериментальной апробации их эффективности.

4. Отработать механизмы обновления системных оснований деятельности ГОУ ДОД с учётом принципов государственной образовательной политики.

5. Разработать требованиях к:

-качеству предоставляемого образования ГОУ ДОД;

-реализуемым дополнительным общеобразовательным программам;

-организации образовательного процесса;

-профессиональной деятельности педагогических работников;

-ресурсной базе ГОУ ДОД;

-документационной базе ГОУ ДОД;

-модельным методикам расчета нормативов на финансирование осуществляемой ГОУ ДОД образовательной деятельности.

Модераторы секции постарались обозначить наиболее важные проблемы деятельности системы дополнительного образования и перспективы дальнейшего ее развития, направленные на реализацию федеральных инициатив последующих лет.

Информация и предложения, полученные в ходе дискуссии, будут размещены на портале и в журнале.


[1] Общее образование — первый уровень образования — не профессиональное и не специальное образование (Толковый словарь русского языка Ушакова 4 т., Москва, Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-40). В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012) образование в РФ подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

[2] В.Путин. Строительство справедливости. Социальная политика для России. 13.02.2012 - http://www.kp.ru/daily/3759/2807793

[3] Модуль рассматривается автором как организационно-методическая (чаще интегрирующая различные области знания) структура учебного материла, предусматривающая выделение группы относительно самостоятельных взаимосвязанных элементов научного знания в соответствии с общей структурой и логикой научной дисциплины (или нескольких научных дисциплин), целью и задачами конкретной  образовательной программы ДОД.