обсудила возможности предоставления ДОД и его финансирования

Комитет Госдумы РФ по образованию 20 октября провел совместно  с Комитетом Московской областной Думы по вопросам образования и культуры круглый стол на тему: «Расширение возможностей предоставления дополнительного образования для детей, его финансирования из различных источников».


Всего, по последним данным, в системе дополнительного образования задействовано10 тыс. организаций, из них более 7,5 тыс. – это городские, около 3 тыс. – располагаются в сельской местности, такие цифры привел заместитель Министра образования и науки РФ Вениамин Каганов. «Наши оценки говорят о том, что в системе допобразования задействовано где-то 58% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Наша задача, согласно указам Президента, к 2020 году увеличить этот показатель до 75% при условии, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных средств», – рассказал министр.

Каганов отметил, что Концепция дополнительного образования, которая была утверждена в сентябре этого года распоряжением Правительства РФ, нацелена на то, чтобы привлечь как можно больше детей на различные курсы, кружки, в спортивные секции.

"В превую очередь нам необходимо, я имею ввиду все субъекты федерации создать нормативно-правовую базу, отражающие современные реалии в данной сфере общественных отношений. Конечно, важно сохранить возможность выбора ребенком деятельности вне рамок стандарта основной школы и обеспечить доступность получения такого вида образования. Сегодня своевременно вернуться к рассмотрению финасирования системы дополнительного образования в рамках бюджетов регионов РФ. Кроме того необходим контроль, в т.ч. со стороны общественных институтов за качеством содержания, стоимостью услуг и временем, который ребенок проводит там", - отметил первый зампред Московской областной Думы Сергей Юдаков.

С основным докладом по теме выступила заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию Ирина Мануйлова, отметив, что возрастает спрос со стороны родителей на программы дополнительного образования, а значит, необходимо разработать меры по расширению возможностей предоставления дополнительного образования для детей. Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках: свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям. «Развитие негосударственного сектора позволит снизить нагрузку на бюджет, одновременно предоставив нашим гражданам широкий набор образовательных программ», – отметила заместитель председателя комитета ГД по образованию Ирина Мануйлова.

К сожалению, по словам директора направления "Социальные проекты" Агенства стратегических инициатив при Правительстве РФ Владимира Яблонского, государство в лице уполномоченных органов сегодня очень пассивоно участвует в развитии негосударственных проектов, декларируя широкие возможности такого партнерства.

И.В. Мануйлова отметила, что сегодня необходимо развивать сетевую форму реализации образовательных программ, что обеспечит возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций: наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, организации военно-патриотического воспитания.

По словам члена Комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, образованию и культуре Галины Николаевой, сегодня необходимо расширять возможности дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей из малообеспеченных и многодетных семей.

Представители региональных законодательных и исполнительных органов власти внесли свои предложения по расширению возможностей предоставления дополнительного образования для детей, часть из которых будет включена в рекомендации участников круглого стола.

Ряд депутатов законодательных органов субъетов РФ, представители профессионального сообщества выразили обеспокоенность в связи с ситуаций недофинансирования сферы со стороны государства, в частности, федерального бюджета, что не позволяет поддерживать и обновлять материально-техническую базу и развивать новые направления с привлечением квалифицированных специалистов.

Представители Министертва финансов РФ заверели участников круглого стола в полном выполнении обязательств министерства по финансированию отрасли в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Сегодня текущее финансирование деятельности в области дополнительного образования возложено на региональный и муниципальный уровни. Для возможности исполнения Указа Президента от 7.05.2014 в части исполнения обеспечения обучения 50 процентов уащихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета требуются серьезные изменения в текущем нормативно-правовом поле, которые должно сформулировать профильное Министерство образования и науки РФ и обеспечить их реализацию.

Проект рекомендаций круглого стола


Видеосюжеты в материале пресс-службы Мособлдумы