23 марта 2016 года в Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных прошла научно-практическая конференция, где учреждения дополнительного образования детей продемонстрировали новаторский опыт и интересные методики обучения, а участники форума обсудили одну из самых актуальных сегодня тем – «Социальная миссия дополнительного образования: новые реалии».

 

На конференцию, которая проходила в рамках VII Петербургского образовательного форума, прибыло более 500 представителей педагогической и научной общественности, специалистов системы образования Санкт-Петербурга и регионов России (Новосибирская, Брянская, Ульяновская, Липецкая, Мурманская, Ленинградская область и Республика Коми).

На пленарном заседании выступили ведущие специалисты ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г.Москва), представители Комитета по образованию Санкт-Петербурга, РГПУ им. А.И. Герцена, СПб ГЭУ «ЛЭТИ», Дворца творчества юных, ЦВР Центрального района и школы № 109 Приморского района.

Спикерами были затронуты значимые вопросы дополнительного образования, а также возможные формы его развития. Елена Витальевна Пискунова, директор НИИ непрерывного педагогического образования РГПУ им. А.И. Герцена, в своем выступлении назвала современные реалии – новый контекст развития образования: новое отношение к результатам образования, совсем иная, по сравнению с предыдущими десятилетиями, культура детства и, вследствие этого, другие требования к деятельности педагога и особое внимание к динамике достижений конкретного ребенка, его индивидуальному прогрессу.

Светлана Евгеньевна Кузнецова, начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию, высказала общее убеждение всех докладчиков в том, что общее образование значительно выигрывает от взаимодействия с дополнительным. В тоже время, введение жестких рамок и требований к дополнительному образованию (по аналогии со школьным), приводит к потере гибкости и нестандартных форм работы – отличительной черты этой системы.

«Многие десятилетия дополнительное образование является неотделимой частью воспитания ребенка. Теперь же при современной законодательной системе в сфере образования перед общим образованием ставятся аналогичные задачи. Возникает закономерный вопрос: какова миссия дополнительного образования?» – спрашивает Борис Викторович Куприянов, ведущий аналитик центра социально-экономического развития школы Институт образования (НИИ ВШЭ).

«Дополнительное образование является неотъемлемой частью развития ребенка, именно оно помогает ему понять, ту ли профессию он выбирает, по правильному ли пути собирается идти», – утверждает Виктор Николаевич Ушаков, проректор по научной работе СПБ ГЭУ «ЛЭТИ». Его мнение поддерживает Мария Ренгольдовна Катунова, генеральный директор Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, отмечая: «Уникальная петербургская система дополнительного образования обладает колоссальными ресурсами – подтверждение тому интерактивные площадки, которые сегодня продемонстрировали всем участникам свой новаторский опыт».

32 интерактивные площадки разместились на трех этажах концертного зала «Карнавал» и Аничкова лицея. Их объединила общая тема – «Инновационный характер развития дополнительного образования». 21 учреждение дополнительного образования детей Санкт-Петербурга представило свой опыт работы на современном высокотехнологичном оборудовании или с использованием оригинальных методик и уникальных моделей. Участники конференции смогли побывать на тренировке на парусном судне, попробовать самостоятельно пилотировать самолет, разобраться с ситуацией ДТП, узнать о работе с детьми с особыми потребностями или поучаствовать в программе по составлению и реализации социального проекта.

Во время работы круглых столов участники продолжили обсуждение проблемных вопросов нормативно-правового, методического сопровождения системы дополнительного образования, организации межведомственного и сетевого взаимодействия образовательных организаций, ведущей роли педагога в достижении современных задач обучения и воспитания.