Основные положения приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».


 

Напомним, принятие проекта ранее анонсировала Ольга Васильева на III Всероссийском съезде специалистов дополнительного образования детей.

Напомним, ранее в октябре Правительство Российской Федерации также утвердило паспорта четырех приоритетных проектов развития сферы образования в России. В частности, были утверждены паспорта для таких проектов, как «Создание современной образовательной среды для школьников», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учётом современных стандартов и передовых технологий», "Вузы как центры пространства создания инноваций».

Приоритетные проекты разрабатываются под руководством Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, созданного летом этого года.

Ключевой целью проекта «Доступное дополнительное образование для детей» стало обеспечение к 2020 году охвата не менее 70 - 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными дополнительными общеобразовательными программами, в том числе на базе создающихся модельных центров дополнительного образования детей.

Заявленный срок реализации проекта: с 2016 года по 2021 год.

В результате реализации проекта во всех субъектах Российской Федерации заработают современные системы дополнительного технического и естественно-научного образования для детей, при этом эти программы будут учитывать как интересы детей и их родителей, так и потребности социально-экономического и технологического развития страны.

В 2018 году планируется переоснастить порядка 400 тыс. учебных мест дополнительного образования, из них 150 тыс. в сельской местности, а к 2025 году – более 1,8 млн учебных мест, из них 600 тыс. в сельской местности.

Уже в 2019 году программами дополнительного образования будет охвачено на 1,5 млн детей в возрасте от 5 до 18 лет больше, чем в 2017 году.

Новеллы приоритетного проекта

Региональная система дополнительного образования

В документе впервые (!) четко определена система дополнительного образования детей в регионе, ключевыми взаимодействующими элементами которой становятся региональные модельные центры, муниципальные опорные центры на базе ведущих организаций и организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы или участвующие в их реализации в сетевой форме.

Региональные системы ДО на основе лучших практик обеспечивают реализацию современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей, в том числе технической и естественно-научной, соответствующих интересам детей и их родителей, региональным особенностям и потребностям социально-экономического и технологического развития страны

Организации дополнительного образования

Организации дополнительного образования формально (и, видимо, окончательно) теряют статус и полномочия "монополиста" системы дополнительного образования детей при переходе от развитию сети организаций к развитию сети программ дополнительного образования.

Региональная система основывается на реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях разных типов, в том числе профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также организациях спорта, культуры, научных организаций, общественных организаций и организаций реального сектора экономики, в том числе с использованием механизмов сетевого взаимодействия

Образовательная организация дополнительного образования упоминается в тексте единожды - в качестве муниципальных опорных центров дополнительного образования. Муниципальные опорные центры - это ведущие образовательные организации муниципалитетов), обеспечивающие реализацию современных дополнительных общеобразовательных программ, а также осуществляющие внедрение новых практик дополнительного образования в деятельность муниципальных образовательных организаций, координацию информирования семей и вовлечения детей в систему дополнительного образования детей.

Муниципальные опорные центры взаимодействуют с региональным модельным центром, а также образовательными организациями, реализуют разноуровневые дополнительные общеобразовательные программы.

Навигатор по дополнительным общеобразовательным программам

На федеральном уровне будет создан общедоступный навигатор по дополнительным общеобразовательным программам - информационный портал с региональным и муниципальным сегментом.

Навигатор содержит постоянно обновляемые сведения о дополнительных общеобразовательных программах, реализуемых в конкретном субъекте Российской Федерации и муниципалитете, информация о реализующих их организациях, а также результаты независимой оценки качества деятельности соответствующих организаций семьями детей, осваивающих соответствующие образовательные программы, и результаты мониторинга удовлетворенности граждан доступностью и качеством дополнительных общеобразовательных программ.

С его помощью родители смогут выбрать образовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями, обеспечивающий возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка.  

Результативность и конкурсные мероприятия

Кроме того, будет создана система многоэтапных и разноуровневых конкурсных, выставочных и других мероприятий для детей, призванная помочь выявить выдающиеся способности и мотивировать раскрывать и развивать способности каждого ребёнка, а также формировать их профессиональную ориентацию.

Мероприятия включают в себя выставки, олимпиады, конкурсы и соревнования (в т.ч. командные), направленные в том числе на формирование навыков проектной деятельности и командной работы, скоординированные с системой выявления детей, проявивших выдающиеся способности, их сопровождения и мониторинга дальнейшего развития, нацелены на решение задач раскрытия способностей каждого ребенка с различными образовательными возможностями и потребностями, обеспечивают формирование устойчивой мотивации детей, выявление способностей каждого ребенка.

Созданные механизмы учета достижения детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, в многоэтапных и разноуровневых конкурсных мероприятиях в ГИС "Контингент" обеспечивают обратную связь для образовательных организаций и семей, что позволяет оказать адресную поддержку и сопровождение детей, учесть достижения детей при выборе их образовательных и профессиональных траекторий.

Скачать этот файл (паспорт ДОД.pdf) Паспорт проекта