В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. В ней одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие. Дополнительное образование оказывается встроенным в структуру любой деятельности, в которую включен ребенок(1, с.31-35), создает "мостики" для перехода личности из одного образования в другое, оно может предшествовать стандартизированным видам деятельности, а может следовать за ними, создавая возможность для личности для перехода. Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы: предметные области общего, профессионального образования и культурно-образовательного досуга пересекаются между собой (например, математикой или физкультурой можно заниматься в разных планах). Эта область пересечения и представляет собой область дополнительного образования.
Дополнительное образование может дополнять три обозначенные сферы по-разному: оно может расширять предметные знания, добавлять новые компоненты; оно может увеличивать "вооруженность" личности, оснащая человека новыми средствами познания, труда и общения; оно способно усиливать мотивацию образовательной деятельности, вызывая необходимость личности полнее проявить себя.
По своему «местоположению» в системе образования это - вся та область образовательной деятельности, которая находится за пределами государственного образовательного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах (2, с.7-9).
По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом.
Безусловно, система дополнительного образования имеет свою специфику, которая связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Именно в рамках этих блоков осуществляется основная педагогическая деятельность педагогов и творческо-познавательная деятельность детей. Эти блоки, безусловно, присутствовали в то время, когда для обозначения подобной деятельности использовался термин «внешкольная работа». Однако если в тот период акцент делался на культурно – досуговой работе, то сегодня все больший масштаб приобретает образовательная деятельность, связанный с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей и подростков в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования. Подобная тенденция является ведущим фактором, способствующим интеграции общего и дополнительного образования. И сегодня существует немало примеров такого взаимодействия, приводящего к ярким позитивным результатам.
Несмотря на то, что термин «дополнительное образование», введенный законом «Об образовании», используется уже на протяжении более десяти лет, сегодня можно увидеть различное отношение, как к самому термину, так и содержанию деятельности по дополнительному образованию детей. Ряд авторов считает, что в 1992 году произошла формальная смена табличек, связанная с уходом из ряда внешкольных учреждений пионерской организаций. А в основе дополнительного образования по-прежнему находится традиционная кружковая работа с детьми. Другие считают, дополнительное образование, исходя из его названия, должно дополнять образование общее (3).
Первое определение дополнительного образования было предложено в Законе «Об образовании». Содержание определенных статей Закона позволяет, по мнению М.О.Чекова, определить три позиции, которые занимает дополнительное образование детей в современной российской системе образования (4): по классификации образовательных программ, по типам образовательных учреждений и по месту реализации дополнительных образовательных программ. Однако приведенное в законе понятие не разделяет дополнительное образование детей и взрослых и более ориентировано на последних. В 1998 г. в законопроекте «О дополнительном образовании» рассматриваются уже две сферы: дополнительное образование детей и дополнительное образование взрослых. Согласно этому законопроекту дополнительное образование понимается как « целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» (5, с.2). В этом же законопроекте определяется, что дополнительное образование – это единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.
Как показывает анализ научных исследований в области дополнительного образования, порой каждый ученый вкладывает в понятие дополнительного образования свое понимание и от этого, по нашему мнению, термин только выигрывает. Дополнительное образование детей рассматривается как:
Многообразие в определении дополнительного образования объясняется многоаспектностью этого педагогического явления, но парадокс заключается в том, что сам термин "дополнительное образование" до сих пор не имеет научного определения, не нашел он своего места и в новой "Российской педагогической энциклопедии", в то время как понятия «внеурочная работа», «внешкольная работа» и «досуг» раскрываются, но все сведения обрываются на 2-й половине 80-х г., хотя энциклопедия датирована 2003 годом (12). Зато «Педагогический энциклопедический словарь» гласит: «Дополнительного образования детей – составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ» (13). Почему-то данное определение вообще не содержит упоминания об основном назначении этого образования, никак не согласуется с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, в соответствии с которым цель дополнительного образования детей - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства (14). Это - вариативная цель в системе образования, которая определяется не столько государственным заказом, сколько индивидуальными потребностями, интересами детей, родителей, семьи и т.д.
Под дополнительным образованием понимается:
Эти определения соответствует Закону РФ «Об образовании», характеризующему образование как процесс, завершающийся констатацией достижения определённых результатов, и принятым на международном уровне подходам к образованию как к феномену международной коммуникации. Международная стандартная классификация образования (МСКО) не включает в образование виды коммуникативной деятельности, разработанные без расчета на обучение и неорганизованные формы обучения (15,с.6). Публичные лекции, семинары или конференции не входят в классификацию, если не носят ярко выраженного обучающего характера. Для того чтобы считаться образованием, обучение должно носить плановый характер и не сводиться просто к физическому росту, взрослению, общей социализации.
А.К. Бруднов, который с 1985 года возглавлял Управление внешкольных учреждений Министерства просвещения СССР, а затем Управление воспитания и дополнительного образования Министерства образования РФ, и многое сделал не только для сохранения, но и для развития системы дополнительного образования в девяностые годы ХХ века, считал, что основное предназначение дополнительного образования – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей (16, с.2).
Интересный подход к дополнительному образованию представлен в работе психолога А.Г. Асмолова: «Уместно вспомнить, что в культуре различают три вида связей между поколениями. Это связь в традиционных культурах, когда все передается через традиции предков. Второй путь, – когда опыт передается через инструкцию взрослого, стоящего над ребенком. Главная форма подобного образования – монолог, столь характерный для нашей массовой школы. Есть иной путь – через детскую субкультуру и культуру взрослых, когда сотворчество взрослого (педагога) и детей, их партнерство рождает особый спектр отношений, задает определенную специфику образования. С этой точки зрения высвечивается совершенно уникальная роль дополнительного образования»(17).
«Дополнительное образование, - считает А.Г.Асмолов, - поисковое, вариативное образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития» (17, с.6-8). «В области дополнительного образования мы даем возможность стать личностью, а не просто – выбор предметов…Дополнительное образование всегда было подлинно вариативным: ребенок к нему приходит не из-под палки, здесь происходит не обучение, а подготовка возможности быть…Он делает другую, сегодня самую главную в жизни вещь – ищет смысл жизни и возможность быть. Он пробует себя в разных ролях, и в этом великое дело и суть дополнительного образования. На самом деле дополнительное образование - зона ближайшего развития для образования России» (18).
Дополнительное образование нельзя рассматривать как «придаток» к основному, выполняющему исключительно функцию расширения образовательных стандартов, так как в этом случае, по мнению А.К. Бруднова (19), теряется его основное предназначение – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей, создание условий для творческого развития каждого ребенка, его адаптации в меняющемся обществе, приобщения к культурным ценностям: «мы самоценны, ибо наше образование не то что самодостаточное, нет, оно самоценно, потому что у него особое содержание, у него и особенная технология, у него особенная методика, прежде всего, оно практико-ориентированно» (20). "Этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор различных видов и форм деятельности, формирования собственных представлений о мире, развития познавательной мотивации и способностей" (21).
«Дополнительное образование, - считает Б.А. Дейч, – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников (22).
В.П. Голованов подчеркивает, что в наиболее общем виде дополнительное образование детей может быть определено как организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Эта сфера образования как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного образования. Это - личностная ориентация образования; профильность; практическая направленность; мобильность; разноуровневость; разнообразие содержания, форм и методов образования; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса в представлении образовательных услуг; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. К главным специфическим особенностям дополнительного образования данный автор относит добровольность получения этого вида образования детьми; индивидуализированность и вариативность, а так же осуществление его в сфере свободного времени детей, подростков и юношества (23).
Под дополнительным образованием детей допустимо понимать образование, обеспечивающее (24),:
Использование разных смысловых значений слова «дополнительное» позволяет признать дополнительное образование детей мотивированным, актуальным, востребованным, ситуативным, контекстным, фоновым, вспомогательным, периферийным, параллельным, аксессуарным, комплиментарным, субъектным, субсидиарным, резервным, запасным, ресурсным, межпредметным и междисциплинарным, при этом совсем не обязательно оно должно быть внешкольным в значении «осуществляемым вне школы».
Сравнительный анализ приведенных определений дополнительного образования дает возможность выявить общее и различное в подходах к данной дефиниции, которая объективно идентифицирует определенный исторический этап социально-экономического развития государственных и общественных объединений, организаций и общеобразовательных учреждений (25, с.29-34). Очевидным является то, что все ученые видят ценность дополнительного образования в развитии склонностей, способностей ребенка, в его самообразовании, самореализации и самоопределении, а также в освоении опыта и эмоционально-ценностных отношений и включении ребенка в творческий поиск. Как отмечает Е.В.Серединцева, «возникнув, явление начало жить самостоятельной жизнью и оказалось значительно сильнее и шире, чем задумывалось при создании» (26).
Конечно, понятие «дополнительное образование» не совсем точно отражает содержание этой области, что и вызывает многочисленные споры как исследователей, так и практиков: дополнительное образование «служит пространством создания новых прецедентов организации образования» (27, с.3-7). Однако важно понимать, что:
Анализ литературы и многолетнее практическое взаимодействие с рядом учреждений дополнительного образования позволяют предложить следующий вариант определения дополнительного образования детей: Под дополнительным образованием понимается образовательная деятельность, осуществляемая по образовательным программам, имеющим конкретизированные образовательные цели и объективируемые, фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты (28).
Это определение соответствует Закону РФ «Об образовании» и принятым на международном уровне подходам к образованию как к феномену международной коммуникации и зафиксированным в принятой 1975 г. на 35-й сессии Международной конференции по образованию в Женеве » (29, с.6) Международной стандартной классификации образования (МСКО).
Разработанный ЮНЕСКО в качестве «инструмента для сбора, хранения и представления статистики по образованию, как в рамках отдельных стран, так и в международном масштабе, переработанный и дополненный решениями 35 сессии Международной конференции по образованию, Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 20-й сессии в Париже в 1978 г., Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1997 г.этот документ предлагает не включать в образование виды коммуникативной деятельности, разработанные без расчета на обучение. Оно также исключает неорганизованные формы обучения. Публичные лекции, семинары или конференции не входят в классификацию, если не носят ярко выраженного обучающего характера. Для того, чтобы считаться образованием, обучение должно носить плановый характер и не сводиться просто к физическому росту, взрослению или общей социализации. Этот подход соотносится с принятым Законом РФ «об образовании» определением образования как процесса, завершающегося констатацией достижения определённых результатов.
Таким образом, можно говорить о достаточном разнообразии в подходах к определению понятия «дополнительное образование». Приведенные выше определения не только не противоречат друг другу, но и во многом схожи, а некоторые отличия связаны с акцентированием внимания авторов на определенные аспекты этого вида педагогической деятельности.
В настоящее время в России только создается система непрерывного образования, которая будет оперативно реагировать на изменения потребностей детского и взрослого населения в образовании и эффективно решала задачи социально-экономического, политического, нравственно-воспитательного характера в интересах личности, государства и общества.
Обеспечение доступности качественных услуг образования, переход к непрерывному индивидуализированному образованию для всех является одной из основных задач создания инновационной социально-ориентированной экономики. В соответствии с этим сегодня необходима модернизация и формирование новых экономических механизмов на всех уровнях системы непрерывного образования, что обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию и инвестиционную привлекательность.
С 1992 года начался сложный, до сих пор не завершённый, процесс перехода в новое качественное состояние, представления о котором были лишь контурно обозначены в решениях Коллегий Министерства образования Российской Федерации «О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей» от 25.04.94, № 12/1 и «О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательной школы» от 23.11.94, № 22/1.(30)
Государственная система дополнительного (внешкольного) образования никогда не имело оппозиционного характера по отношению к традиционному школьному образованию.
В этом состоит принципиальное отличие российского варианта внешкольного образования от его лексического аналога, используемого в настоящее время на международном уровне для обозначения одной из существенных характеристик неформального образования.
Созданное в структуре российского образования дополнительное образование детей имеет в основании признаки неформального образования, но при этом ядром данной педагогической практики является регулируемый государством процесс создания возможностей освоения детьми дополнительных образовательных программ в образовательных учреждениях всех типов и видов.
Ценность дополнительного образования детей определяется его направленностью на создание условий, благоприятных для получения ребёнком образования по актуальных для него направлениям. Назначение дополнительного образования детей, созданного в структуре российской образовательной системы, определяется не приставкой «вне», а прилагательным «дополнительное».
Воспользовавшись результатами анализа, выполненного Б.В. Куприяновым (24), выявившего более двадцати его значений в русском, английском, немецком, французском, итальянском языках, под дополнительным образованием детей допустимо понимать образование, обеспечивающее:
Использование разных смысловых значений слова «дополнительное» позволяет признать дополнительное образование детей мотивированным, актуальным, востребованным, ситуативным, контекстным, фоновым, вспомогательным, периферийным, параллельным, аксессуарным, комплиментарным, субъектным, субсидиарным, резервным, запасным, ресурсным, межпредметным и междисциплинарным, но совсем не обязательно оно должно быть внешкольным в значении «осуществляемым вне школы».
Стартовая концепция дополнительного образования детей имела в основании идею признания права ребёнка на одновременное получение обязательного формального традиционного базового образования и образования, им не предусмотренного. Эта идея подлежит проработке. Есть основания предполагать, что она может получить право на реализацию на современном этапе развития российского образования.
Под дополнительным образованием детей понималось тогда и понимается сегодня образование, дополняющее базовое в соответствии с образовательными запросами развивающейся личности.
Созданное в Российской Федерации дополнительное образование детей не могло тогда и не может сегодня быть отнесено ни к одному из признанных на международном уровне типов. Оно не является ни традиционным общим или профессиональным образованием (потому, что не имеет установленных ограничений в отборе направлений деятельности детей), ни - произвольным (поскольку организуется в целенаправленно создаваемых специалистами учебных ситуациях), ни - дополнительным в значении пост дипломное образование (ибо начинается задолго до получения диплома), ни - неформальным или внешкольным в принятой на международном уровне трактовке (так как осуществляется на противопоказанном этому типу учрежденческом уровне).
Принимая во внимание ассоциации, возникающие в связи с использованием понятия «внешкольное образование» в качестве синонима неформального образования, необходимо восстановить в памяти, что в России внешкольное образование было открыто более чем на сто лет раньше и совсем не по причине разочарования в традиционном школьном образовании. При всех «верных» и «неверных» взглядах на функциональное назначение внешкольных учреждений была создана система, благодаря которой состоялись люди, составивших честь и славу многонационального народа Российской Федерации.
Накопленный этой системой потенциал, позволил российскому образованию создать новую педагогическую практику, получившую название «дополнительное образование детей», соответствующую природе детства и имеющую в основании признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности.
Осмысление феноменологических характеристик дополнительного образования детей позволяет сделать вывод о его сущностной инновационности. По сути, дополнительное образование детей является образованием, осуществляемым по не исследованным и соответственно не осмысленным наукой законам. Однако при всей справедливости этого вывода, чрезвычайно важно понимать, что осуществляемая государственными учреждениями дополнительного образования детей не может не подчиняться общим для образовательной системы требованиям.
В настоящее время остро стоит вопрос регламентации деятельности учреждений дополнительного образования детей на основе нормативной базы, находящейся в состоянии интенсивной разработки.
Активизации этого процесса в настоящее время способствует происходящая в российском образовании модернизация, предполагающая обоснование нового государственного стандарта общего образования. Признание стандарта нового поколения инструментом реализации государственной политики в области образования на основе общественного договора позволяет приступить к разработке стандарта дополнительного образования детей при сохранении специфических характеристик этого феномена.
Решение этой задачи должно обеспечить возможность завершения перехода внешкольных учреждений в новое качественное состояние на основе дополненной нормативной базы и помочь преодолеть устоявшиеся стереотипы восприятия данной педагогической практики как «внеучебной деятельности».
Дополнительное образование строго в соответствии с Законом Российской образовании сориентировано на решение задач воспитания и обучения в их взаимосвязи и взаимозависимости. Исходя из этого постулата определена концепция, с учётом которой отобраны основания для ответов на вопросы регламентации деятельности учреждений дополнительного образования детей и выстроены комментарии к ним.
Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования, под которым понимается «процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Цель непрерывного образования - целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей» (31).
Дополнительное образование детей в системе непрерывного образования направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени.
Нельзя не отметить, что за последние годы был осуществлен реальный качественный рост системы дополнительного образования, которая динамично развивается, несмотря на объективные трудности. Так, в 2010 году в России сегодня действует более 17 тысяч таких учреждений, в том числе 405 региональных и четыре, имеющих федеральный статус, кроме того, в эту систему входят учреждения разной ведомственной принадлежности, в том числе 8,9 тысяч учреждений системы образования, 5,8 тысяч – культуры, 1,1тысячи – спорта, более 2 тысяч – общественных организаций; в них работало около 270 000 педагогических работников. В них занимается около 7 миллионов 600 тысяч, то есть более 50% российских школьников. Для сравнения, в стране около 52 тысяч общеобразовательных школ, в которых обучается более 12 миллионов детей (32).
Дополнительное образование детей — неотъемлемая часть непрерывного вариативного образования, которую уже сегодня можно характеризовать как (33):
Список литературы: