Кленова Н.В., к.ф.н
Буйлова Л.Н., к.п.н.

Сегодня это происходит в основном в тех же заведениях, где обучаются учителя и директора общеобразовательных школ: институтах усовершенствования учителей (ИУУ), институтах развития образования (ИРО), институтах повышения квалификации (ИПК) на базе педагогических университетов. Здесь, как правило, используется традиционная модель организации образовательного процесса, предполагающая очную форму обучения по циклу образовательных программ с выдачей документа установленного образца. Хотя для работников дополнительного образования и вводится ряд особых курсов, в целом их повышение квалификации осуществляется преимущественно в контексте той проблематики, которая предлагается специалистам, занятым в сфере общего образования. И это неудивительно, ведь ИУУ, ИРО, педвузы ориентированы, прежде всего, на учителей и управленческие кадры системы общего образования. Большую часть программ составляют здесь программы общей педагогической направленности. Приоритет отдается курсам по общим вопросам педагогики, психологии, экономики, права, управления, однако адаптировать психолого-педагогические аспекты деятельности к системе дополнительного образования детей, обеспечить научное руководство по вопросам развития этой системы удается далеко не всегда.

Чтобы в большей мере учесть специфику дополнительного образования детей, в названных учреждениях повышения квалификации вводится ряд образовательных программ, касающихся отдельных проблем этого вида образования. Некоторые учреждения решают эту проблему введением для педагогов дополнительного образования набора спецкурсов. Правда, выстроить набор спецкурсов в единую систему, а также охватить в полной мере спектр проблем, актуальных для дополнительного образования детей, традиционным учреждениям повышения квалификации нередко весьма сложно.

Другой подход в организации системы повышения квалификации - его условно можно назвать практико-ориентированным - представлен в деятельности некоторых учреждений дополнительного образования детей, которые имеют лицензию на дополнительное образование взрослых и выступают в качестве базовых учреждений дополнительного образования детей в соответствующих федеральных округах. Ряд наиболее крупных учреждений дополнительного образования детей, располагающих основательным научным потенциалом и большим практическим опытом работы, понимая необходимость развития кадрового потенциала занятых в данной системе специалистов, взяли на себя функцию организации их непрерывного профессионального образования.

Как правило, эти учреждения (обычно это крупнейшие дворцы детского творчества) самостоятельно либо в сотрудничестве с ИУУ, ИРО, педагогическими колледжами и вузами организуют на своей базе курсы повышения квалификации специалистов дополнительного образования, работающих как непосредственно в данном учреждении, так и в других УДОД конкретного города и области.

Удачный пример деятельности базового учреждения дополнительного образования детей по организации непрерывного профессионального роста своих специалистов дает Оренбургский городской Дворец творчества детей и молодежи (ДТДиМ). Здесь разработана комплексная программа профессионального роста педагогов (авторы – к.п.н. И.И.Буева, Н.Г.Корнева, Л.Ф.Клименко, Т.А.Ласкина), для реализации которой при Дворце создана школа «Успех». Предложенная методика работы в сфере повышения квалификации позволяет индивидуализировать процесс развития педагогического потенциала работников, максимально приблизить его к конкретным потребностям педагогов и создать практически для каждого из них индивидуальный маршрут повышения квалификации.

Школа «Успех» функционирует с 1998 года. Она объединила несколько направлений:

  • отделение начинающих педагогов;
  • отделение педагогов, готовящихся к аттестации (на вторую и первую категории);
  • психолого-педагогическую лабораторию «Эксперимент» (для педагогов, уже имеющих первую и высшую категории);
  • школу методистов;
  • школу управленцев;
  • школу старших и отрядных вожатых.

Данная система повышения квалификации направлена в основном на сотрудников Дворца, однако, позволяет привлекать и работников других учреждений г. Оренбурга.

Анализ подобного опыта показывает, что повышение квалификации в подготовленных для этого учреждениях дополнительного образования детей позволяет максимально приблизить к практике все теоретические курсы, а также осуществить реальное погружение слушателей в технологию передового педагогического опыта. Тем самым в полной мере удается учесть ту самую специфику дополнительного образования детей, которая нередко ускользает в общепрофессиональных курсах.

В то же время не всем базовым учреждениям в регионах удается привести транслируемые слушателям знания и навыки в определенную систему, должным образом увязав общепрофессиональные и специальные программы. Равным образом не всегда получается построить циклы образовательных курсов, исходя из реальных потребностей дополнительного образования детей и пришедших на курсы педагогов. Нередко перечень этих курсов определяется наличием либо отсутствием преподавателей, способных профессионально раскрыть соответствующую тему.

Перечисленные проблемы в значительной мере снимаются в специально созданных учреждениях, предназначенных для дополнительного профессионального образования специалистов сферы дополнительного образования детей. Это профильные учреждения, специализирующиеся на переподготовке и повышении квалификации руководителей учреждений дополнительного образования детей (УДОД), педагогов дополнительного образования, методистов, вожатых, организаторов детского движения. В роли таких профильных учреждений могут выступать:

  • особые подразделения при традиционных ИУУ, ИРО (как, например, Центр дополнительного и альтернативного образования при Московском институте открытого образования);
  • специально созданные в ряде городов России центры повышения квалификации специалистов дополнительного образования детей.

Научный и практический потенциал подобных профильных учреждений значительно выше, чем у отдельных базовых учреждений дополнительного образования детей, взявших на себя функцию повышения квалификации. Он определяется не только специально подобранным штатным кадровым составом, но и реальной возможностью привлекать на договорной основе вузовских преподавателей, сотрудников учреждений культуры, лучших педагогов-практиков из различных УДОД, а также использовать в качестве стажерских площадок те или иные учреждения дополнительного образования города и области.

Здесь, как правило, складывается система повышения квалификации, представляющая собой комплекс взаимосвязанных, основанных на принципе преемственности образовательных программ различного уровня и направленности, позволяющих повысить уровень компетентности слушателей как в вопросах общепрофессионального характера, так и в сфере их непосредственной предметной деятельности.

Обычно такая система включает в себя инвариантную и вариативную части.

Инвариантные блоки освещают вопросы, связанные с современными подходами к образованию, особенностями педагогической деятельности в дополнительном образовании детей, а также проблемы ее нормативно-правового, психолого-педагогического и технологического обеспечения. Эти блоки представлены образовательными программами, направленными на развитие психолого-педагогической культуры педагога, осмысление места и роли дополнительного образования детей, освоение навыков проектирования и программирования педагогической деятельности, стимулирование саморазвития педагога.

Вариативные блоки дают возможность обеспечить большую адресность в обучении (углубленное овладение профессиональными знаниями и умениями в соответствии со спецификой выполняемой работы, педагогическим стажем, интересами слушателей). Они представляют собой комплексы образовательных программ как в целом по тем или иным направленностям дополнительного образования детей (например, «Организация экологического образования»; «Организация туристско-краеведческой деятельности учащихся»), так и по конкретным специализациям, когда слушателям предлагаются отдельные предметные циклы («Вышивка», «Кружевоплетение», «Технология организации игровой деятельности детей» и т.п.).

К сожалению, таких профильных учреждений пока очень немного. В печати получил отражение опыт Санкт-Петербургского городского Центра развития дополнительного образования (ГЦРДО), созданного на базе Дворца творчества юных; Центра профессиональной стажировки педагогических кадров системы дополнительного образования детей (ЦПСПК), открытого при Центре детей и юношества г. Ярославля; Екатеринбургского Областного учебно-методического центра повышения квалификации специалистов дополнительного образования (ОУМЦ), образованного на базе объединения «Дворец молодежи» - головного учреждения дополнительного образования детей Свердловской области.

Однако, как бы ни обстояли дела в том или ином конкретном регионе, каждый педагог должен помнить, что его постоянный профессиональный рост – через курсы повышения квалификации, дистанционное обучение, самообразование – непременное условие его востребованности как специалиста на рынке образовательных услуг.

Онлайн образование

Interneturok.ru

Образовательный портал InternetUrok.ru — это ...

Uniweb

Проект позиционируется как платформа ...

Лекториум

"Лекториум" - владелец крупнейшей медиатеки ...

Follow on Twitter