23 апреля в рамках международного форума «Евразийский образовательный диалог» состоялось заседание Межведомственного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей.

Заседание проходило в открытом режиме под руководством министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, который познакомил присутствующих с первыми итогами разработки Концепции развития дополнительного образования детей в РФ.


Фото: Минобрнауки РФ

Открывая заседание, Ливанов отметил передовой опыт Ярославской области в сфере дополнительного образования.

По словам Министра, инициатором разработки проекта Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации выступило Минобрнауки России. Для обсуждения вопросов, связанных с ее реализацией была создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты сферы дополнительного образования, представители Минкультуры России, Минспорта России, общественные деятели.

Возглавил рабочую группу директор Федерального института развития образования, академик РАО Александр Асмолов.

«В настоящее время состоялось уже три заседания рабочей группы, проект концепции дорабатывается с учетом пожеланий и дискуссий, которые происходят в ходе общественных слушаний. 17 апреля в Совете Федерации состоялись парламентские слушания проекта концепции», – сообщил Дмитрий Ливанов.

Глава Минобрнауки России также отметил, что в данный момент проект концепции размещен в на официальных сайтах Минобрнауки России и ФИРО для общественного обсуждения.

Ливанов выделил основные принципы в развитии сферы дополнительного образования детей:

• социальная гарантия государства на качественное и безопасное дополнительное образование детей;

• общественно-государственная поддержка разнообразия детства, самобытности и уникальности личности посредством расширения спектра общеразвивающих и предпрофессиональных программ разной направленности и сетей дополнительного образования детей, обеспечивающих их приобщение к традиционным и общечеловеческим ценностям в современном информационном постиндустриальном поликультурном обществе;

• реализация права на развитие личностного и профессионального самоопределения детей в различных видах конструктивной личностнообразующей деятельности;

• расширение социальной, академической и профессиональной мобильности детей, подростков и молодежи через дополнительное образование;

• ориентация вариативных программ дополнительного образования на метапредметные и личностные результаты образования;

• приобщение детей через вариативные программы дополнительного образования к различным традиционным и инновационным ремеслам, искусствам и технологиям;

• общественно-государственное мотивирование средств массовой коммуникации (СМИ, телевидение, интернет, стейкхолдеры социальных и интеллектуальных сетей, издатели), способствующее расширению репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, технологии мобильного дистантного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи, их самообразование и позитивную социализацию;

• содействие частно-государственному партнерству в сфере игровой индустрии, производящей безопасные игры (в том числе компьютерные игры общеразвивающего и обучающего характера), игрушки, имитационные модели, способствующие расширению условий реализации программ дополнительного образования, психолого-педагогическому проектированию образовательных сред, стимулированию детей к познанию, творчеству и конструктивной деятельности;

• общественно-государственное мотивирование различных организаций культуры, спорта, здравоохранения, образования, науки и бизнеса как потенциальных ресурсов расширения экологии детства на предоставление возможностей в этих организациях реализации дополнительного образования детей, подростков и молодежи (библиотеки, музеи, театры, выставки, дома культуры, клубы, детские больницы, научно-исследовательские институты, университеты, торговые и промышленные комплексы).

Безусловно, одним из самых острых вопросов остается финансирования системы дополнительного образования. Министр отметил, что система финансирования не меняется, государство намерено сохранить его в полном объеме. «Это полномочия региональных и муниципальных бюджетов, но когда мы начинаем что-то новое, то понимаем, что очень важно дать импульс — методический и финансовый из федерального центра. Естественно при разработке новой программы модернизации дополнительного образования будут и дополнительные финансовые ресурсы федерального бюджета, чтобы ускорить развитие региональных систем допобразования», — сказал министр без уточнения сумм.

Министр заключил, что после общественных обсуждений и доработок концепция должна быть утверждена Правительством РФ уже в июне.

Руководитель рабочей группы Александр Асмолов в своем выступлении отметил, что задача дополнительного образования – адаптация подрастающего поколения к изменяющимся изменениям, потому как реальность сегодня резко изменяется, эти изменения постоянны, а скорость коммуникации возрастает.

«Мы чувствуем неполноценность термина «дополнительное образование». Мы предлагаем обсудить введения термина «персональное образование», образование которое касается развития личности каждого человека. В этой логике уже построены и стандарты. Формула «сделай себя сам» как никогда относится к миру персонального образования»», - заявил А. Асмолов.

Асмолов проанализировал и привел примеры современных тенденций в образовании - по всему миру появились прототипы таких мотивирующих сред – образовательно-развлекательные центры, детские зоны, тематические парки. В России уже появились и развиваются подобные практики.

По его мнению, метасистемный скачок приводит к тому, что дополнительное образование становится зоной для развития общего образования, его перспектив в целом, «магистральным трендом для создания мотивирующих миров».

Директор ФИРО также отметил, что необходимо поддержать сеть организаций дополнительного образования.

С проблемами и предполагаемыми перспективами, отмеченными в Концепции, познакомил присутствующих Сергей Косарецкий, директор Центр социально-экономического развития школы Высшей школы экономики. Среди главных проблем им были обозначены отсутствие государственные гарантии бесплатности и доступности услуг, рассогласованная политика в регионах в сфере дополнительного образования, статистические трудности и формальная отчетность. «Отсутствуют стандарты, эффективные системы оценки качества, поэтому нужны более тонкие инструменты и механизмы», - сказал Косарецкий.

Для персонифицированного финансирования услуг по дополнительному образованию нужна система электронного учета. По его мнению необходимо расширение спектра услуг, привлекать в организации профессионалов, развивать высоко технологичную инфраструктуру, увеличивать качество, привлекать инвестиции и использовать ресурсы как негосударственного сектора, так городских пространств, инфраструктуры культурных и спортивных объектов, а также дистанционного образования.

С. Косарецкий отметил, что использование школы, как как унифицированной модели имеет ряд опасностей. «Школьные модели ДО очень актуальны для сельской местности, интересен также опыт городских образовательных кластеров. Нужно поддержка сети организаций дополнительного образования с повышением их эффективности и введением электронной системы учета».

Стоит отметить, что идеологии персонифициорованного финансирования отводится особая роль в Концепции, что было особо подчеркнуто директором Центра прикладных экономических исследований и разработок ВШЭ Татьяной Абанкиной.

Руководитель направления социальных проектов Агентства стратегических инициатив Владимир Яблонский отметил необходимость снижения административных барьеров, мешающих открытию и вхождению негосударственных организаций в систему дополнительного образования.

«Чтобы говорить об успехе, все его положения должны быть реализованы в конкретных мероприятиях, включенных в бюджетный процесс», - отметил Яблонский.

Итоги рассмотрения Концепции в Совете Федерации подмела заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова. «Дополнительное образование должно не только раскрывать потенциал каждого ребенка и создавать условия для его развития, но и обеспечивать его предпрофессиональную подготовку и профессиональное самоопределение. Мы и так долгие годы незаслуженно «забывали» о сфере дополнительного образования, превратив его в «золушку» от образования. Осознание того, что дополнительное образование, независимо от ведомственной принадлежности, должно стать таким же «обязательным», как и общее образование, с той лишь разницей, что ребенок имеет возможность выбрать из многих направлений те, которые нужны лично ему, и в таком объеме, какой ему кажется наилучшим», - сообщила депутат.

Мануйлова считает, что Концепция обязательно должна быть дополнена программой или комплексным планом мероприятий, имеющих конкретные сроки проведения, ответственных лиц и исполнителей. «Не менее важным является вопрос финансового обеспечения данного проекта, пока в федеральном бюджете текущего и двух последующих лет отдельной строчки на дополнительное образование на запланировано. Реализовать основные направления концепции возможно через мероприятия госпрограммы. Чтобы предлагаемая Концепция соответствовала государственной программе развития образования на 2013-2020г.г., потребуется внести некоторые изменения в госпрограмму»,- считает депутат.

Представитель Минспорта РФ Ирина Григорьева попросила разработчиков подчеркнуть значимость развития физической культуры и спорта в Концепции, отметив, что документ может стать основой для модернизации физического воспитания детей. По ее мнению, целесообразно учитывать в концепции и положения по нормам ГТО.

Директор Ярославского института развития образования Ангелина Золотарева обратила внимание авторов концепции на необходимость отражения социального заказа государства и общества в сфере дополнительного образования, механизмов его изучения.

Из проекта Концепции: В связи с особой миссией дополнительного образования и возможностью изменения ценностного статуса дополнительного образования появляется шанс на то, что реализации по отношению к дополнительному образованию государственной политики, заложенной в Указах Президента России 2012 года, позволит дополнительному образованию перестать быть «золушкой» российского образования и ответить на вызовы и риски информационной эпохи. Именно на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение дополнительного образования личности в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства в XXI веке, и направлен предлагаемый проект концепции развития дополнительного образования детей, подростков и молодежи.


Помогут ли высокие надежды, глубокие смыслы и новые задачи нашей «золушке»?

 

Андрей Павлов