Региональный опыт

В ходе состоявшегося 11 апреля пресс-тура "Дополнительное образование в Москве – широкие возможности мегаполиса" представители СМИ познакомились с моделью организации Центра технологической поддержки образования при Московском институте стали и сплавов и приняли участие в пресс-брифинге с участием трех столичных ведомств: Департамента образования, Департамента культуры, Департамента физической культуры и спорта, а также представителей негосударственных организаций в сфере детского развития и досуга.

 


Центр технологической поддержки образования при МИСиС является одним из 13 проектов-лабораторий, созданных в прошлом году при сотрудничестве Департамента образования г.Москвы и столичных ВУЗов.

По словам заместителя руководителя столичного Департамента образования Маргариты Николаевны Русецкой, в задачи данных Центров входит реализация дополнительных образовательных программ для школьников, профориентация, работа с абитуриентами, апробация и выработка типовых форм оборудования для образовательных комплексов г.Москвы.

В развитии технологического образования ВУЗы, школы и учреждения дополнительного образования должны интегрировать свои усилия посредством совместных образовательных программ. На сегодняшний день между учреждениями и ВУЗами сети ЦТПО заключено более 200 договоров о сотрудничестве.

Познакомиться более подробно с сетью ЦТПО, оборудованием и предлагаемыми программами обучения можно на специальном портале.

На пресс-брифинге докладчики отметили основные точки развития дополнительного образования в московском регионе.

Маргарита Русецкая отметила, что дополнительные образовательные программы реализуются не только в специализированных учреждениях дополнительного образования, но и в общеобразовательных школах, где они помогают освоить основную программу, решить задачи социализации и творческого развития школьников.

В настоящее время в соответствие с приказом Департамента образования города Москвы от 25 июля 2012 года № 539 осуществляется автоматизированная электронная система (АИС) «Электронная регистрация заявлений на обучение по дополнительным образовательным программам в государственных образовательных учреждениях, подведомственных Департаменту образования города Москвы» в 143 учреждениях дополнительного образования детей, из них 8 учреждений городского подчинения.

По статистике АИС, общее количество зачислений по виду обучения составляет: 312 145 (100 %).

Из них, на бесплатной основе обучается - 290 515 чел. (93.1 %); на платной основе - 21 630 чел. (6.9 %)

По статистике АИС, количество человек, зачисленных в детские объединения и обучающихся по программам дополнительного образования в 2012-2013 учебном году составляет: 214 750 (100.0 %).

До 6 лет -23 573 (11.0 %);

6-10 лет - 89 685 (41.8 %);

11-18 лет -100 579 (46.8 %);

старше 18 лет - 913 (0, 4%).

Из них, в 1 детском объединении обучается 156 423 (72.8 %); в 2 детских объедениях - 37 672 (17.5 %); в 3 детских объединениях -11 921 (5.6 %); в 4 и более детских объединениях - 8 734 (4.1 %).

Наибольшее количество обучающихся в системе дополнительного образования детей выбрали программы художественно-эстетической направленности - 100 348 чел. (40.1 %]. Изъявили желание освоить содержание программ физкультурно-спортивной направленности - 72 990 чел. (29.2 %); социально-педагогической направленности - 20 512 чел. (8.2 %); культурологической направленности - 20 432 (8.2 %);естественнонаучной направленности - 5 154 (2.1 %); эколого- биологической направленности - 5 427 (2.2 %]; туристско- краеведческой - 5 116 (2.0 %).

В продолжение заместитель руководителя Департамента физической культур и спорта Александр Владимирович Мишуков отметил, что 142 000 учащихся занимаются в 90 специализированных спортивных школах, занятия в которых ведут более 4000 преподавателей.

Более 700 школ совместно организуют физкультурно-спортивное дополнительное образование школьников совместно со спортшколами. Под данные нужды функционирует 82 спортивных объекта. Всего город располагает 438 объектами, все из которых адаптированы для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

В системе спортивных школ культивируется 88 видов спорта, своеобразное ноу-хау – молодежные экстремальные виды спорта (например, ворк-аут). В городе постоянно действуют 16 открытых площадок для занятий таких видов спорта как ролики, скейтборд, велотрек и т.д.

Департамент спорта совместно с Департаментом образования реализуют программу «Научись плавать», по которому 42 бассейна предоставляется для обучения плаванью школьников и студентов.

Этой зимой было открыто рекордное для Москвы количество катков – почти 1500. Работают 157 оборудованных обслуживаемых лыжных трасс.

По данным заместителя Департамента культуры г.Москвы Игоря Львовича Пешнева 8% детей школьного возраста (64 500 - на бюджетных местах, 9000 - на доп.платных услуги) обучаются в 144 школах искусств по различным направлениям: изобразительному, музыкальному, театральному , хореографическому.

Развивается совместное сотрудничество с дошкольными учреждениями. В программе «Классическая музыка в детском саду» участвую более 50% детских садов, в рамках которой проходят мероприятия различного жанра для развития дошколят, для мотивации их к занятиям искусствам, выявление одаренных детей.

Для возможности использования ведущих площадок города в рамках программы «Лучшие сценические площадки Москвы – детям» Правительство Москвы выделяет миллионы рублей на аренду для возможности проведения там концертных программ с участием юных москвичей.

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве между Департаментом образования города Москвы и Департаментом культуры города Москвы от 27 ноября 2012 года, основанного на принципах конструктивного и долгосрочного сотрудничества в области образования и культуры, в настоящий период реализуется проект по взаимодействию образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы с учреждениями Департамента культуры города Москвы по следующим направлениям:

- театральная и концертная деятельность;

- музейная деятельность;

- взаимодействие с библиотеками;

- образование в сфере культуры и искусства;

- художественное образование в Юго-восточном административном округе города Москвы;

музыкальное образование в Зеленоградском административном округе города Москвы.

Для бесплатного посещения воспитанниками и обучающимися государственных образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы, предлагаются различные культурные мероприятия, направленные на профилактику безнадзорности, социального и семейного неблагополучия, активизацию интереса москвичей к культурному наследию города, повышение информированности об учреждениях культуры и недвижимых памятниках истории и культуры, изучение архитектуры и градостроительства Москвы:

 

 

Групповое посещение театров и музеев, участвующих в программе по бесплатному посещению обучающимися образовательных учреждений в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30.06.1998г. № 516 «Об организации бесплатного посещения учреждений культуры Москвы обучающимися образовательных учреждений, приютов, реабилитационных центров, центров социальной помощи семье и детям» и др.

Как отметила М.Русецкая, ВУЗы зачастую выступают интеграторами и координаторами реализации программ дополнительного образования школьников в соответствии со своим профилем. Так Правительство Москвы выделяет ежегодно (843 млн.руб - 2012 г.) на разработку и развитие таких программ. Например, РГУФК реализует различного рода спортивные программы на своих площадках. С предыдущего года успешно реализуется программа по интеллектуальным видам спорта.

На пресс-конференции также были представлены программа "Робинзонада. Острова Гипербореи" и негосударственные практики ("Пампа Грин" и др.).

Вопросы брифинга:

Р.Боярцев, журнал «Столичное образование»: При создании образовательных комплексов планируется ли включение такого оборудования в его деятельность, как представлено в МИСиС?

М.Р.: При определении ЦТПО старались равномерно распределить их по районам Москвы. Первой задачей Центров стала организационная и методическая работа, затем должен произойти отбор оборудования для рекомендации поставок в образовательные учреждения Москвы. Есть планы по типизации оборудования и разработки отечественный комплект такого оборудования для школ.

А.Павлов, портал "Дополнительное образование": Если вчера дополнительное образование плотно ассоциировалось с центрами творчества, школами искусств, спортивными школами, то сегодня все более активизируются организации негосударственного сектора, нередко качественные и пользующиеся популярностью. Развитие негосударственного дополнительного образования детей читается и в государственной политики, и в законодательстве. Так в государственной программе "Развитие образования в РФ до 2020 г." при охвате 75% школьников дополнительным образованием предполагается не менее 50% за счет бюджета. Предполагается ли возможность выделения бюджетной субсидии на дополнительное образование негосударственным организациям и целесообразно ли это? Второй вопрос волнует,наверное, всех родителей: сохранит ли Москва дополнительное образование как социальную функцию, финансируемую государством и в каком объеме?

М.Р.: Все гарантии и обязательства по дополнительному образованию детей, понимая какой ресурс заключен в нем, город будет выполнять в заявленных объемах.

Вопрос государственно-частного партнерства актуален сейчас и город поддерживает некоторые частные инициативы, как, например, представленные здесь, рекомендуя Департаменту имущества предоставления для них льготной аренды помещений. Пока вопрос таких субсидий для негосударственных организаций не обсуждался, но вероятно, за этим будущее.

И.Толстошеева. газета «Мой район»: В чем разница между платными и бесплатными занятиями? Качество отличается? У родителей складывается впечатление о более качественном обучении за плату.

Конечно. Нет. Все программы одинаково качественно с одинаковыми требованиями. Трудно представить, чтобы один и тот же педагог по-разному вел занятия в зависимости от платности или бесплатности. Конечно, невозможно охватить все направления. Город финансирует наиболее востребованные. Локальные частные запросы требуют отдельных программ. Занятия за плату - это реакция на локальные потребности, не носящие системного характера. Востребованные в конкретной образовательном учреждении кружки и секции могут реализовываться на внебюджетной основе.