Региональный опыт

Такое мнение высказал руководитель столичного Департамента образования И.Калина в ходе совещания, посвященного развитию системы образования.

В ходе встречи прозвучали вопросы о перспективах системы дополнительного образования в Москве.


В частности, прозвучали ответы на вопросы, заданные корреспондентом портала Zelenograd.ru:

— До января 2013 года родителям сообщалось, что все кружки и секции ДЮЦев, которые были бесплатными в прошлом учебном году, должны оставаться бесплатными и в этом в связи с тем же их финансированием. Какова ситуация с этим сейчас, после наступления нового финансового года? Уменьшено ли финансирование допобразования в Москве в 2013 по сравнению с 2012 годом? Стало ли это следствием «подсчета» воспитанников ДЮЦев при помощи запущенной в сентябре системы электронной записи, которая работала с большими проблемами и не предоставила возможности записаться в кружки всем желающим?

— Прежде всего, финансирование допобразования в Москве в 2013 году не уменьшено ни на одну копейку по сравнению с 2012 году, так что остальные вопросы отпадают. Что касается кружков, то те, которые были бесплатными — если они продолжают пользоваться интересом детей — должны оставаться бесплатными.

— Перешло ли с нового года дополнительное образование Москвы на нормативно-подушевое финансирование? Если нет — когда это планируется?

— Нет, фактически допобразование не перешло на нормативно-подушевое финансирование, мы финансируем его в том же объеме, который сложился в учреждениях за прежние годы — если нет уменьшения объема работ. Почему допобразование не переходит на нормативно-подушевое финансирование? Если нет системы строгого учёта контингента, то такой переход будет бессмысленным и, хуже того, провокационным. К сожалению, мы сталкиваемся с тем — и я на селекторе этого не скрываю — что даже в школах при тщательной проверке выявляются приписки учеников. Так, в одной из школ Восточного округа недавно выявились несколько десятков приписанных учеников, и выяснилось, что это делается не первый год. Раньше это было так: приписали 5 сентября, разделили на два класса, смету получили и потом отчислили — вроде и грех невелик. А сегодня, когда финансирование идёт не за классы, а за каждого ученика, они приписать-приписали, а отчислить не захотели, потому что тогда надо сразу возвращать деньги. Всё это обнаружилось, очень неприятная история. Сегодня каждый ученик школы, как вы знаете, находится в электронном реестре, и мы можем вести строгий учёт школьников. К сожалению, подобные факты у нас есть и в учреждениях дополнительного образования, проверка обнаружила приписку воспитанников уже не на несколько сотен, а на несколько тысяч детей, якобы посещающих кружки. Поэтому без перевода на четкий электронный учёт посещения переход на нормативно-подушевое финансирование будет не плюсом, а большим минусом. Мы планируем его с 1 сентября 2013 года, постараемся успеть всё подготовить к этому времени, работаем над этим вместе с Департаментом информационных технологий.. Так как у нас есть теперь реестр всех школьников, на его базе очень легко сделать учёт посещения ими дополнительного образования. И самая главная наша задача — увидеть, есть ли у нас есть дети, которые не получают дополнительного образования, понять, почему, и сделать так, чтобы у каждого ребёнка города была такая возможность. А то у нас сегодня один ребёнок числится в семи кружках, а семеро — ни в одном.

Т.к. судьба дополнительного образования волнует многих московских родителей портал Zelenograd.ru передал в пресс-службу Департамента образования Москвы:

  1. Как и когда будет решен вопрос о количестве минимальных бесплатных часов занятий в учреждениях допобразования с сентября 2013 года? Возможно ли, что это ограничение и электронная запись в кружки станут общими для учреждений допобразования Департамента образования, а также учреждений допобразования Департамента культуры и Департамента физкультуры и спорта?
  2. Располагаете ли вы статистикой по числу объединений и преподавателей, работающих в учреждениях допобразования столицы, как платно, так и бесплатно — уменьшилось ли по сравнению с 2011-12 учебным годом их общее количество? Насколько увеличилось количество платных кружков, оцените долю?
  3. Считаете ли вы возможным установление родительской платы за индивидуальные дополнительные занятия, например, музыкой, порядка 800-1000 рублей? Будут ли введены какие-то ограничения или государственные компенсации на такие цены, которые уже в этом году озвучили родителям ряд учреждений допобразования? Кто отвечает за расчет и установление цен на платные занятия в каждом конкретном учреждении, и проходят ли они согласование в управляющих структурах — окружном управлении образования, например?

Аналогичный вопрос о судьбе индивидуальных занятий, а также не менее актуальный вопрос о дополнительном образовании для дошкольников был задан присутствовавшим на встрече чиновникам через сайт префектуры — ответ на него также не был озвучен публично: «Переживаю за судьбу индивидуальных занятий с детьми в ДЮЦах — при подушевом финансировании они получаются невыгодными для руководства. В ДЮЦ „Ведогонь“ прекрасные индивидуальные занятия по игре на фортепиано и по вокалу, те же предметы есть и в ДТДиМ. В этом году в связи с реформой поговаривали о закрытии этих кружков или переводе их на платную основу. Прошу вас не допустить этого. Возмущает резкое сокращение бесплатных занятий в ДЮЦах с дошкольниками, не посещающими детсад — в соответствии с Приказом Департамента образования № 539 от 25.07.2012г., который ввел норматив на бесплатные занятия. В ДЮЦ „Ведогонь“ в этом году бесплатные занятия только два дня в неделю (в прошлом году было пять дней), в ДЮЦ „Орленок“ сейчас 3 часа бесплатных занятий в неделю (было 12 часов), стала платной школа дошколят в клубе „Союз“. Норматив СанПина, введенный приказом № 539, позволяет ребенку 6-10 лет записаться в зеленоградских ДЮЦах только на один бесплатный кружок в неделю, за второй, третий и т.д. родители вынуждены платить. Это нововведение просто возмутительно — платить могут не все, дети вынуждены выбирать между музыкой и спортом, например, а кто-то вовсе окажется после школы на улице вместо кружка. Почему такая экономия на детях? Ведь нормы СанПина носят рекомендательный характер, и только родители вправе решать, какая нагрузка подходит ребенку».


Об опыте "четкого электронного учёта" в Татарстане можете познакомиться в материале нашего портала "В Татарстане апробируют новую систему учета посещаемости в учреждениях дополнительного образования ".

Стоит отметить, Зеленоградское СМИ оказалось на "передовой", озвучив неудобные вопросы, которые руководство Департамента обычно оставляет без должного внимания. Ждем ответов и следим за темой.


Источник: Интернет-портал "Zelenograd.ru"