Выдвижение содержания и качества образования на роль основных объектов аттестации учреждений, осуществляющих лицензионную образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам осуществлено, судя по всему, на основании текстуального анализа федерального «Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений». Правда, там речь идет о содержании, уровне и качестве подготовки выпускников образовательных учреждений, и содержание аттестационной экспертизы связано с установлением соответствия перечисленных компонентов требованиям государственных образовательных стандартов. Последнее изначально делает процедуру аттестации в общеобразовательных учреждениях достаточно четкой и прозрачной, поскольку и экспертам, и аттестуемым понятно, с чем следует соотносить полученные результаты.

Отсутствие в системе дополнительного образования детей подобных образовательных стандартов часто трактуется как серьезное достижение этой системы, обеспечивающее ничем не ограниченный простор для творчества и педагога, и ребенка. Однако это же обстоятельство крайне затрудняет, если не сказать резче – почти исключает – осуществление объективной оценки уровня подготовки детей, обучившихся по той или иной дополнительной образовательной программе. Дело в том, что реально достигнутые детьми результаты обучения приходится соотносить только с теми показателями качества, которые заложены самим педагогом в его программе в качестве ожидаемых результатов. Хорошо, если планка ожидаемых результатов высока. А если, наоборот – занижена? Никакого эталона, образца, обязательного образовательного минимума, ниже которого спускаться нельзя, почти ни в одной области образовательной деятельности в системе дополнительного образования детей не выработано. Соотносить результаты не с чем…кроме ожидаемых результатов образовательной программы, отражающих субъективный опыт конкретного педагога и уровень его профессиональных требований к самому себе.

Вот и приходится разработчикам анализируемого Положения выдвигать в качестве цели аттестации интересующих нас учреждений «…установление соответствия содержания и качества образования обучающихся в них детей и качества реализуемых ими дополнительных образовательных программ…» - чему же?. Не государственным стандартам, не обязательному для исполнения минимуму образования, а набору отдельных документов:

  • Закону РФ «Об образовании»,
  • «Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей»,
  • целям и задачам учреждений, которые заявлены в документах, представленных в службу лицензирования и аттестации - в уставе учреждения, его программе деятельности, отчете о самообследовании.

По этому поводу хотелось бы заметить два обстоятельства. Во-первых, содержание и качество подготовки выпускников и содержание и качество образования обучающихся – это явления близкие, но не совпадающие. В первом случае речь идет об определенном итоге, результате, во втором - о процессе. Во-вторых, проверять образование на предмет соответствия духу и букве определенного набора документов – процесс куда менее определенный в содержательном плане, чем выяснение исполнения образовательным учреждением требований государственных образовательных стандартов.

Однако, аттестацию учреждений, реализующих дополнительные образовательные программы, проводить все равно необходимо; и если уж за основу аттестации взяты содержание и качество образования, то их, как минимум, желательно определить.

Что же можно понимать под каждой из категорий? Сначала – о содержании образования (дополнительного).

Закон РФ «Об образовании» различает понятия: содержание - организация - методики образовательного процесса (ст. 33, п.9).

При этом для описания понятия «организация образовательного процесса» используются следующие характеристики (ст. 13, п.5):

-     язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание,

-     порядок приема обучающихся, воспитанников,

-     продолжительность обучения на каждом этапе обучения,

-     порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников,

-     система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения,

-     режим занятий обучающихся, воспитанников,

-     наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе),

-     порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся … и … их родителей.

При этом подчеркивается, что организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий (ст.15, п.1).

Понятие «содержание образовательного процесса» в тексте Закона специально не рассматривается, зато целая статья (ст. 14) посвящена близкому к нему понятию (судя по всему, употребляемому как синоним первого) - содержанию образования. Правда, в отношении сути данной категории указано лишь то, что содержание образования определенных уровня и направленности определяется образовательной программой (программами) … (ст. 14,п. 5),

О том же, в чем состоит качественная определенность понятия «содержание образования», каковы его параметры, в Законе не сказано ничего.

На мой взгляд, при определении данного понятия следует исходить из общефилософской трактовки категории «содержание».

Содержание – это философская категория, характеризующая объект в единстве всех его элементов, свойств, внутренних процессов, связей, противоречий, тенденций. Способом выражения содержания объекта является форма.

Образование – «целенаправленный процесс воспитания и обучения …» (Закон РФ «Об образовании»).

Следуя изложенному, содержание образования можно определить как характеристику состояния образования в единстве его основных элементов – обучения и воспитания, которая отражает всю совокупность внутренних процессов, связей, противоречий, тенденций, свойственных данному единству. К числу основных параметров, отражающих содержание образования в конкретном учреждении, можно, на мой взгляд, отнести следующие:

  • цель и задачи образования,
  • концептуальные основы образования,
  • образовательные области (в системе дополнительного образования детей это основные направления (направленности), по которым в учреждении осуществляется образовательная деятельность),
  • перечень реализуемых в учреждении образовательных программ, их основные виды,
  • объем учебной нагрузки обучающихся,
  • методическая обеспеченность образовательного процесса (применяемые методики, перечень методических разработок и рекомендаций, используемых в процессе обучения и воспитания),
  • кадровая обеспеченность образовательного процесса,
  • материально-техническая обеспеченность образовательного процесса.
  • ожидаемые результаты образования (их сводную характеристику может дать модель воспитанника образовательного учреждения),
  • система мониторинга (отслеживания, наблюдения) результатов образовательного процесса,
  • реальные противоречия и тенденции развития образовательного процесса в учреждении.

Теперь обратимся к понятию «качество образования». Пойдем опять же от общего – к частному.

Качество – это философская категория, выражающая существенную определенность объекта, неотделимую от него, благодаря которой он является именно этим, а не другим объектом. Качество – это характеристика специфики объекта, отличающей один объект от других. Аристотель определял качество как видовое отличие сущности. Качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств.

Когда понятие «качество» употребляется в сочетании с терминами, отражающими ту или иную предметную область (качество труда, качество продукции, качество знаний и т.п.), то оно характеризует не только специфическую особенность этой предметной деятельности, но и уровень, степень развития (степень совершенства) того или иного объекта или процесса. В этом – втором – аспекте оно приближается по своему значению к понятию «результат» (итог деятельности, показатель мастерства).

С учетом сказанного попытаемся проанализировать интересующее нас понятие «качество образования».

Описание сути данного словосочетания мне удалось найти только в одном из официальных документов - в Комментарии к Положению о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений - Приложение 2 (см.: Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 21.10.98 № 04-51-73ин/25-01).

В документе говорится, что «под качеством образования понимается комплексная характеристика процесса и результатов обучения, отражающая содержание, уровень и качество подготовки выпускников образовательного учреждения» (курсив мой. – Н.К.).

Из определения следует, что качество образования – это характеристика только одной из составляющих образования, а именно: обучения. Если исходить из того, что обучение – это процесс овладения знаниями, умениями, навыками, то качество образования следует рассматривать как интегративную характеристику совокупности знаний, умений и навыков обучающихся.

Однако в дополнительном образовании детей, сущностная (качественная) определенность которого состоит в неразрывном единстве процессов обучения, воспитания и развития ребенка, результативность образования связана не только с получением детьми конкретных предметных знаний и практических навыков, но и с развитием многообразных личностных качеств ребенка. В числе этих качеств – организационно-волевые качества (терпение, воля, самоконтроль), ориентационные (способность к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию), коммуникативные (навыки бесконфликтного общения, способность к сотрудничеству) и т.д. Поэтому в данной сфере понятие «качество образования» должно, как мне кажется, употребляться в более широком, чем в системе общего образования, «личностно-гуманитарном» контексте. Предлагаю следующее определение категории «качество образования».

Качество образования в системе дополнительного образования детей – это комплексная характеристика процесса и результатов обучения, воспитания и развития детей, отражающая полноту выполнения дополнительных образовательных программ и результативность образовательной деятельности обучающихся.

Полнота выполнения образовательных программ определяется на основе экспертизы учебно-тематических планов, расписания учебных занятий, журналов учета педагогической нагрузки педагогов.

Результативность образовательной деятельности устанавливается на основе итогов диагностического обследования обучающихся и определяется по степени соответствия ожидаемых и полученных результатов.

В качестве анализируемых параметров результативности целесообразно рассматривать динамику личностных достижений обучающихся (см.: Титова Е.В. Подход к пониманию результатов и качества деятельности учреждений дополнительного образования. // Проблема результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования. Материалы научно-практической конференции. - Ярославль, 1997).

Под личностными достижениями обучающихся понимаются те изменения, которые произошли в ребенке по отношению к нему самому в процессе реализации образовательной программы. Эти достижения можно отслеживать по трем направлениям:

  • учебные достижения (уровень освоения детьми содержания преподаваемого курса через соответствующие знания, умения, навыки; устойчивость интереса детей к преподаваемому предмету, предлагаемой деятельности и коллективу и т.п.);
  • личностные (направленность динамики личностных изменений, нравственное развитие, уровень творческой активности и т.п.);
  • · социально-педагогические (социализация, адаптация, жизненное и профессиональное самоопределение ребенка).

Таким образом, предлагаемая трактовка понятий «содержание» и «качество» образования отражает не только специфику дополнительного образования детей, но и разводит данные категории по смысловой нагрузке, фиксируя в то же время их несомненную взаимосвязь.