Экскурсии на производство и встречи со специалистами, технические кружки и мастер-классы, а также настоящие детские технопарки — московское образование больше не ограничивается стенами школы. Новые программы помогают учащимся заранее определиться с профессией, а также делают процесс обучения интересным и понятным.

 

 

Центрами дополнительного образования в будущем должны стать города профессий и детские технопарки. Здесь школьники и абитуриенты в игровой форме освоят передовые технологии, научатся работать в команде, мотивировать себя и применять полученные навыки при разработке собственных проектов.

Ребята смогут представлять страну на международных инженерных соревнованиях по созданию энергосберегающих технологий, беспилотного наземного или воздушного транспорта. А после окончания обучения заключат отложенные контракты с ведущими компаниями.

В прошлом году первые «Кванториумы» появились в Набережных Челнах (Татарстан), Нефтеюганске и Ханты-Мансийске (ХМАО). Сегодня в них учатся около тысячи детей.

Космонавтика, геоинформатика и робототехника для детей

Первый детский технопарк в Москве открыли в мае на территории технопарка «Мосгормаш». На площади свыше 250 квадратных метров созданы филиал города мастеров «Мастерславль», куда могут ходить дети в возрасте от шести лет, лекторий, коворкинг и центр молодёжного инновационного творчества «Куб».

Обучать здесь будут по трём направлениям: космонавтика, геоинформатика и робототехника. Группы могут принять до 360 человек в год. Сейчас как раз проходит набор учеников.

Также не менее 2,5 тысячи детей смогут посещать различные образовательные мероприятия, организованные технопарком.

Защита проектов и отложенное трудоустройство

Второй детский технопарк заработал в столице этой осенью.

«В Москве открыта замечательная флагманская площадка проекта "Кванториум" — технопарк нового поколения, который объединяет возможности образовательной среды, инновационного развития, стартапов, технологических предприятий, расположенных здесь же, в этом здании. Сегодня это единая технологическая, инновационная, образовательная среда. Конечно, открытие детского технопарка даст свои позитивные результаты. Но это всего лишь часть той глобальной программы, которая реализуется в Москве. Наша задача — чтобы любой московский ребёнок имел возможность получить в ходе школьного образования либо профессию, либо пройти углублённую профориентацию по тем или иным направлениям», — сказал Сергей Собянин.

Традиция профессионального образования существовала в московских школах и раньше. Но в отличие от прошлых лет сегодня школьникам не навязывают определённые специальности, поскольку профессиональное образование подростков не ограничивается школами или колледжами.

«С момента реализации этого мегапроекта уже 250 тысяч московских школьников имеют возможность заниматься в системе дополнительного образования техническими, естественно-научными практиками», — подчеркнул Мэр Москвы.

Он добавил, что в столице на базе вузов и техникумов, а также ряда предприятий появилось около сотни инновационных центров: «Наша задача — чтобы все крупнейшие вузы Москвы, все колледжи, все высокотехнологические предприятия, технопарки города имели площадки для взаимодействия со школами, работали вместе с ними, для того чтобы готовить новое поколение профессионалов, новое поколение молодых людей, обученных самым современным знаниям и нацеленных на конкретную современную профессию. Сегодня закладывается будущее новой образовательной системы Москвы, которая, я уверен, будет конкурентной не только в России, но и в мире».

Затем Сергей Собянин подписал Соглашение о сотрудничестве между Правительством Москвы и Агентством стратегических инициатив (АСИ).

На площади в 1,1 тысячи «квадратов» помимо учебных классов расположены мастерские и лаборатории, мультимедийный лекторий, зона для общения и отдыха, а также спортивный блок с качелями, баскетбольным кольцом и столом для настольного тенниса.

Учиться в технопарке ежегодно смогут около 1,2 тысячи детей в возрасте от 13 до 17 лет. Они будут заниматься по специально разработанной программе «Кванториума», посещать выездные уроки, совместные занятия с колледжами и разрабатывать свои проекты. 25 человек будут учиться по программе подготовки Juniorskills/Worldskills.

После защиты своих проектов ребята смогут заключать отложенные трудовые договоры с производственными компаниями, гарантирующие приём на постоянную работу не позднее двух месяцев после получения дипломов колледжа или вуза.

Группы планируется набирать по пяти направлениям: авиация, робототехника, промышленный дизайн, энергетика и нанотехнологии.

Юные авиаторы научатся проектировать и собирать беспилотные летательные аппараты (коптеры), а также узнают об их коммерческом применении. На курсе «Робототехника» каждый сможет научиться конструировать и программировать робототехнические устройства. Школьники смогут воссоздать мечту детства, собрав личного робота, показать свои умения или предложить новые модели, которые улучшат жизнь горожан.

Участники программы «Промышленный дизайн» займутся проектированием различных технологичных изделий — от станка до автомобиля. Ребята должны будут придумать новый дизайн и стиль в заданной ценовой категории.

Кроме того, школьники смогут изучать основные направления альтернативной энергетики и принципы создания на её основе современных транспортных средств.

А программа «Нанотехнологии» научит синтезу и модификации на микро- и наноуровнях. Ещё свыше трёх тысяч школьников смогут приходить в технопарк на экскурсии, мастер-классы и лекции.

Обучение для учителей: кто будет работать в «Кванториумах»

Попасть на работу в детские технопарки сможет не каждый. Преподаватели, которым предстоит работать с талантливыми подростками, должны пройти курсы повышения квалификации.

На первом этапе отбирали учителей из разных регионов с помощью анкетирования и онлайн-собеседований. Прошедшие кандидаты направлялись в Московский политехнический университет, где им предлагали дополнительно обучиться по одному из 12 направлений работы технопарков: нейротехнологии и нейробиология; микробиология и биотехнологии; прикладная космонавтика; беспилотные транспортные средства; малая беспилотная авиация; альтернативная энергетика; мехатроника, прикладное программирование; геоинформатика; дополненная и виртуальная реальность; программирование и защита информации.

В будущем повышение квалификации педагогов технопарков организуют два раза в год. Также интенсивный курс будут проводить перед открытием каждого нового технопарка. Команда наставников приедет в регион, настроит оборудование и обучит своих коллег.

Зарубежный опыт и российские реалии

По статистике Минобрнауки России, сегодня учреждения дополнительного образования посещают более 50 процентов российских школьников, однако только четыре процента из них заняты научно-техническим творчеством.

С появлением технопарков дополнительное образование будет больше ориентировано на технические направления. Такая система поможет развиваться молодым талантам и обеспечит предприятия квалифицированными сотрудниками.

Идею воспитывать молодые кадры со школьной скамьи реализуют уже во многих странах. В научно-технологических центрах США занимаются 20 процентов детей, а в Японии — 10 процентов. Опыт по созданию детских технопарков перенимают Казахстан, Белоруссия и страны Латинской Америки.

Высокими показателями из российских регионов может похвастаться Татарстан, где после строительства «Кванториума» в технических кружках заняты восемь процентов ребят.

В Москве из почти 690 тысяч учеников, посещающих дополнительные занятия, около 11 процентов (77,6 тысячи человек) занимаются в технических кружках. Ещё 188 тысяч ребят (27 процентов) выбрали естественнонаучное направление.

Техническим специальностям в столице можно научиться в центрах поддержки технического образования, городских станциях юных техников и центрах молодёжного инновационного творчества. Для школьников открыты города профессий — «Мастерславль», «Кидзания», «Кидбург».

«Университетские субботы» и «Профессиональная среда»: нескучное обучение

Столичные школьники также посещают лекции и мастер-классы, знакомятся с работой специалистов и современным производством, встречаются с мастерами своего дела в рамках сразу нескольких образовательных проектов.

Участниками «Университетских суббот», «Инженерных суббот» и «Космических суббот» за прошлый учебный год стали более ста тысяч человек. Для них организовали свыше двух тысяч мероприятий в 56 вузах.

Проект «Профессиональная среда» привлёк свыше 13,5 тысячи юных москвичей. Они посетили 850 мастер-классов в 42 колледжах.

Профильные классы: город воспитывает юных медиков и инженеров

Ещё одним новшеством в столице стало создание в школах классов для обучения профессиям, необходимым городу.

В проекте «Инженерный класс в московской школе» числится свыше 4,5 тысячи учеников из 173 школ. С ними дополнительно работают преподаватели из 16 вузов и сотрудники 100 высокотехнологичных предприятий, среди которых ГК «Росатом», НИЦ «Курчатовский институт», Центр фотохимии РАН, ОАО «Русгидро», ОАО «Российская самолётостроительная корпорация "МиГ"» и другие.

Посвятить себя медицине уже со школьной скамьи решили 1,8 тысячи ребят. Сегодня в проекте участвуют 120 школ, МГМУ имени И.М. Сеченова, 12 медицинских вузов и колледжей, 39 организаций здравоохранения.

В профильных классах устанавливают специальное оборудование для занятий. Это цифровые лаборатории, тренажёры для промывания желудка и несложных хирургических операций, манекены для оказания первой помощи, приборы для измерения давления, частоты дыхания и влажности тела. Оснащение медицинских классов позволит школьникам пройти более 20 курсов (микробиология, биохимия, анатомия, нанотехнологии в медицине и других направлениях).

Кроме того, в сентябре стартовал проект «Научно-технологический класс в московской школе». Его участниками стали 6,5 тысячи детей из 37 школ. Занятия для ребят проводят сотрудники НИЦ «Курчатовский институт».

Центры технологической поддержки образования

Центры технологической поддержки образования (ЦТПО) представляют собой открытые площадки при федеральных вузах столицы, которые с учетом специфики, территориального расположения и отраслевой направленности вузов обеспечивают комплексное ресурсное сопровождение научно-технического творчества и непрерывного инженерно-технологического образования.

ЦТПО были созданы на базе 17 федеральных вузов, расположенных в столице: МГТУ СТАНКИН, МФТИ, РГГУ, МГТУ МИРЭА, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИУ МЭИ, МГУПИ, НИУ МИЭТ, НИУ МГСУ, МГАУ им. В.П. Горячкина, МАТИ, НИТУ МИСиС и НИЯУ МИФИ,МГТУ МАДИ, МГУП им. И. Федорова, МГУДТ, НИУ МАИ.

Городские станции юных техников

По итогам конкурсного отбора в 2015 году Департамент образования присовил победителям - образовательным организациям статус «Городская Станция юных техников» с целью создания и поддержки развития современной технологичной среды дополнительного образования 

Школа новых технологий

«Школа Новых Технологий» - это совместный проект Департамента образования и Департамента информационных технологий города Москвы, созданный с целью поддержки инновационных преобразований в сфере столичного образования. Проект состоит из серии конкурсов, образовательных активностей и мероприятий по технологической модернизации школ. Цель проекта - сделать школу современным центром инноваций, лабораторией, позволяющей учащимся в полной мере реализовывать свои замыслы и раскрывать таланты.

Профессиональное обучение без границ

В проекте «Профессиональное обучение без границ» участвуют 35 колледжей, которые предлагают обучение по 90 профессиям. Одновременно с аттестатом выпускники школ получают свидетельство о рабочей профессии.

В ближайшие годы московские школы будут развивать мегапроект «Готов к учёбе, жизни и труду» — программу интеграции общего, дополнительного, профессионального и высшего образования на межпредметной основе. В рамках проекта каждый учащийся получит возможность к окончанию школы овладеть востребованной квалификацией (профессией) специалиста среднего звена, либо углублённые профильные профессиональные знания по будущей специальности высшего образования.

Иные перспективные проекты научно-технического образования молодёжи:

— «Урок в технопарке»;

— «Московским школьникам — о столичных предприятиях»;

— «Московские предприятия без турникетов»;

— «Кружки от чемпионов» — на базе московских колледжей, которые будут проводить победители и призёры чемпионата WorldSkills и Всероссийской олимпиады профессионального мастерства.

 

Источники: mos.ru, asi.ru