Кафедра педагогики дополнительного образования детей МИОО

Заведующая кафедрой: к.п.н., профессор Буйлова Любовь Николаевна.

Деятельность кафедры осуществляется по следующим направлениям:

  1. Повышение квалификации специалистов городской системы дополнительного образования детей.
  2. Научно-методическое сопровождение специалистов-практиков в сфере дополнительного образования детей города Москвы.
  3. Научно-исследовательская  и учебно-методическая работа.
  4. Организация и проведение профессиональных конкурсов.

Кафедра педагогики дополнительного образования детей ведет разнонаправленную и разноплановую работу по научно-методическому обеспечению учебной и методической работы как в системе курсового обучения, так и в городской системе дополнительного образования детей в целом.

Презентация кафедры (скачать)

Выполнение повышения квалификации работников образовательных учреждений ДОД города Москвы осуществляется на кафедре на системно-плановой основе в логике государственной образовательной политики РФ с учётом:

  • возложенных Департаментом образования города Москвы на МИОО функций регионального института дополнительного профессионального образования руководящих и педагогических работников сферы образования,
  • исторически устоявшихся эффективных способов методического сопровождения образовательных процессов;
  • инновационного потенциала научно-педагогических работников МИОО, включённых в процессы разработки перспективных моделей образования и адекватной им нормативно-правовой базы;
  • проектных предложений и научно-методических разработок научно-педагогических организаций федерального и городского подчинения;
  • созданной в структуре образования города Москвы общественно-государственной системы управления процессом организации повышения квалификации работников образовательных учреждений;
  • потенциала современных ИКТ.

За период 2006-2011 гг. нашими сотрудниками было подготовлено и издано около 200 наименований учебных и методических пособий, рекомендаций, научных и методических статей.

Сотрудники работают в различных экспертных советах и редакционных коллегиях методических журналов, являются руководителями экспериментальных площадок, экспертами городских и всероссийских профессиональных конкурсов.

Существующий массовый опыт организации деятельности по поддержке инновационных практик в сфере ДОД преимущественно имел характер общественно-педагогических и научно-педагогических инициатив, а административная поддержка осуществлялась зачастую ситуативно. Поэтому были разработаны мероприятия по обеспечению и поддержке инновационных педагогических практик.

В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" в разделе "Совершенствование учительского корпуса" отмечается: "Соответствующие программы должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит - от образовательных потребностей детей".

На Парламентских чтениях 22.05.2008, а позднее на заседании Общественной палаты (круглый стол «Проблемы и смыслы дополнительного образования детей») 11.02.2011 отмечалось, что в России менее половины институтов повышения квалификации работают с педагогами дополнительного образования. Поэтому отрадно отметить, что в Москве сформирована многоуровневая система повышения квалификации, охватывающая включающая разные формы работы с педагогами и отражающая все многообразие направлений деятельности.

С каждым годом в этот процесс вовлекается все большее количество специалистов.

  • В 2007-08 году курсы ПК прошли более 1500 педагогов, работало 59 групп, реализовано более 30 программ (72-144 часа) и 4 модуля (24-36-44 часа).
  • 2008-09 гг. - 54 группы, 1400 слушателей.
  • 2009-10 гг. - 47 групп, 1300 слушателей.
  • 2010-11 гг. - 49 групп, 1400 слушателей.

Ежегодно вносятся изменения в курсовую систему, реагируя на потребности практики и современную ситуацию. Разрабатываются новые программы. Так в 2008 году впервые были реализованы программы для педагогов английского языка, концертмейстеров, музыкальных инструменталистов; в 2008-09 году будут предложены программы для молодых специалистов, углубляется художественно-эстетическая направленность (оригами, флористика, сольфеджио, духовые и народные инструменты), разрабатывается программа по астрономии, попытаемся сделать программу для туристских инструкторов на 216 часов.

Кафедра ПДОД МИОО предлагает курсы для разных категорий: руководителей, экспертов, методистов, педагогов-организаторов, социальных педагогов, музыкальных работников, тренеров.

Профессиональный уровень  профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики дополнительного образования детей.

Сложился определенный алгоритм формирования системы повышения квалификации:

  • изучение преподавателями и методистами кафедры состояния системы дополнительного образования (участие в аттестации педагогических кадров, постоянные встречи с методистами округов и учреждений),
  • получение информации от педагогов и руководителей, выявление их потребностей и затруднений,
  • разработка содержания программ в контексте современных документов и с усилением практического блока,
  • проведение диагностики педагогических кадров в начале курсов и по их завершении,
  • изучение результативности курсового обучения,
  • проведение консультаций для педагогов в межкурсовой период.

Система повышения квалификации выходит из обслуживающей роли и начинает рефлексивно делать региональную систему предметом анализа и проектирования, становится подлинным ядром и механизмом развития инновационного движения в сфере ДОД.