Необходимо создавать механизмы государственных гарантий в дополнительном образовании детей, которое является мощным ресурсом развития и профессиональной ориентации школьников. К такому выводу пришли участники совещания, проведенного Фондом «Национальные ресурсы образования», на котором обсуждались вопросы по внедрению региональных моделей персонифицированного финансирования дополнительного образования.


Кружки и секции, в которых дети занимаются после школы, всегда были центром особого притяжения. Это место, где они проводят время в интересном и полезном общении, получают творческие, трудовые, спортивные навыки. Именно здесь они должны учиться тому, чего нет в школьных программах. Об этом шла речь на экспертном совещании на тему «Внедрение региональных моделей персонифицированного финансирования дополнительного образования».

В обсуждении, проходившем в режиме видеоконференции, приняли участие активисты ОНФ, эксперты Фонда «Национальные ресурсы образования», представители Минобрнауки РФ, региональных министерств и департаментов образования.

Участники совещания обсудили региональный опыт организации дополнительного образования детей. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре развивается сеть детских технопарков «Кванториум». Школьники изучают космонавтику, беспилотный транспорт, нейро-, нано- и биотехнологии, геоинформатику. Технопарки уже действуют в Ханты-Мансийске и Нефтеюганске, где работает детская познавательная программа «Нанопродленка». К работе с детьми здесь привлечены молодые ученые и студенты. На очереди строительство таких центров в Югорске и Сургуте. Кроме того, в 52 школах региона имеются свои технопарки, где ребята занимаются радио- и авиаконструированием, проектами «умных» домов и робототехникой.

А в Вологодской области функционирует детский образовательный центр «Корабелы Прионежья», имеются профильные смены в лагерях отдыха. В Татарстане вводится электронный персонифицированный учет посещения детьми кружков и секций, что позволяет анализировать востребованность программ, актуализировать их, формировать нормативы в рамках нормативно-подушевого финансирования (НПФ), которое станет обязательным уже с 1 января 2017 г.
Эксперты отметили, что нормативно-подушевое финансирование является инструментом планирования и анализа.

По информации заместителя директора департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ Софьи Мозгляковой, более чем в 80% регионов приняты нормативно-правовые акты для обеспечения перехода к НПФ. Но де-факто нормативные затраты (отношение смет к числу детей) рассчитываются не везде. В большинстве случаев сохраняется сметное финансирование, когда деньги идут за учреждением, а не за услугой. Участники совещания подчеркнули, что этому процессу не хватает контроля со стороны Минобрнауки.

Директор Института развития образования Высшей школы экономики (ВШЭ) Ирина Абанкина считает, что необходимо избежать формализма в переходе к НПФ. Мониторинг, проведенный ВШЭ совместно с Минобрнауки, показал, что в некоторых регионах случается подмена допобразования совсем другими занятиями, к примеру, подготовкой детей к годовой итоговой аттестацией (ГИА) и ЕГЭ. Чтобы этого не происходило, в субъектах РФ следует сформировать методические рекомендации для расчета нормативных затрат, обеспечить информационную поддержку и повышение квалификации руководителей организаций допобразования.

Участники обсуждения отметили, что введение НПФ – логичный шаг к дальнейшему переходу на персонифицированное финансирование в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012–2017 гг., которая утверждена указом президента РФ. В этой модели ребенок сможет получать дополнительное образование по сертификату, с которого сумма на запрошенную услугу перечисляется образовательной организации.

Старший научный сотрудник Федерального института развития образования Семен Славин подчеркнул, что данная модель нацелена на реализацию права ребенка и его родителей выбрать организацию дополнительного образования независимо от того, муниципальная она или частная. В этом заключается доступность допобразования, о необходимости обеспечения которой президент РФ, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин говорил в послании Федеральному собранию в декабре 2014 г.

Для «обкатки» этой модели был проведен конкурс среди регионов, которые успешно внедряют НПФ, и отобраны семь субъектов, планирующие внедрять персонифицированное финансирование. Это Республики Татарстан и Якутия, ХМАО – Югра, Вологодская, Астраханская и Тульская области, Пермский край. На это в 2016 г. им выделено более 198 млн руб.

«На форуме ОНФ в Пензе «Качественное образование во имя страны», проходившем в октябре 2014 г., мы говорили об отсутствии гарантий государства в сфере дополнительного образования детей и, в частности, непрозрачности системы финансирования и несовершенстве статучета», – напомнила участникам дискуссии руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности», член Центрального штаба ОНФ Любовь Духанина. Она подчеркнула, что от устранения этих препятствий напрямую зависит исполнение «майского» указа президента РФ Владимира Путина, в котором поставлена задача увеличить к 2020 г. число детей, получающих дополнительное образование, до 75%.

При этом руководитель рабочей группы ОНФ признала, что после форума в Пензе произошли определенные положительные подвижки. «Благодаря выделенному коду бюджетной классификации появилась возможность анализировать движение средств в системе дополнительного образования. Минобрнауки приступило к реализации статистического проекта «Контингент». Вместе с тем в обществе есть ощущение, что происходит свертывание бесплатной системы допобразования – родители говорят, что растет платность кружков. Это вызывает озабоченность, потому что далеко не все семьи могут оплачивать кружки и секции. Задача государства – обеспечить доступность допобразования, а значит, в этой сфере требуются государственные гарантии», – считает Духанина.

По ее мнению, формой таких гарантий могли бы стать региональные нормативно-правовые акты, обеспечивающие выполнение поручений президента РФ в сфере дополнительного образования детей. Это отвечает задаче по разработке нормативно-правовой базы введения именных сертификатов для детей на получение гарантированных бесплатных услуг допобразования, поставленной в указе президента.
«В наше время человек меняет профессию три-четыре раза в течение жизни, а будет, как считают ученые, менять шесть – восемь раз. Это значит, что уже в юном возрасте нужны широта кругозора, заделы ключевых навыков. Есть только один путь получить этот бесценный багаж – это дополнительное образование. Поэтому необходимо широко тиражировать и творчески перенимать лучшие модели и практики допобразования детей, внедрять механизмы «высокоточного» финансирования, позволяющие эффективно расходовать бюджетные средства», – считает Любовь Духанина.Она подчеркнула, что необходимо, чтобы система дополнительного образования была максимально вариативной.

Участники обсуждения отметили, что требуется ускорить разработку нормативов ПНФ, чтобы бюджеты организаций дополнительного образования на 2017 г. действительно отвечали новым реалиям. Следует сохранить приоритет бесплатных занятий и курсов над платными. С этой целью необходимо активнее привлекать внебюджетные источники финансирования, использовать сетевые программы, возможности центров культурного развития. Вся эта работа должна получить в регионах самое широкое информационное обеспечение.

Эксперты ОНФ подчеркнули, что продолжат работу по изменению требований к лицензированию организаций дополнительного образования. Небольшие организации, куда дети приходят на час-полтора, не должны быть обременены обязанностью обеспечивать питание и медицинское обслуживание – это фактически лишает их возможности работать. Соответствующие законодательные поправки внесены в Госдуму.

Источник: Сайт Общероссийского народного фронта