Научно-методические статьи

Буйлова Л. Н., Павлов А.В. Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического сопровождения дополнительного образования детей [Текст] / Л. Н. Буйлова, А. В. Павлов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 124-129.

 

В статье рассмотрена специфика создания сетевого ресурсного центра дополнительного образования детей, определены целесообразность, принципы, функции и содержание его деятельности. Проанализированы и обобщены основные понятия. Освещены прикладные проблемы функционирования и перспективного развития сетевого ресурсного центра.

Ключевые слова: ресурс, ресурсный центр, сетевой ресурсный центр, окружной ресурсный центр дополнительного образования детей, дополнительное образование детей, сетевое взаимодействие.

 

Происходящие социально-экономические изменения в образовательной политике обусловили необходимость модернизации системы дополнительного образования детей, что нашло отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 гг. (от 22 ноября 2012 г. № 2148-р), Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы (от 2 июня 2012 г. № 761), Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)".

Дополнительное образование детей сегодня «является одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка «образовательных услуг» с растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора, высоким уровнем инновационной активности» [4], что позволяет рассматривать эту сферу как одно из приоритетных направлений.

Особенностью системы дополнительного образования детей является ее интеграционный и межведомственный характер: дополнительные общеобразовательные программы реализуются в соответствующих учреждениях, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, колледжах, охватывает различные сферы и направления деятельности — образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт, науку и технику.

В последние десятилетия в вопросах организации дополнительного образования детей наблюдается определенный кризис, вызванный, с одной стороны, увеличением роли образования в обществе, при сохранении тенденции дефицитности используемых ресурсов и отсутствием технологичных методик управления [1, с. 5–6]. Эта проблема актуальна и для активно создаваемых в настоящее время образовательных комплексов, и для динамично развивающихся учреждений дополнительного образования детей, и для учреждений, имеющих устойчивое эволюционное развитие и для учреждений, испытывающих дефициты преимуществ и динамики развития.

Но в последние годы дополнительное образование детей испытывает системный кризис, связанный с определением его ценностного, целевого, функционального назначения в государстве, обществе, образовании, что проявляется в следующих противоречиях:

Разрешить существующие противоречия возможно за счет повышения качественного уровня оказания услуг дополнительного образования детей. При этом особенно важным становится понимание того, что новое качество дополнительного образования детей должно обеспечиваться не отдельным учреждением, а сетью в целом, что продиктовано, прежде всего, требованием экономически целесообразного целевого распределения всех видов ресурсов.

Сегодня дополнительное образование детей на конкретной территории (в нашем случае, в пространстве административного округа), как правило, представляет собой разнородную совокупность учреждений, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, «привязанные» к типу образовательного учреждения (с типовыми штатами, «жестко» прописанными видами деятельности и т. д.). При этом горизонтальные взаимодействия между учреждениями в решении общих задач (важнейшая характеристика сетевой организации образовательного пространства) практически отсутствуют.

Ресурсы окружной системы дополнительного образования детей, как и региональной в целом, используются далеко не рационально. Каждое образовательное учреждение стремиться быть самодостаточным, вместо того, чтобы использовать образовательные ресурсы других учреждений, ведомств (например, предприятий и организаций реального сектора экономики). При этом абсолютно очевидно, что в этой деятельности учреждения дополнительного образования детей не выдерживают конкуренцию со школами и центрами образования по причине нормативно-правовой и статусной неопределенности, а их материально-техническое оснащение не обновляется в соответствии с задачами, которые они решают.

В то же время мировые тенденции развития образования свидетельствуют о том, что учебное заведение перестает быть единственным источником образования, а работает рядом с другими структурами, объединяя и используя их образовательные ресурсы (кадровые, информационные, научно-методические, материально-технические, информационные и др.), которые, исходя из требования максимально эффективного их использования, целесообразно сконцентрировать в отдельной институциональной форме с условием обслуживания всей сети (или ее составной части). Сеть в целом должна предоставлять возможность различных способов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

Стоит отметить, что основным критерием развития сферы дополнительного образования детей, отмеченным и в Указах Президента (2012 г.), и в государственной программе «Развитие образования в РФ до 2020 года» становится процентный охват детей в возрасте от 5 до 18 лет, требующий от исполнительных органов власти учета, анализа, прогноза и своевременной деятельности по обеспечению и коррекции данного показателя. Вместе с тем, сегодня во многом задачи по развитию системы дополнительного образования детей перераспределяются на региональный уровень, и от того, насколько эффективно выстроена организационная модель системы, будет зависеть успех развития всей сферы.

В этой связи одной из первоочередных задач является «создание сетевых ресурсных (ресурсно-методических) центров на федеральном и региональном уровнях» [4], способных обеспечить координацию и согласование этой деятельности: возникает необходимость в новых единицах сети дополнительного образования детей, в которых будет обеспечиваться коллективное использование группой учреждений сконцентрированных ресурсов, необходимых для реализации дополнительных общеобразовательных программ, востребованных потребителями.

В настоящее время понятие образовательного ресурсного центра никак нормативно не закреплено. Понятие «ресурсный центр» появилось недавно, с внедрением в российскую теорию и практику информационного менеджмента, его целесообразно рассматривать в двух смысловых контекстах: 1) как место сосредоточения ресурсов («ресурс» — запасы, источники чего-нибудь; возможность, к которой можно прибегнуть при необходимости; средство, имеющееся в наличии, к которому обращаются лишь при необходимости; либо источник чего-либо); 2) как ресурс управления профессиональными взаимоотношениями («центр» — цельность, целостность; точка, вокруг которой все вращается; совокупность всех возможностей; высший орган руководства, управления какой-либо деятельностью; место сосредоточения какой — либо деятельности) [2].

В этой связи представляет интерес точка зрения А. В. Лебедева [3, с. 23–35], который определяет «ресурсный центр» как координационный орган, создаваемый сетевыми структурами в целях усиления их ресурсов для оптимизации деятельности. Главным предназначением Ресурсного центра, по мнению А. В. Лебедева, должно быть совместное решение тех важных проблем, которые не могут быть разрешены самостоятельно участниками партнерства, например, переподготовка и повышение квалификации кадров, проведение диагностики и анализа деятельности, организация экспертизы образовательных программ, осуществление консалтинга, ретрансляция инноваций в практику, организация прикладных исследований и др. при соблюдении принципа партнерства, то есть объединения ресурсов и совместного их использования.

Таким образом, «ресурсный центр дополнительного образования детей (РЦДОД)» можно определить как образовательное учреждение, концентрирующее, аккумулирующее, оптимизирующее и создающее информационные, технические, программные, кадровые, методические и иные ресурсы для качественной реализации дополнительных общеобразовательных программ как внутри своего образовательного учреждения, так и оказания методической помощи другим учреждениям в сопровождении актуальных направлений развития дополнительного образования детей. Ресурсный центр предназначен для формирования инфраструктуры сферы дополнительного образования детей на основе интеграции образовательных учреждений в пределах конкретной территории (региона, муниципалитета, округа) и их социальных партнеров в целях повышения качества реализации дополнительных общеобразовательных программ, обеспечения доступности и эффективности образовательных услуг в сфере дополнительного образования.

Сеть учреждений, реализующих дополнительные общеобразовательные программы — это совокупность образовательных учреждений, имеющих общие цели, общие ресурсы для их достижения, единое информационно-образовательное пространство, ресурсный центр, единый центр управления.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений — совместная деятельность образовательных учреждений, входящих во взаимодействующую сеть и обеспечивающих возможность обучающимся осваивать дополнительные общеобразовательные программы с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений.

 

Целесообразность создания Сетевого ресурсного центра дополнительного образования детей (СРЦДОД )обусловлена следующими задачами:

1. Управленческая — единый координационный центр позволяет эффективно управлять деятельностью по развитию дополнительного образования детей, увеличению охвата дополнительными общеобразовательными программами школьников до 75 %.

2. Педагогическая — объединение учебно-методических материалов, непрерывное обновление содержания дополнительного образования, взаимосогласованность учебных планов и дополнительных общеобразовательных программ; создание основ единого образовательного пространства в области дополнительного образования, в выделении сети различных образовательных учреждений, предоставляющих обучаемым действительную возможность выбора содержания и направления дополнительного образования с учетом их личных интересов и возможностей.

3. Экономическая — оптимизация ресурсов сети дополнительного образования детей (кооперация и перераспределение ресурсов сети с целью более полной их отдачи), экономия бюджетных средств, наличие реального многообразия ДОП, доступных потребителю, решение вопросов укомплектования образовательных учреждений преподавательским специалистами, обеспечение результативности без дополнительных бюджетных расходов. Внутрисистемное положение оператора позволяет также сэкономить бюджетные средства.

4. Социальная — обеспечение доступности и качества дополнительного образования, достижение вариативности дополнительных общеобразовательных программ, предоставление полного спектра услуг по дополнительному образованию детей с учетом реальных запросов потребителей, ОУ и приоритетов образовательной политики.

Сфера деятельности сетевого ресурсного центра дополнительного образования детей (СРЦДОД) — научно-методическое сопровождение реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях различного типа и уровня в пределах конкретной территории — учебного округа: УДОД, ДОУ, СОШ, СПО, ВУЗ.

Весьма широкий охват сети образовательных учреждений необходим в связи с актуализацией осуществления дополнительного образования в форме дополнительных общеобразовательных программ (ДОП) на базе того или иного вида образовательного учреждения. «Системой координат» для деятельности сетевого ресурсного центра является не сеть образовательных учреждений, а именно — система дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых на определенной территории региона.

Следующим перспективным уровнем реализации сетевого ресурсного центра может стать межведомственная координация усилий по развитию дополнительного образования детей (образование, культура, спорт, молодежная политика). Ресурсный центр может оперировать данными по показателю охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет и координировать соответствующую работу по его обеспечению.

Одним из приоритетных направлений деятельности сетевого ресурсного центра является — обновление содержание дополнительного образования детей, направленное на его повышение качества и эффективности путем обновления направлений, содержания ДОП (сертификации ДОП), организационных форм, технологий, выработке единых принципов и региональных требований, сохранение преемственности (интеграции) общего и дополнительного образования детей, а именно:

Обновление содержания дополнительного образования детей в существующей системе деятельности образовательных учреждений возможно с наибольшей степенью вероятности посредством регулирования государственного заказа, учета и коррекции спроса на дополнительное образование детей потребителей через сетевой ресурсный центр.

Функции Сетевого ресурсного центра дополнительного образования детей (СРЦДОД):

1. Образовательная:

2. Организационная (операторская):

3. Сервисная (профессионально-методическая):

4. Информационно-технологическая:

5. Социокультурной интеграции и социализации:

6. Экономико-правовая:

В связи с интенсивным развитием информационных технологий в деятельности Сетевого ресурсного центра дополнительного образования детей (СРЦДОД) особую роль играет региональный информационный ресурс — портал «Дополнительное образование», который:

Особенности статуса и организации детальности Сетевого ресурсного центра дополнительного образования детей (СРЦДОД):

Учитывая место и роль сетевого ресурсного центра в развитии системы дополнительного образования детей региона во исполнение федеральных нормативных правовых актов, миссия сетевого ресурсного центра дополнительного образования детей должна быть закреплена в программных и концептуальных документах региона. Это позволит регламентировать его деятельность формально, нормативно и концептуально на уровне региона, очертив его реальные полномочия. Практика организации ресурсных центров свидетельствует о преимущественном использовании формы структурного подразделения образовательных организаций.

Сетевой ресурсный центр не является самостоятельным юридическим лицом, а создается (закрепляется) на базе наиболее обеспеченной ресурсами (кадровыми, методическими, материально-техническими) организации дополнительного образования детей. Это позволит, с одной стороны, использовать весь потенциал системы данной организации, с другой — обеспечить некоторую экономию на имущественном и материально-техническом обеспечении (помещение, оргтехника и т. д.).

Но поскольку данная организационная структура должна обладать определенными властными, распорядительными полномочиями в таком случае представляется целесообразным включение СРЦДОД в структуру органа управления образования, где полномочия и обязанности СРЦДОД закреплены распорядительным документом органа управления образования, деятельность регламентируется Положением. Таким образом, в данной модели СРЦДОД является самостоятельным структурным подразделением органа управления образования.

Другой моделью организации СРЦДОД может стать создание региональным органом управления образования самостоятельного юридического лица в форме некоммерческой организации, что позволит обеспечить более широкую самостоятельность и независимость от сети организаций сферы дополнительного образования детей.

Оперативное руководство Сетевым ресурсным центром дополнительного образования детей осуществляется его руководителем, назначенным начальником учебного округа. В соответствии с направлениями деятельности сетевого ресурсного центра создаются подразделения (отделы), ответственные за их реализацию.

Деятельность СРЦДОД должна осуществляется при использовании процедур общественной экспертизы и средств публичной открытости.

Реализация модели Сетевого ресурсного центра дополнительного образования позволит обеспечить развитие региональной системы дополнительного образования в соответствии с концепцией государственной образовательной политики

Активное участие в формировании рынка услуг сферы дополнительного образования позволит актуализировать определенные направления (научно-техническое, социально-педагогическое, экономическое и др.), регулировать деятельность системы, обеспечить качество и доступность таких услуг.

В условиях кризиса актуальность управления ресурсами возрастает, и оно может рассматриваться как существенное условие не только сохранения школами созданных преимуществ, но и как средство поддержания имеющегося уровня качества образования.

 

Литература:

 

1. Арапова П. И., Баранова И. И., Баркова М. В. и др. Ресурсный центр образовательного учреждения: стратегия научно-методического сопровождения. Опыт инновационного поиска педагогического коллектива. — Москва: Интеллект-Центр, 2011. — 120 с.

2. Крупнейший сборник онлайн-словарей — http://www.onlinedics.ru

3. Лебедев А. В. Информационные ресурсы как ресурсы управления // Музей будущего: Информационный менеджмент. М., 2001.

4. Проект Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, направленный в регионы для ознакомления Департаментом дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики Министерства образования и науки РФ от 26.12.2012 г.)