Повышение квалификации педагогических и руководящих работников системы дополнительного образования детей - неотъемлемая часть непрерывного педагогического образования, отражающая задачи совершенствования теоретических и практических знаний в сфере дополнительного образования детей, профессиональной компетентности, повышение педагогической культуры и развития творческого потенциала личности педагогов.

Для педагогов дополнительного образования вопрос о постоянном профессиональном росте является особенно актуальным.

Как педагогу дополнительного образования повысить свою квалификацию?

Сама специфика дополнительного образования детей, основанного на свободном выборе ребенком конкретной области его творческой деятельности, содержания образования и конкретного педагога, предъявляет чрезвычайно высокие требования как к профессионально-предметному уровню, так и к психолого-педагогической подготовке работников данной сферы.

 

В то же время значительная часть педагогов дополнительного образования приходит в эту систему из других сфер деятельности и приступает к работе с детьми, не имея педагогического образования. При этом работники, занятые в системе дополнительного образования детей, в отличие от других педагогических специальностей, до сих пор не имеют возможности получить базовое высшее образование. Их профессиональная подготовка ограничена лишь средним специальным образованием, причем специальность 0317 - «Педагогика дополнительного образования» - введена в классификатор специальностей лишь с 1998 года. Общее число учреждений среднего профессионального образования, взявшихся за подготовку таких специалистов, пока немногочисленно и составляет в настоящее время чуть более 60-ти.

При этом набор специализаций, по которым осуществляется подготовка педагогов дополнительного образования, пока весьма ограничен. Он далеко не покрывает тех направлений дополнительного образования детей, которые сегодня фиксируются в официальных документах в качестве основных (это, напомним, художественное, туристско-краеведческое, эколого-биологическое, научно-техническое, физкультурно-спортивное и ряд других).

Мы не говорим уже о том, что общее количество дипломированных специалистов, подготовленных к настоящему времени именно для работы в системе дополнительного образования детей, абсолютно не соответствует имеющимся потребностям. Сегодня в Российской Федерации насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности. Ежегодный же выпуск специалистов со средним специальным образованием для данной системы пока составляет по стране несколько сотен человек. Что касается педагогических вузов, то некоторые из них в последнее время пытаются дать своим студентам по данному профилю дополнительную профессию. Например, в Ярославском государственном педагогическом университете в 2001 году на базе специальности "Социальный педагог" была открыта специализация "Социально-педагогическая деятельность в учреждении дополнительного образования детей". Здесь разработано и ведется несколько спецкурсов по теории и практике дополнительного образования детей для будущих педагогов разных специальностей. В Российском государственном социальном университете также на базе специальности "Социальная педагогика" открыта специализация "Организация досуга в учреждении дополнительного образования детей", где преподается ряд спецкурсов.

Чтобы хоть как-то компенсировать нехватку специалистов для данной сферы образования, в некоторых педагогических вузах и колледжах, художественных и музыкальных училищах, училищах культуры организуется практика студентов на базе учреждений дополнительного образования детей.