Научно-методические статьи

зав. кафедрой педагогики дополнительного образования детей
Московского института открытого образования,
к.п.н., профессор

В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года и Стратегией долгосрочного социально-экономического развития России к 2020 году наша страна должна качественно измениться и стать одним из ведущих центров мировой экономики, страной, привлекательной для проживания граждан. За этот период изменения затронут все сферы жизни общества, в том числе и систему образования. Именно перемены в образовании призваны обеспечить качественное обновление общества в целом.

В настоящее время педагогической общественностью широко обсуждается Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которую следует рассматривать как стратегию и тактику развития российского образования, как один из ключевых факторов построения инновационной экономики в нашей стране. Задача, стоящая перед педагогическим сообществом, – создание условий для получения школьниками такого образования, которое обеспечивало бы их позитивную самореализацию в бурно изменяющемся мире, поскольку становление юного гражданина России является содержанием, смыслом и целью всей образовательной политики. Педагоги вместе с представителями общественности, родителями и учащимися сейчас дискутируют о том, как сделать образовательный процесс максимально индивидуальным, чтобы помочь ребенку уже в школьные годы раскрыть свои себя и подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Президентская инициатива «Наша новая школа» целиком и полностью посвящена только общему образованию, о дополнительном образовании речь в нем идет только в контексте изменения (улучшения) школьной инфраструктуры, одной из целей которого должно стать создание условий для качественного дополнительного  образования обучающихся. Тем не менее решение поставленных задач по всем 5-ти направлениям развития в реальных условиях будет более продуктивным при взаимодействии общего образования с дополнительным, при организации не только их грамотного взаимодействия, но и при использовании накопленного потенциала дополнительного образования.

Нельзя искусственно (при помощи обновления образовательных стандартов) внедрять неформальное (дополнительное) образование в формальное (общее). Среднестатистическая российская школа (типовой проект здания, работа в две смены) вряд ли в ближайшее время сможет создать "условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития". А внеаудиторная занятость учащихся скорее всего будет иметь не форму творческих занятий, а форму пресловутых обязательных факультативов по основным школьным предметам. О каком здоровье и о выращивании каких талантов можно говорить, когда объем свободного времени школьника среднего и старшего звена неуклонно приближается к объему свободного времени взрослого, работающего по 8 часов в день? Очевидно, что решение многих из этих вопросов лежит в плоскости дополнительного образования.

В проекте «Наша новая школа» большое внимание уделяется творческой деятельности детей: исследовательским работам, участию в творческих объединениях, учебных группах, спортивных секциях, то есть как раз в тех формах, которыми располагает дополнительное образование. Значит ли это, что оно перестанет быть второстепенным и займет достойное место в системе образования как по оплате труда педагогов и общему финансированию, так и по своей значимости?

Второе направление образовательной инициативы предусматривает создание системы поддержки талантливых и одаренных детей, что также созвучно с задачами, решаемыми дополнительным образованием. Система работы с талантливыми детьми в дополнительном образовании уже сложилась, а доказательство этому - победы воспитанников на всероссийских и международных творческих конкурсах, соревнованиях и олимпиадах.

Для детей и подростков, занимающихся различными видами спорта, художественным творчеством, исследовательской работой, краеведением, туризмом регулярно организуются профильные лагеря, слеты, фестивали. Отдельным направлением в стратегии выделена забота образовательного учреждения о здоровье школьников: внедрение здоровьесберегающих технологий и формирование у детей заинтересованного отношения к своему здоровью. В системе дополнительного образования приоритетным направлением является оздоровительная и физкультурно-спортивная работа, которая направлена на массовое вовлечение детей и подростков в активные занятия физической культурой и спортом.

Кроме того, развивается процесс интеграции детей-инвалидов в образовательную среду вместе со сверстниками, расширяются возможности и доступность предоставления данной категории детей качественных образовательных услуг, воспитывается толерантное отношение к ним здоровых детей. Для особенных детей в учреждениях дополнительного образования разрабатываются специальные программы в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием психического и соматического здоровья.

Новизна поставленных в «Нашей новой школе» задач, в центре которых стоит ребенок, его талант, его способности, применительно к образовательной практике придает особую значимость дополнительному образованию детей, которое имеет многолетний опыт:

Но главным в дополнительном образовании детей был, есть и остается приоритет интересов каждого ребенка, а «результатом становится включение каждого школьника в разнообразную предметную по содержанию, ориентированную на конкретный образовательный результат, но клубную по форме деятельность – участие в различных проектах, конкурсах, конференциях, олимпиадах, фестивалях, слетах, соревнованиях, походах, экспедициях, - итоги которой фиксируются как его личные достижения в Портфолио»[1].

Но при организации дополнительного образования в школе возникает много проблем и ошибок, на которые организаторам этого типа образования нужно обратить внимание.

Необходимо осознавать, что образование личности не может состоять из «основного» и «дополнительного», это единый целостный процесс, в котором очень сложно спрогнозировать приоритеты: что станет в итоге главным для учащегося?.

Нередко школьное дополнительное образование находится в зависимости от базового образования и на занятия детских объединений прорабатывается тот предметный материал, который дети либо не успели «пройти» на уроках, либо плохо усвоили в силу трудности темы. В результате дополнительное образование превращается в простое продолжение обучения детей по базисным курсам. Между тем дополнительное образование своим содержанием «привязано» не столько к учебным программам, сколько к индивидуальным интересам детей, в связи с чем удовлетворяет многообразные познавательные, коммуникативные и иные потребности детей.

Зачастую в школе этот вид образования осуществляют те же учителя-предметники, которые, как правило, не знают специфических особенностей дополнительного образования, продолжают привычную для них работу по своему предмету и выстраивают ее по классно-урочному принципу, действуя назидательно и принудительно, перенося подходы из традиционной школьной педагогики. В итоге вместо творческого занятия по интересам, где педагог выступает как мастер, организатор совместной с ребенком деятельности, а его воспитанник – как равноправный, но только менее опытный участник взаимодействия, ребенок снова, как и на уроке, оказывается в принудительном положении. В довершение всего такие занятия часто проходят в помещениях, не оборудованных под дополнительное образование, и тогда уже ощущение урока становится практически полным, а ведь дети мечтают с помощью дополнительного образования найти полезное для себя дело, приобрести практические навыки и умения, научиться зарабатывать деньги для удовлетворения своих нужд, стать участниками международных проектов и программ.

Еще одна распространенная ошибка связана с тем, что педагоги часто работают без образовательных программ, имея в лучшем случае тематический план. Однако современное дополнительное образование отличается тем, что оно организуется по дополнительным образовательным программам, к которым предъявляются особые требования и без которой педагогу сегодня приступить к работе нельзя.

И, наконец, очень часто приходится встречаться с тем, что школьное дополнительное образование не имеет нормативно-правового закрепления, что порождает неопределенность его статуса в школе, разночтения в правах и обязанностях педагогических работников, занятых в этой сфере, затруднения в вопросах сотрудничества с учреждениями дополнительного образования детей. Между тем школа должна иметь специальную статью о дополнительном образовании детей в уставе школы, лицензию ведение этой деятельности, самостоятельный локальный акт «Положение об организации дополнительного образования детей в школе», комплект дополнительных образовательных программ, пакет должностных инструкций на всех тех работников, которые заняты в этой работе, договор о сотрудничестве школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей.

Вопрос о том, какие конкретно нормативные документы нужно принять по системе дополнительного образования в школе должно решать само образовательное учреждение. Важно, чтобы система работала, чтобы в ней были мотивированные и высокопрофессиональные кадры. А локальная нормативная база во многом зависит от мнения учредителя школы - какие он акты для этого требует - такие следует разработать и издать.

Cписок литературы:

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002. N 393. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. N 1662-р. http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=82134

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" от 4 февраля 2010 г. Пр-271. http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. 5 ноября 2008 года. Москва, Большой Кремлёвский дворец. http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/11/208749.shtml



[1]Крылова Н.Б. Принцип дополнительности как особенность самоорганизации образования//Новые ценности образования, выпуск 4(28), 2006. – с.5