Главная

22-23 апреля в Ярославле состоялся международный форум «Евразийский образовательный диалог», ставший усилиями организаторов практически традиционным, одним из ключевых мероприятий в российском образовании, несмотря на свою трехлетнюю историю.

 

В текущем году основное внимание участников форума по праву было сосредоточено на развитии системы дополнительного образования детей. В рамках Форума прошел цикл мероприятий, посвященных обсуждению проблем, перспектив и задач развития сферы «неформального», дополнительного образования.

В настоящее время Минобранауки РФ готовит новую концепцию дополнительного образования в России, которая должна определит вектор и механизмы модернизации системы.

Для обсуждения вопросов, связанных с реализацией политики в сфере дополнительного образования была создан Межведомственный совет, в рамках которого была создана рабочая группа под руководством директора ФГАУ «ФИРО» А.Г. Асмолова, в состав которой вошли ученые, специалисты сферы дополнительного образования, представители культуры и спорта, бизнеса и общественные деятели.

В первый день Форума состоялась конференция «Неформальное образование – новый объект управления: задачи и возможности». В ее рамках были представлены попытки сформулировать роль и место неформального образования, сращивая его с государственной системой формализованного дополнительного образования.

Актуальными вопросами здесь по-прежнему остаются «можно ли, зачем и как управлять неформальным образованием?», разрозненной системой практик, сознательно выходящей (м.б. «сбежавшей») за рамки традиционной системы образования и его правового поля?

Практика неформального образования, являясь частной инициативой, сегодня по сути живет по законам рыночной экономики и бизнес-функционирования, далекой от построения сложной теоретической базы, избегая лишнего формализма в повседневном поиске и представлении нового для потребителя (родителя и ребенка).

Получится ли диалог, когда одна сторона идет своим путем, а другая, возлагая на нее какие-то серьезные надежды без серьезных преференций, продолжает разговаривать в категориях «санпинов», «снипов», «актов» и других крайне формализованных вещей?

Так, открывая конференцию, глава Департамента образования Ярославской области Михаил Груздев в своем выступлении поднял самый нелегкий вопрос: «Можно ли и нужно ли управлять современным новым образовательным пространством ребенка?»

Он представил идею, согласно которой новый объект управления – система программ и проектов на определенной территории, где ребенку предоставляются самые различные формы и возможности реализации образовательных потребностей.

По его мнению роль педагога сегодня смещается к тьюторству, где он сопровождает формирование личности ребенка в его персональном образовательном пространстве.

«Не отказываясь от традиционной модели существования сети учреждений дополнительного образования, мы должны понимать, что необходимы иные способы распределения финансовых потоков, финансирования проектов, в том числе негосударственных. Мы должны направлять финансовые ресурсы на те проекты, которые нам выгодны. Мы можем направлять средства туда, куда считаем нужны, где образовательные результаты школьного периода детства наиболее эффективны» - заявил в своем выступлении Груздев.

Как считает М. Груздев, интеграция основного и дополнительного образования является важным условием достижения мета предметных результатов, заложенных в школьных образовательных стандартах.

С основными направления развития системы дополнительного образования познакомил участников конференции директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ Александр Страдзе:

• Разработка и развитие региональных программ в сфере дополнительного образования детей

• Совершенствование организационно-экономических механизмов

• Использование ресурсов негосударственного сектора

• Мониторинг и оценка качества

• Эффективный контракт

• Привлечение и развитие молодых профессионалов

А. Страдзе заявил, что дополнительное образование – это непрерывный процесс, интегрированный со всеми уровнями образования, образование через всю жизнь.

Он отметил, что вопросы управленческих, экономических механизмов требуют своего первоочередного решения, как и разделение полномочий между субъектами федерации и муниципалитетами в вопросах дополнительного образования.

«Необходимо апробировать современные практики, вариативные формы работы в различных социально-экономических условиях, реализуя принципы государственно-частного партнерства», - заключил А.Страдзе.

Вопросам мониторинга экономики образования в сфере дополнительного образования посвятил свое выступление Сергей Косарецкий, директора Центр социально-экономического развития школы Высшей школы экономики.

Он предположил, что управлять сферой неформального образования, неподконтрольной напрямую государственной системе образования, можно.

«Образование – сфера общественных благ, это традиционное представление о системе образования в России, но это не вполне подходит к сектору неформальному образования, которое лежит в сфере частных благ», - отметил Косарецкий.

По его мнению одним из наиболее острых вопросов является отсутствие закрепления гарантии бесплатности и доступности для всех дополнительного образования. «Полностью бесплатного дополнительного образования нет: это миф». Родителям приходится платить за те или иные вещи: оснащение, благотворительные взносы, индивидуальные занятия и т.д. Только 24 % родителей говорят о полностью бесплатном до для них.

Не менее острый вопрос о сохранении сети подведомственных учреждений, формировании конкурентной среды, где данные учреждения будут равнозначными субъектами в общей системе дополнительного образования.

С. Косарецкий привел сведения о показателе затрат бюджета на финансирование ребенка в системе дополнительного образования – в среднем по РФ он составляет 12 000 р/год. Примерно столько же, по его сведениям, тратит семья на платные услуги в сфере образования ребенка.

Наряду с этим 7,5 часов в неделю ребенок задействован в системе дополнительного образования.

Александр Попов, главный научный сотрудник ФИРО, выступил с проектом концепции мирового открытого образования русского мира.

В рамках конференции выступили также представители бизнеса и проектов в сфере неформального образования.

В рамках конференции состоялись секции "Неформальное образование как ресурс развития пространства образовательных возможностей ребенка: сущность, миссия, основные субъекты неформального образования", "Управление сферой неформального образования: от управления сетью образовательных организаций к управлению программами и проектами", "Проектирование индивидуальных образовательных траекторий и организационно-педагогическое сопровождение детей в пространстве неформального образования", "Сущность образовательных результатов и технологии их оценивания в сфере неформального образования".

Продолжение в материале по итогам заседания Межведомственного совета.

Андрей Павлов