С 30 октября по 1ноября 2013 года в г. Вологде состоялся окружной форум Северо-Западного федерального округа по вопросам развития дополнительного образования «Интеграция общего и дополнительного образования как фактор развития воспитательного и социально-педагогического потенциала региона». Форум был организован Министерством образования и науки Российской Федерации при поддержке Департамента образования Вологодской области, АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования».

В семинаре-совещании приняли участие представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Профсоюза работников образования и науки Российской Федерации, руководители органов государственной власти Вологодской области, представители региональных и муниципальных органов управления образованием, руководители образовательных организаций; научные сотрудники учреждений высшего и дополнительного профессионального образования – всего более 250 человек из 11 регионов Российской Федерации (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Ярославская, Вологодская, Архангельская, Мурманская, Псковская, Новгородская, Калининградская области, Республика Коми, Республика Карелия, Ненецкий автономный округ).

В режиме видеконференции участников совещания приветствовал и отвечал на вопросы представителей регионов заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Шаевич Каганов.

Информационная поддержка совещания осуществлялась интернет-порталом «Дополнительное образование» (http://dopedu.ru/), интернет-сайтами Департамента образования Вологодской области (http://depobr.gov35.ru), АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» (http://viro.edu.ru), ООО ТРК «Русский Север».

Цель семинара-совещания – обсуждение приоритетов и направлений развития дополнительного образования детей в контексте современного социокультурного и экономического развития регионов; внесение предложений в проекты нормативных правовых актов по вопросам дополнительного образования детей, представленных Минобрнауки России.

В рамках семинара-совещания прошли пленарное заседание, дискуссия «Открытый микрофон», круглый стол, панельная дискуссия. Местом проведения семинара-совещания стали: Правительство Вологодской области, БОУ ВО «Вологодская кадетская школа-интернат», АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования».

С основными направлениями модернизации дополнительного образования участников совещания познакомил директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Александр Эдуардович Страдзе.

С приветственным словом от Профсоюза работников народного образования и науки РФ выступила Светлана Вадимовна Павлушкова, председатель Вологодской областной общественной организации Профсоюза работников образования и науки РФ.

На пленарном заседании семинара-совещания были представлены следующие доклады:

Второй день семинара-совещания начался с обсуждения проектов нормативных правовых актов по аспектам дополнительного образования детей, представленных Министерством образования и науки РФ: проекта Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года; проекта приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»; проекта Методических рекомендаций по решению задачи увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%.

Участниками конференции были актуализированы проблемы межведомственной интеграции в развитии дополнительного образования детей, сетевого взаимодействия различных типов учреждений и организаций, государственно-частного партнерства в развитии доступности и качества дополнительного образования детей, проблема статистического учета детей, обучающихся по программам дополнительного образования, обсуждены проекты профессиональных стандартов специалистов в области дополнительного образования.

Во время дискуссий и круглых столов были подняты вопросы, касающиеся содержания деятельности педагога дополнительного образования, оценки качества его деятельности, перехода на новую систему оплаты труда, введения эффективных контрактов в системе дополнительного образования.

Участники конференции отмечают своевременность и актуальность привлечения внимания законодательных и исполнительных органов власти, всего профессионального сообщества работников образования к проблеме развития дополнительного образования детей.

Участники семинара-совещания констатируют, что:

- дополнительное образование, призванное развивать творческие способности детей, удовлетворять их индивидуальные потребности в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплении здоровья, а также в организации их свободного времени, является одним из приоритетов инновационного развития страны;

- дополнительное образование детей должно быть ориентировано на государственный заказ, на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. В связи с этим, образовательная деятельность учреждений дополнительного образования детей должна находиться в состоянии постоянного обновления и совершенствования.

Участники семинара-совещания отмечают:

- актуальность разработки системы нормативно-правовых документов, обеспечивающих единые подходы к развитию инфраструктуры сферы дополнительного образования детей в субъектах РФ;

- значимость стандартизации требований к разным аспектам профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

В то же время участниками совещания осознается необходимость:

- разработки на федеральном уровне нормативной и правовой базы по вопросам межведомственного взаимодействия;

- согласования нормативных правовых документов в части единых требований к организации дополнительного образования детей;

- разработки и реализации региональных программ развития дополнительного образования детей;

- совершенствования нормативно-правовых механизмов интеграции общего и дополнительного образования по вопросам участия учреждений дополнительного образования детей в реализации неурочной деятельности согласно ФГОС общего образования;

- разработки процедур и технологий изучения и формирования социального заказа на услуги дополнительного образования детей;

- совершенствования системы учета детей, охваченных дополнительным образованием;

- совершенствования механизмов обеспечения доступности дополнительного образования, мер по увеличению охвата детей программами дополнительного образования;

- совершенствования механизмов формирования государственных (муниципальных) заданий учреждениям дополнительного образования детей;

- уточнения критериев оценки качества реализации образовательных услуг учреждений дополнительного образования детей;

- совершенствования механизма оплаты труда педагогических и руководящих работников системы дополнительного образования детей путем введения эффективного контракта в дополнительном образовании детей;

- создания системы поддержки молодых специалистов в сфере дополнительного образования детей;

- модернизации системы аттестации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов системы дополнительного образования;

- разработки требований к дополнительным общеразвивающим программам, их структуре и содержанию;

- создания банка данных дополнительных общеразвивающих программ;

- создания и развития вертикали ресурсных центров по всем направленностям дополнительного образования детей;

- приведения в соответствие всех нормативных документов с точки зрения единства названий и подходов;

- создание глоссария основных понятий, используемых в нормативных и методических материалах сферы дополнительного образования детей;

- на совещании 1-4 декабря 2013 года сформулировать государственный заказ к сфере дополнительного образования детей и обсудить основные проблемные вопросы, обозначенные в ходе семинара-совещания.

Участники семинара-совещания отметили необходимость проведения подобных форумов и дальнейшего обсуждения актуальных вопросов развития дополнительного образования в сети Интернет.