Неофициально о главном в сфере дополнительного образования детей в ушедшем году

Традиционно подводим итоги минувшего года, оказавшегося для сферы дополнительного образования детей не менее насыщенным, чем и предыдущий.

Едва успев разобраться с годом "неожиданных возможностей", мы летели сквозь череду ожиданий, разочарований и свершений.

Этот год с осторожностью можно назвать "лакмусовым" - потому как все имело возможность проявиться в самом явном виде. Осторожность же здесь уместна, потому как перед нами перспектива последующих лет - с уже заявленными новыми реформами на образовательном полигоне.

В поисках источника оптимизма и мы обратились к классике. Классика сегодня в "тренде" - к ней часто обращена наша образовательная политика. Тем более, наша классика отметила 50-ти летний юбилей в ушедшем году, но как и прежде актуальна (х/ф "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен").

Программы, концепции, стратегии...

Прошедший год оказался богат на нормативное оформление государственной образовательной политики. Объяснить такую стремительную концептуализацию сложно даже стремительным развитием общественных отношений и изменением культурно-образовательного пространства страны.

Президент РФ утвердил "Основы государственной культурной политики", согласно которой целью государственной культурной политики стало "формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития".

Дорабатывается проект Концепции государственной семейной политики, особое внимание в которой будет уделено вопросам развития, воспитания и образования детей, схожими с задачами дополнительного образования детей.

Правительством РФ утверждены Основы государственной молодежной политики.

Предметом дискуссий также стал проект Стратегии развития воспитания до 2025 г., приоритетной задачей является "формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины".

Разработана и утверждена "дорожная карта" (план мероприятий) "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", уделяющая внимание также и дополнительному образованию детей.

Под занавес году утверждена новая «Концепция ФЦПРО» - программы развития образования второй половины текущего десятилетия, касающаяся и изменений в сфере дополнительного образования. Особое внимание государство уделит интеграции систем общего и дополнительного образования.

Безусловно, центральным событием года стало утверждение Концепции развития дополнительного образования детей, дающей надежду и вдохновение всем от исследователей до практиков. Документ, благодаря академику А.Г. Асмолову, являющегося руководителем группы его разработчиков, стал прогрессивной вехой не только сферы дополнительного образования детей, но и всей системы российского образования. Но для воплощения идей требуется последовательная реализация не менее прогрессивных мер и их финансовое обеспечение.

Министерство образования и науки РФ пока только подготовило проект комплекса мер, который должен быть утвержден и принят к реализации в самое ближайшее время, но с сентября 2014 года какие-то обстоятельства не позволяют утвердить этот документ (есть предположение, что финансовые обязательства).

Приняты СанПиН, регулирующие организацию деятельности в дополнительном образовании более детально нежели, чем профильный Приказ Минобрануки РФ №1008 "Об утверждении Порядка организации…», наспех заменивший Типовое положение об УДО и оставивший серьезные пробелы в регулировании сферы.

Несмотря на всю концептуализацию сфера дополнительного образования продолжает регулироваться тремя документами прямого действия: ФЗ "Об образовании в РФ", Приказ Минобрануки РФ №1008 и всемогущий СанПиН, устанавливающий требования в т.ч. и к образовательному процессу.

Разработан проект Профессионального стандарта педагога дополнительного образования, идет его обсуждение и доработка.

Но все же, исходя из того, что центральным и главным документом педагога дополнительного образования остается дополнительная общеобразовательная программа, именно ее разработка и реализация вызывает больше всего проблем и вопросов.

Между тем, образовательное пространство дополнительного образования все же не представляет собой единого поля и не сможет быть унифицировано никак иначе, кроме неаккуратного "хирургического вмешательства". ФЗ "Об образовании в РФ", стремясь, систематизировать виды дополнительных общеобразовательных программ в неравнозначные уровни, не учел специфики двух систем, каждая из которых вполне самостоятельна и самооценна, но разнонаправлена (ДШИ - в рамку классической школы, а УДО - в свободу творческой деятельности). ФЗ "Об образовании в РФ", совершив такой "водораздел", срезал амбиции на предпрофессиональную подготовку в типовом учреждении дополнительного образования, и закрепив статус "общеразвивающий". Последствия данной новации пока слабо видны. Между тем дети данных систем также перемешиваются в параллели, а не по ступеням, переходя от одного уровня к другому.

В то время как к предпрофессиональным программам разработаны ФГТ, к общеразвивающим программам требования носят форму "примерных требований" (2006 г.), мягко говоря, не развивающих современные тенденции ФЗ «Об образовании в РФ». Это обстоятельство также позволяет поддерживать вариативность программ, но не способствует поддержанию их качества.

Подтверждением этому послужило исследование 500 дополнительных общеобразовательных программ, рабочих программ внеурочной деятельности и элективных курсов в одном из субъектов РФ (пожелал остаться нераскрытым), обладающих серьезным ресурсным потенциалом, в т.ч. и методическим. Более 55% программ по итогам исследования рекомендованы к доработке. Особо слабыми оказались программы общеобразовательных школ, но и "ведущих" учреждений дополнительного образования.

- Инструкция старая.
- Старая. Но никем не отмененная, между прочим. Понятно говорю?

"Факты - упрямая вещь, статистика гораздо сговорчивее"

С 1 января 2014 г. обеспечение дополнительного образования детей̆ в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (подпункт 3 части 1 статьи 8, часть 2 статьи 111 Закона «Об образовании в РФ»).

Это означает дополнительную нагрузку на социальные обязательства региона, которые в последние годы и без того возросли посредством передачей необеспеченных финансовых обязательств с федерального уровня в социальной сфере.

Регионы разделяют головную боль с муниципалитетами, которые, в свою очередь, охотно делятся ей с населением, оптимизируя свои социальные расходы.

К минувшему августу расходы на образование увеличили все регионы, кроме Москвы, и теперь они составляют невероятные 29%  (с превышением в 2 раза) в структуре расходов консолидированных бюджетов.

К концу 2014 года Счётная палата констатировала, что в следующем году регионы и министерства столкнутся с существенным сокращением федеральных дотаций.

Общее финансирование (консолидированный бюджет) всех организаций дополнительного образования детей по данным Росстата составляет 138 807 354 тыс.рублей.

Средняя заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей по РФ (данные Росстата) в 2014 году составила 30 780 рублей. Но средняя заработная плата, как известно, величина относительная.

В федеральном бюджете 2015-2017 годов не заложено ни одного целевого рубля на развитие системы дополнительного образования детей.

Между тем, в Указе Президента РФ, которым руководствуются по достижению показателя охвата, недочитанной остается фраза «предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета".

Но в бюджете предусмотрены субсидии регионам на развитие систем дошкольного и дополнительного образования. Не стоит сомневаться, что первоочередной задачей является (по Указу Президента РФ от 2012 г.) обеспечение уже к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Конечно же, нельзя обвинить Министерство образования в бездеятельности - по заказу ведомства проводится большое количество мероприятий, направленных как на исследования, так и на повышение квалификации:

К сожалению, не всегда результаты проведенных исследований и разработок доступны для широкого круга специалистов, что в конечном счете является их целью  - внедрение в практику.
Но все же Комитет по образованию Государственной Думы неоднократно обращал внимание на то, что объем бюджетных ассигнований в части финансирования сферы образования не обеспечивает необходимых темпов и приоритетности развития системы образования, а эффективность расходования выделяемых средств вызывает вопросы.

В экспертном сообществе, знакомым с ситуацией, также бытует мнение о том, что отсутствие факта целевых денег на дополнительное образование в федеральном уровне является не самым плохим сценарием.

 

Когда статистика во главе угла

Метод единообразия и стандартизации смотрится сегодня тоскливо на палитре всего, что называется "дополнительное образование". И попытки посчитать и померить (как в знаменитом м/ф) все сугубо "в попугаях" раз за разом терпит фиаско.

Другое дело - статистика, когда она может стать инструментом развития, а не целью этого развития.

Традиционно Высшая школа экономики ежегодно проводит Мониторинг экономики образования с целью информационной поддержки образовательной политики. С 2013 года в мониторинг активно включена и сфера дополнительного образования детей - исследования различных социальных и профессиональный групп, позволяющей судить о процессах, происходящих в системе дополнительного образования детей: "Педагоги учреждений дополнительного образования детей как социально-профессиональная группа: мотивации, структура и условия труда», "Участие семей в финансировании занятий детей дополнительным образованием", «Опрос руководителей УДОД».

Но единственными самыми популярными и "объективными" показателями развития системы дополнительного образования стали проценты охвата детей, о перевыполнении которых регулярно рапортуют руководители региональных систем образования.

Как сообщил министр образования Д.Ливанов в по итогам 2014 г. достигнуты показатели в 65%. В августе министр озвучивал цифру 62%, а также сетовал на несовершенство статистики и необходимость новой методики подсчета (считается услуга, а не ребенок - ред.). В ГП "Развитие образования до 2020 года" в 2013 г. была зафиксировано 49,1%. Динамика положительна все же.

В командно-распорядительной педагогике статистику возможно быстро наладить, как это видно, например, в одном из распорядительных документов регионального департамента образования: «Руководителям государственных общеобразовательных организаций обеспечить предоставление дополнительного образования не менее 75% обучающихся в организации».

"Робин Бобин Барабек…»

Слияние, поглощение, оптимизация. Этот ряд экономических терминов вырвался из лексикона бизнеса и активно вошел в лексикон социальной сферы.

Д.Ливанов: "Дополнительное образование где-то развалилось, где-то нет, где-то активно развивается... Прогнозируем, что общеобразовательные школы будут присоединять к себе учреждения дополнительного образования".

Что должно делать дополнительное образование в школе? Работать на основную образовательную программу и помогать школе повышать успеваемость? Отвлекать детей от улицы и снижать криминогенность? Стать домом для тех детей, которым некуда пойти после школы? Стать местом реализации возможностей «особенных» детей, включая одаренных? Стать местом ранней профориентации? Этот список можно продолжить… Но проблема в том, что каждый ответ подразумевает необходимость масштабных государственных инвестиций, создания инновационных моделей, использующих родительские или спонсорские деньги...

Кстати, в большинстве стран дополнительное образование существует именно в школах – и все хорошо, всем удобно… Но такие ли это школы, как у нас? Как они оснащены? Какова образовательная традиция этих стран и восприятие образования: как общественного блага или образовательной услуги?

Процессы коснулись многих регионов. О ситуации в Москве мы писали в статье "Дополнительное образование Москвы закомплексуют".

Еще один "тренд" - "морализация" организационно-экономических мер - целью любой оптимизации является "повышение качества и доступности услуг".

По данным Росстата в сфере дополнительного образования детей в 2014 году работало 10410 государственных учреждений. По сбивчивой статистике предыдущих 10 лет в среднем России было более 17 000 таких учреждений - сокращение составило почти 40%(!).

И это на фоне слов Президента РФ в ежегодном послании Федеральному собранию "...Недопустимо свертывание системы внешкольного дополнительного образования. Центры художественного, технического, музыкального творчества – это огромный ресурс гармоничного развития личности".

По той же статистике 26% учреждений находится в сельской местности, где "сворачивание" таких учреждение имеет крайне негативный социальный эффект. В каком состоянии находятся муниципальные учреждения, коих большинство, в стране мы отчасти  отразили в материале "Сами с усами".

Нетипичной, но показательной является "ситуация развития" некоторых ведущих учреждений дополнительного образования страны. Конечно, это результат не только текущего года, но именно сегодня уже сформирован определенный "тренд".

Ситуация с некогда бывшими лидерами страны в дополнительном образовании вообще не подлежит пониманию. Бывает ли так, что еще хорошим вещам изобретают вторую жизнь?

Помимо специфической деятельности по дополнительному образованию детей итак достаточно крупные учреждения вбирают в себя общеобразовательные школы, детские сады, загородные лагеря, спортивные школы, колледжи по сюжетам из игры "Менеджер". Предположить трудно, зачем и какие универсальные внятные педагогические задачи может нести подобный образовательный гигант.

А потянете ли?

Дополнительная общеобразовательная программа стала ядром системы дополнительного образования. А не отдельное учреждение, как это было ранее. По новому ФЗ «Об образовании в РФ» образовательные организации всех уровней могут реализовывать данный вид программ, закладывая потенциал для мощной системы непрерывного образования «через всю жизнь». В то же время незакрепленная в законе специфическая роль (социокультурная? профориентационная? или какая-то другая) ставит под удар необходимость существования широкого спектра профильных (или многопрофильных) самостоятельных учреждений в сегодняшней ситуации. Какова перспектива учреждений, профильными программами и предметом деятельности которых могут заниматься все окружающие образовательные организации, ИП и организации, осуществляющие обучение?

Но так ли все просто и однозначно может сложиться, когда консолидированная система будет рассредоточена по всему спектру организаций с такими разными собственными основными задачами?

Характерна ситуация, когда один крупный начальствующий человек от образования, наводящий дрожь в коленях всем подчиненным директорам (это тоже "тренд"), на предположение о том, что необходима здоровая конкуренция в сфере дополнительного образования при наличии широкого спектра программ в общеобразовательных школах и в самостоятельных учреждениях, которая будет залогом развития и многообразия системы ответил емко: "А потяните ли (учреждения ДОД)?" Вопрос очень резонный и своевременный.

Очевидно, чтобы сегодня «потянуть», нужно быть образовательным гигантом с достаточным финансовым ресурсом, чтобы заниматься не только чем-то основным, а дополнительным, не всегда очевидным в экономических и статистических сводках.

Разнообразие, свойственное для всего живого на земле, работает на благо эволюции, как показал когда-то Ч.Дарвин. И поклонников теории Дарвина становится все меньше, и разнообразие и вариативность сегодня не в чести.

Но только не будет ли как и с ответственностью - отвечают все, значит отвечает...

Дать возможность всем реализовывать программы дополнительного образования - это очень хорошо, но не все чувствуют в этом потребность, а в административном порядке это получается, как правило, кое-как. Естественно потянет, когда в среднем статистика покажет «хорошо».

«О, хотя бы еще одно заседание..."

Ушедший год был многообразен и насыщен на события с участием "широкой общественности" (также "тренд").

Состоялся ряд как международных и всероссийских, так и региональных форумов и конференций.

8-19 декабря 2014 года в г.Ярославле состоялся I Всероссийский съезд педагогов дополнительного образования детей, на котором впервые участвовали представители образовательных сфер трех ведомств - образования, культуры и спорта.

Высказана идея создания Ассоциации педагогов дополнительного образования образовательных организаций различных ведомств и форм собственности. Пока без уточнения целей, площадки, условий.

В ноябре был создан Координационный совет по развитию детского туризма в Российской Федерации, который возглавила вице-премьер Т. Голодец.

В октябре в Москве состоялся Московский международный салон образования, где был представлен блок дополнительного образования проектами образовательного досуга, поддержанными Агенством стратегических инициатив при Правительстве РФ. Но не было представлено ни одной образовательной организации (или даже программы) дополнительного образования детей.

АСИ ведет активную работу АСИ по развитию проектов в сфере «так называемого» дополнительного образования детей, особенно, в сфере частного сектора. Иногда это смешивается в огромную палитру от детских товаров до "Смешариков" и олимпиад, которая также стремиться попасть в рамки дополнительного образования детей (не забываем о нормативном определении), теряя, возможно, ту самую неформальность, независимость и свежесть.

В течение всего года в отношении названия сферы помимо лестных слов (оправдывая названия "золушки российского образования" - проект Концепции ДО) обязательно придумывались не только новые смыслы, но и новые названия (внеформальное, неформальное, актуальное, персональное и т.д.). Чрезмерная педагогизация практики смогла активно проявить себя в череде научных мероприятий ("тренды"). К сожалению, на протяжении долгого времени вопросы и темы, поднимаемые ведущими исследователями в своих докладах зачастую не находят ни практического, ни нормативного закрепления.

В апреле состоялся в Ярославле состоялся международный форум «Евразийский образовательный диалог» в Ярославле, который по праву берет пальму первенства в создании эффективных площадок, в частности, для обсуждения развития системы дополнительного образования детей.

В начале года создан межведомственный совет по дополнительному образованию и воспитанию детей в целях предварительного рассмотрения вопросов по реализации государственной политики в сфере воспитания и дополнительного образования детей, в состав которого вошли, в основном, представители ведомств и государственных структур.

Время самостоятельной ответственности

"- Приветствую вас, товарищи маски! Поздравляю вас с Родительским днём!"

Между тем образовательная жизнь течет своим чередом. Многие иллюзии развеяны, а надежды отложены, реальность вокруг стремительно изменяется.

Раз за разом слышатся стоны о тяжести бремени, о кипах отчетов, недостатке финансирования. Стон все же не крик, бурлак и дальше тянет лямку.

Сегодня система дополнительного образования остается наиболее свободной и разнообразной сферой для реализации самостоятельной деятельности педагога, проявление его педагогического творчества, что является, на мой взгляд, одной из основных ценностей и столпов в современном образовании.

Судя по вопросам, приходящим на портал, надежда на что-то (или кого-то) не покидает в большинстве ни администраторов, ни педагогов. Что ни скажешь о достаточно о родителях. К сожалению, никакие изменения вокруг не тревожат, пока человек не оказывается в их эпицентре.

Да, кипы циркуляров, статистик, форм, отчетов делают свое дело, деформируя и профанируя ("тренд") не только сущность процесса, но и личности.

Государственная образовательная политика стремительно выводит образование из под понятия общественное благо в сферу образовательных услуг, что не есть однозначно плохо, как представляется многим. Данный факт налагает дополнительную ответственность и самостоятельность на всех участников образовательного процесса. Готовы ли мы к такой самостоятельности?

Да, многие очень трудно воспринимают перемены, надеются на то, что "не коснется", "как-нибудь выживем", проявляя минимум усилий для собственного профессионального развития, стремления соответствовать духу и времени "сегодня", а быть может и "завтра". Неспособность к изменениям служит поводом для "выплескивания" и педагога, а в первую очередь, и ребенка.

Система, воспринимающаяся зачастую родителем как "камера хранения" или "развивайка", становится инструментом формирования компетенций личности ребенка, модулей его образования, индивидуальным образовательным маршрутом за пределами формализованной системы. Родитель, к которому традиционно мало прислушиваются и доверяют, сегодня, в большинстве, готов к участию в формировании и реализации образовательных отношений.

Самые трудным предметом оценки, безусловно, является ребенок, меняющийся гораздо быстрее, чем нам может быть хотелось бы.

Объективно замечено, что подросток в системе дополнительного образования не находит себе места по первопричине несовпадения его спроса и предложения ("тренд"). Спорно, но вырождаются традиционные клубы общения и совместной деятельности, как и пустеют дворы городов без детей. "Учитель и развлечение" в одном кармане и теперь всегда под рукой - смартфон с выходом в интернет.

 

Самостоятельности, сил и свершений в Новом году!

- Завтра нам предстоит взять рекордную высоту. По дисциплине, по организованности!

Андрей Павлов,

главный редактор портала "Дополнительное образование"