Научно-методические статьи

Приоритеты А.К. Бруднова актуальны и сегодня...

 

Уходит в прошлое привычное, знакомое многим из нас по годам собственного детства понятие «внешкольные учреждения». В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» существующая сеть преобразуется в учреждения дополнительного образования. Чем это вызвано? Прежде всего, принципиальными изменениями в социально-экономическом укладе страны и в общественном сознании. Возросло значение различных видов неформального образования. Появилась острая необходимость в институтах, призванных удовлетворять постоянно изменяющиеся социокультурные и образовательные потребности детей и подростков, создавать условия для их творческой самореализации. Ими и должны стать учреждения дополнительного образования. В чем же их отличие от уже имеющихся, традиционных?

Уходит в прошлое привычное, знакомое многим из нас по годам собственного детства понятие «внешкольные учреждения». В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» существующая сеть преобразуется в учреждения дополнительного образования. Чем это вызвано? Прежде всего, принципиальными изменениями в социально-экономическом укладе страны и в общественном сознании. Возросло значение различных видов неформального образования. Появилась острая необходимость в институтах, призванных удовлетворять постоянно изменяющиеся социокультурные и образовательные потребности детей и подростков, создавать условия для их творческой самореализации. Ими и должны стать учреждения дополнительного образования.

В чем же их отличие от уже имеющихся, традиционных?

В том, что этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор каждым ребенком той или иной области знаний и умений, на формирование его собственных представлений о мире, на развитие познавательных мотиваций и способностей. Вся учебно-воспитательная работа здесь строится на индивидуальных особенностях, на возникающих в ходе познания интересах к различным сферам жизни. Такая индивидуально-личностная направленность деятельности позволяет этим учреждениям активно использовать потенциал свободного времени, более эффективно решать проблемы духовно-нравственного, интеллектуального и физического воспитания. Педагогический процесс происходит в форме поиска решений как отдельных (конкретных), так и извечных общечеловеческих ценностей. А результатом становится жизнетворчество, позволяющее ребенку накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее использования для достижения жизненно важных целей. Еще одна важная особенность - многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и наклонности, дающих возможность получить допрофессиональное и начальное профессиональное образование. Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Сначала создается почва, благоприятная для творчества, затем обеспечивается сотрудничество с теми, кто уже имеет определенные умения и навыки. За сотворческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю жизнь, формируя потребность в творческом восприятии мира и осмыслении себя в этом мире.

Названные стадии определяют специфику содержания дополнительного образования. Если на первом уровне немногое дается многим, то на третьем - многое немногим. Такая логика образовательного процесса позволяет предлагать свои услуги всем детям без всякого принуждения, на привлекательной основе свободного выбора.

Характерной особенностью педагогического воздействия является его динамичность, стимулирующая творческую активность ребенка. Развиваются способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию, оценке тех или иных действий, событий, ситуаций. Формируется новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию, а в малых исследовательских группах происходит овладение специализированными языками наук.

Сфера дополнительного образования, на наш взгляд, может рассматриваться как инновационная, выявляющая ближайшие перспективы вариативного образования, а также социальных образовательных институтов, в том числе дошкольных, общеобразовательных и профессиональных.

Уже сегодня действуют центры народных промыслов, производственные мастерские, творческие студии. Среди них школа народных ремесел В. Н. Бучевского в Архангельске, студия народной деревянной игрушки Н. И. Ластина в Мордовии, возглавляемый Ю. К. Печниковой центр художественных ремесел для детей в городе Дзержинске Нижегородской области. Все эти объединения складываются на основе авторских проектов. Их работа органично сочетается с восстановлением связей меж/ту поколениями, активизацией позиции семьи в образовании детей. Не случайно растет число уникальных коллекций семейного творчества, а включение детских работ в экспозиции профессиональных выставок и музеев стало обычным делом. Но хватит о преимуществах и достоинствах наших учреждений. Поговорим о том, что мешает, тормозит их развитие. Нерешенных проблем здесь предостаточно. Надо признать, что методология дополнительного образования в России не получила развития, хотя и возникла она еще на исходе прошлого века именно в нашей стране. Последнее фундаментальное исследование - «Энциклопедия внешкольного образования» Е.Н. Медынского - вышло семь с лишним десятилетий назад. На Западе эта отрасль трансформировалась в самостоятельную сферу социальной политики, а у нас редкие исследования велись бессистемно и фрагментарно. Возникший отрыв теории от практики стал серьезной помехой на пути реорганизации. Мы не имеем сегодня разноуровневых программ по ряду образовательных областей. Значительная часть из существующих рассчитана на репродуктивную деятельность, не предусматривает самостоятельного поиска оптимальных решений. К тому же все они не связаны между собой, не дифференцированы в зависимости от пола. физических, интеллектуальных задатков ребенка, условий его жизни.

Нам необходимы программы нового поколения, принципиально отличающиеся от тех, что составлялись для кружков школ и внешкольных учреждений. Работа по их созданию уже начата, прошли два всероссийских конкурса.

Надо сказать, что, несмотря на трудные экономические условия последних лет, нам все же в основном удалось сохранить сеть дополнительного образования, даже увеличить ее. Сегодня действует более восьми тысяч учреждений, в них занимается около 6 млн. ребят, то есть свыше 30 % учащихся. Но все же не обошлось без потерь. По известной причине - сокращение выделяемых средств - серьезный урон понесли детское техническое и эколого-биологическое творчество, туризм.

Планируя развитие новой системы, мы исходим из реальной социально-экономической ситуации. Первейшая наша задача - это расширение и реконструкция существующей сети учреждений, чтобы она достигла объемов, позволяющих удовлетворять потребности как можно большего числа детей.

Необходимо обновить содержание деятельности на принципах разноуровневости и вариативности, создать, как уже отмечалось выше, программы и учебно-методические пособия нового поколения, разработать и реализовать региональные программы развития дополнительного образования. Предстоит привести нормативно-правовую базу этих учреждений в соответствие с новыми условиями, установить социально гарантированные нормативы их нормального функционирования.

И, наконец, предстоит создать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров, начать формирование научного потенциала.

И последнее, о чем хочется сказать, - взаимоотношения наших учреждений и общеобразовательных школ. Наблюдается интересная тенденция их интеграции. Так, на базе лучших учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара и других городов созданы лицеи, гимназии, школы раннего развития ребенка. Но все же подчеркну, что дополнительное образование не придаток к школе, а самостоятельный и самоценный вид, который компенсирует недостатки и противоречия не отдельно взятых школ, а школьного образования в целом. Чем выше станет уровень последнего, тем шире будет спектр интересов личности, которые сама школа удовлетворить в полной мере не может.

Так что речь должна идти не о конкуренции, а о содружестве, взаимообогащении. Убежден, что они будут развиваться по мере становления и совершенствования как нашей системы, так и всего образования.

 

Источник: Директор школы. 1995. № 2. С. 56-59.