В статье предпринята попытка обозначения места и роли дополнительного образования в современном образовании, как перспективного компонента системы образования, позволяющего интегрировать разные уровни, формы и методы образования в целях создания более гибкой образовательной траектории учащегося и реализации принципа «образование по интересам на основе свободного выбора», как самостоятельного социального института.

В проекте государственной концепции «Русская школа за рубежом» отдельное внимание уделяется дополнительному образованию как форме организации русской школы за рубежом. На наш взгляд, такая форма является оптимальным вариантом для построения системы изучения русского языка, культуры и традиций, позволяющей успешно ассимилироваться в новой среде, сохраняя основы культуры, национальные черты и самобытность. Данный тип организации может стать одним из приоритетов в данной концепции при эффективном и грамотном использовании потенциала, традиций и особенностей российской системы дополнительного образования.

Современное развитие общества,  усложнение общественных отношений, научно-технический прогресс, экономические преобразования неминуемо сопровождается пересмотром, попытками совершенствования образовательной парадигмы.

В ситуации неопределенности перспектив и дискредитации институциональных форм образования (например, ЕГЭ, как формы итогового контроля или школа в целом, как монополиста на образование человека, высшего образования, как залога успешного трудоустройства и счастливой жизни) перед человеком в современном обществе встает нелегкая задача выбора образовательного маршрута, поиска сфер будущей самореализации.

В такой ситуации внимание привлекает, в первую очередь, все, что выходит за рамки основного, базового, дополняя или добавляя различного рода знания и умения в индивидуальный образовательный багаж, которые могут понадобиться человеку в будущем. Стоит отметить, что в современной ситуации быстрой смены ориентиров и развития новых направлений производства и  форм требуется и более мобильные образовательные системы, стремительно реагирующие на вызовы общества. Человечество с уверенностью не может сказать, что его ждет в будущем, какие знания могут понадобиться человеку через несколько десятков лет.

Так Дэниель Кропф, заместитель директора международной общественной организации «Всемирный фонд образования», высказывает идею, согласно которой обществу в условиях, когда власти бесконечно размышляют о реформах своих систем образования, необходимо заняться поиском и созданием неких образовательных альтернатив [Д.Корпф 2013]. Ведь в ситуации, когда родителю, не понимающему, что будет в будущем с образованием, остается заняться раскрытием потенциала ребенка, сделав акцент на альтернативы, а в нашем понимании – используя возможности системы дополнительного образования и потенциал неформального образования. Кроме того, в таком случае высшее образование сможет сбросить с себя роль «главного приза в жизни», а станет осознанной потребностью и продолжением образа жизни ребенка.

Таким образом, современные тенденции развития образования в поиске решений на возникающие трудности заставляют все чаще обращаться к образованию, выходящего за рамки основной образовательной программы и альтернативному образованию. В современной образовательной парадигме ближе всего, по сути, и целям является система дополнительного образования.

Термин «дополнительное образование», пришедший на смену в 1993 г. устоявшемуся в XX в. термину «внешкольное образование», понимается не как «необязательное», «второстепенное», а как возможность «дополнения» личности до полного, целого, гармоничного. Термин до сих пор вызывает неоднозначные оценки, стремление сформулировать его иначе. Данный термин, на наш взгляд, призван сделать акцент на компенсацию дефицитов основного образования, социализацию, создание альтернативных возможностей успеха разных категорий детей.

Под сложившимся и закрепленным в российском законодательстве термином «дополнительное образование» понимают особый вид образования, составляющий вариативную часть общего образования, целенаправленный сущностно мотивированный процесс обучения и воспитания, позволяющий обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и профессионально.

Дополнительное образование, как самостоятельный вид образования, закрепленный в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», реализуется в форме дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающих и предпрофессиональных) в сфере образования, искусств и культуры, физической культуры и спорта.

Дополнительное образование проникло во все типы и виды образовательных учреждений, оно реализуется не только в учреждении дополнительного образования детей (УДОД) системы образования, культуры и спорта, но и в школе, дошкольном образовательном учреждении, учреждениях профессионального образования, а также в молодежных, частных и др. организациях.

Стоит отметить, что точной статистики образовательных организаций (так и детей, занятых в системе), связанных с дополнительным образованием, не только в частной, но и в государственной сфере не имеется. По итогам анализа информации из официальных документов, источников и выступлений можно утверждать, что в РФ более 18 тыс. учреждений дополнительного образования детей в сфере образования (8447), культуры (5328), спорта (4834). Данное количество также закреплено в официальных документах 6-8 летней давности, а за истекший период времени ситуация сокращения организаций была стабильна, о чем свидетельствуют региональные программы развития образования.

Между тем в крупных городах растет количество негосударственных (частных) организаций, предлагающих услуги познавательного досуга, развлечения и отдыха для детей (клубы, центры, развлекательные комплексы, студии и т.д.). По некоторым данным, ежегодно количество таких мест удваивается. Но, как правило, здесь преобладают услуги «разового» характера. И хотя запрос семьи в данной сфере во многом, как, впрочем, и заказ государства, не имеет четкого единства, сегодня родители настроены на систематическую занятость и целевое образование своего ребенка, позволяющих ему получить определенные результаты и достичь конкретных целей («научиться», «узнать», «овладеть», «стать» и т.п.).

Рынок частных образовательных услуг порожден дефицитами основного образования: репетиторство, углублённое изучение иностранных языков и информационных технологий, танцевальными студиями, организация продуктивного и познавательного досуга (праздники, образовательный туризм и т.д.). Кроме того, в последние годы как дефицит мест в детских садах, так и изменения в программах дошкольного образования приводят к появлению спроса на услуги «присмотра» и развития детей дошкольного возраста. Также сказываются демографические изменения – спрос превосходит предложения государственных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Среди основных проблем, связанных с негосударственным сектором «неформального образования» (шире, чем сектор «дополнительное образование», регулируемый законом «Об образовании в РФ») нужно отметить:

  • разграничение понятий «образование» и «познавательный досуг»;
  • государственная поддержка (субсидии, льготы, контроль);
  • однообразие досуга и услуг;
  • качество услуг и кадры.

Статус «образовательной» организация, осуществляющая услуги дополнительного образования, приобретает с лицензией на образовательную деятельность. Большинство организаций сферы неформального образования не обладают данным документом, что позволяет выйти за рамки формализованного подхода (действия СанПиНа, например) и основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), но порождает некоторые из вышеперечисленных проблем.

Сегодня в проектах государственных документов по развитию сферы, в государственной программе «Развитие образования 2013-2020 гг.» отдельное внимание уделяется развитию и поддержке негосударственного сектора сферы услуг в области дополнительного образования. Планомерное развитие этого сектора, государственно-частное партнерство, многоканальное финансирование позволит решить ряд проблем и вызовов дополнительного образования.

Результаты мониторинга системы дополнительного образования детей в РФ указывают на уменьшение количества детских образовательных объединений в УДОД на 8,2%, и общего количество детей, занимающихся в УДОД – на 5%. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 % детей в возрасте от 5 до 18 лет. Анализ динамики образовательных объединений и общего количества детей по направленностям дополнительного образования отражает общую динамику снижения охвата детей в рамках технического, эколого-биологического, туристско-краеведческого направлений, требующих значительных финансовых, энергетических затрат, современных информационных и образовательных технологий. Стоит обратить внимание, что эти виды деятельности имеют достаточно большой потенциал для развития одаренных детей, кроме того, в них могут быть заняты мальчики, следовательно для них ситуация выбора дополнительного образования ухудшается.

Нормативные правовые основы, регламентирующие деятельность системы дополнительного образования детей заложены в актуальных государственных документах, таких как ФЗ «Об образовании в РФ»; Стратегия инновационного развития Российской Федерации  на период до  2020 года; Указы Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Государственная программа развития образования на 2013-2020 годы; Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов и др. До конца 2013 года Правительством РФ должен быть обновлен пакет документов для обеспечения условий повышения доступности и качества услуг дополнительного образования.

Некоторые исследователи и представители государственных органов считают это проблемой, указывая на это в качестве основной проблемы сферы дополнительного образования, призывая кодифицировать, стандартизировать. Но это не совсем так.

В целом, нормативно-правовые механизмы системы дополнительного образования находятся в состоянии «мягкой регламентации», что позволяет сфере, с одной стороны развиваться и не быть заформализованной, а с другой стороны, отсутствие закрепленных гарантий и обязательств позволяет нивелировать сферу органам государственного управления. Особенность творчества и творческой деятельности – выход за рамки, нестандартное мышление и нестандартный подход. Также поэтому система дополнительного образования приобретя еще более четко обрисованные жесткие рамки сможет потерять основной смысл своего существования.

В дополнительном образовании нет стандартов и, скорее всего, не появятся. Закон об образовании лишь предписывает типологию и стандартизацию предпрофессиональным образовательным программам, которые, например, реализуются сегодня в детских школах искусств.

Возможно, стандартизация, повышение стандартов – выход из образовательного кризиса, но стандарт не может предусмотреть варианта широкого свободного выбора, он, как правило, достаточно узок. Поэтому его применение в сфере дополнительного образования – риск кардинально изменить ее сущность.

Целесообразнее в этом плане обратиться к разработке механизмов  оценки уровня и качества дополнительного образования детей, в том числе, внедрения механизмов изучения социального заказа на дополнительное образование и оценки удовлетворенности его реализацией, кадрового обеспечения системы.

Сегодня потребность в педагогических кадрах сферы дополнительного образования значительно возросла. Дополнительное образование детей проникло практически во все типы образования и реализуется в разных ведомствах. Системе  образования нужны как собственно педагоги дополнительного образования разных направленностей (художественно-эстетической, научно-технической, эколого-краеведческой, научно-технической, спортивно-физкультурной и др.), так и педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи. Данные мониторинга кадрового состава указывают на то, что около 30% педагогов ОДОД – это их выпускники.

Анализ кадрового обеспечения дополнительного образования детей указывает на значительную отрицательную динамику – уменьшение количества педагогических работников  на   40,3%. Более того, уменьшается доля специалистов с высшим образованием,  что указывает на значительные проблемы в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров этой категории, а также на проблемы создания условий их деятельности в ОДОД.

До настоящего времени в России практически отсутствует специальная система подготовки кадров в системе профессионального образования для сферы дополнительного образования детей, что осложняет развитие кадровой инфраструктуры внешкольной, внеурочной и досуговой деятельности детей и подростков, обеспечение качества образовательных услуг. В сложившейся ситуации важно разрабатывать модели подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей в условиях новых ФГОС ВПО, переподготовка кадров технических, инженерных и др. специальностей для работы в системе дополнительного образования детей и др. Необходима также переподготовка и повышение квалификации руководителей учреждений дополнительного образования в сфере менеджмента.

Для повышения качества педагогической деятельности в 2013-2014 гг. будут разработаны и введены единые профессиональные стандарты педагогических профессий, в т.ч. сферы дополнительного образования детей. Также требуется пересмотр и совершенствование требований к их аттестации, разработка четких и практикоориентированных критериев.

Организация дополнительного образования – одни из немногих образовательных учреждений, имеющих в своей структуре методические кадры или методические службы: методический кабинет, методический центр, научно-методический совет, педагогическую лабораторию и др. В последние годы можно отметить, что  практические работники более активно ведут научные исследования в сфере дополнительного образования детей, значительно возросло количество защищенных кандидатских диссертаций.

Анализ состояния программного обеспечения дополнительного образования детей позволил увидеть, что большинство УДОД работают по программам от 1 до 3 лет, наблюдается некоторое увеличение количества программ от 3 и более лет обучения. Педагоги отдают предпочтения адаптированным и модифицированным программам, менее всего разрабатываются и реализуются авторские программы. Общее количество программ дополнительного образования детей в примерном равенстве распределены между программами для детей начального школьного возраста, основной школы и менее для старшеклассников, замечена тенденция к увеличению доли программ для детей дошкольного возраста. В профилях деятельности выбор учащихся сильно склоняется в пользу художественного (преимущественно, танцы и изо) и физкультурно-спортивного.

Вместе с тем, отсутствует единый уровень требований к программному и методическому обеспечению дополнительного образования в учреждениях разных уровней и ведомств. Кроме того, практически отсутствует научно-методическая литература по проблемам дополнительного образования детей, особенно изданная в ведущих российских издательствах, слабо развиты государственные информационные ресурсы, содержащие нормативную, научно-методическую информацию высокого уровня и обеспечивающие доступ всех желающих.

Учебная деятельность в рамках дополнительного образования непосредственно обеспечивает практическую деятельность учащихся, текущую – на уровне увлечений, и будущую – профессиональную. В связи с этим, учебная деятельность в дополнительном образовании имеет отчетливо деятельностный характер, строится вокруг проектов учеников, вокруг выполнения ими действий, принятых в определенных профессиях, и т.д. Дополнительное образование в собственном смысле слова не должно отождествляться с организацией активности школьников в сфере художественного творчества или в сфере общественной деятельности, которую зачастую также приписывают к дополнительному образованию.

Главный критерий дополнительного образования – это именно получение учениками устойчивых знаний и формирование способностей, которые ученики всегда смогут сознательно мобилизовать для решения стоящих перед ними задач, будь они профессионального, карьерного или мировоззренческого характера. Если такие стройные и используемые знания не приобретаются, то не следует говорить о дополнительном образовании.

Нельзя не согласиться с мнением В.А. Березиной и ряда авторитетных ученых (Слободчиков В.И, Асмолов А.Г., Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Коваль М.Б. и др.), что в учреждении дополнительного образования детей в отличие от других типов образовательных учреждений созданы все условия для внедрения социально-педагогических моделей деятельности и образа жизни, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности общества. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи в различных аспектах социальной жизни, обеспечение духовного и физического роста, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

Отдельное место в системе дополнительного образования занимает летний отдых детей в системе детских оздоровительных лагерей. Он должен рассматриваться как образовательный отдых, приоритеты его содержания должны определяться общими приоритетами программ дополнительного образования. Финансирование летнего отдыха за счет региональных и муниципальных бюджетов, фондов социального страхования должно рассматриваться как гарантия определённого минимума финансирования образовательной услуги, которым могут распорядиться школьники и их родители, за которые возможна конкуренция между исполнителями.

Особенная социокультурная ценность дополнительного образования заключается во взаимодействии полипрофессиональных и поливозрастных  общностей, его личностно-ориентированном, личностно-деятельностном подходах.

Дополнительное образование наряду с функциями профессиональной ориентации призвано создавать условия приобретения знаний, умений, навыков в определенной области, опыта творческой деятельности и подготовки к получению профессионального образования.

Дополнительное образование оказывает значительное влияние на процесс профессионального самоопределения ребенка.  Более 70% детей соотносят самоопределение (в их понимании) в основном с выбором своей будущей профессии. Ребенок школьного возраста, особенно в условиях среды учреждения дополнительного образования, достаточно часто находится в процессе самоопределения в самых разных жизненных ситуациях. Как показало исследование, проведенное в 2011 г. Окружной методической лабораторией дополнительного образования детей ЦОУО Департамента образования г.Москвы, в основном дети сами определялись в выборе того или иного вида деятельности (58,3% девочек и 62,8% мальчиков). Существенно повлияли на выбор профильного творческого объединения родители и друзья (36,2% и 35,5% соответственно). Как оказалось, учителя школы в меньшей степени влияют на такой выбор профиля деятельности (5,5% и 1,7%). Роль учреждения дополнительного образования детей в профессиональном самоопределении, по мнению самих школьников, заключается: в углубленном изучение определенной области знаний (53,7%); в ознакомлении с различными профессиями и учебными заведениями (34,3%); в проведении индивидуальных консультаций и профильных занятий (12%).

Исследование показало, что 52% мальчиков связывают свою будущую профессию с избранным видом деятельности в системе дополнительного образования. Девочки в большей степени занимаются в творческом объединении «для души» и лишь 36,5% предполагают связать занятия в профильном творческом объединении с будущей профессией. По мнению ребят, наиболее полно их самоопределению способствует семья (78%), дополнительное образование и в целом система отношений, атмосфера – среда УДОД (58%) и, конечно, друзья (41%) [Павлов 2012: 3].

Система дополнительного образования, как образовательная сфера, обеспечивающая творческое развитие личности ребенка и его профессиональное самоопределение, должна активно помогать ребенку не только сделать правильный выбор будущей профессиональной деятельности, но и дать, по возможности, уже в стенах учреждения дополнительного образования начальную профессиональную подготовку. К тому же учреждения дополнительного образования имеют гораздо большие, по сравнению с общеобразовательными учреждениями, возможности по введению новых образовательных программ, их варьированию и увеличению сроков обучения по ним, привлечению к обучению специалистов различных областей.

На дальнейшую профилизацию в образовании ребенка также влияет возможность закрепления образовательного результата документом об освоении дополнительной общеобразовательной программы (свидетельство, сертификат), который может быть засчитан при поступлении в учреждение профессионального образования.

Если основное образование дает основы знаний и общую установку на выбор своего места в мире профессий и в общественных отношениях, то дополнительное образование, «дополняя»», позволяет ученикам расширить те знания, которые представляются им самыми важными для своего будущего, и освоить их как инструмент для практической деятельности. Оно, опираясь на материал основного образования как  «основу», обеспечивает выбор учеником действительно важных для него сфер интересов и сфер деятельности, и в их рамках «достраивает» его знания и представления о мире, в соответствии с его индивидуальными возможностями и запросами.

Профессионализация личности здесь может строиться сообразно трем уровням:

- освоение учащимися базисного уровня знаний, связанных с различными сферами человеческой деятельности, важными в наше время, а также с современными картинами мира, социальными структурами, возможными вариантами собственного позиционирования и продвижения в обществе;

- освоение учащимися технологий и навыков организации и управления собственной деятельностью, позволяющих достигать общественно признаваемых результатов в выбранной профессиональной сфере (вплоть до значимых инноваций в этой сфере) и в общественных отношениях;

- целенаправленное формирование закрепленных навыков и присвоенных методов (компетенций), позволяющих управлять собственным поведением, мыслительной и эмоциональной сферами, эффективно строить стратегию своего поведения в различных ситуациях, осваивать и применять нормы поведения в обществе и действия в кооперации с другими людьми.

Возвращаясь к вопросу, поставленному в заглавие нельзя с большей степенью уверенности сказать о феномене дополнительного образования, что это просто «дополнение» чего-то основного или продолжение. Природа дополнительного образования, его история, его практика перевешивают чашу весов в сторону самостоятельности и некой его альтернативности основному формальному образованию.

Мировой эксперт в области образования Кен Робинсон убежден в том, что очень много людей неспособны обнаружить свои таланты: современная образовательная система расставляет свои приоритеты, она поощряет одни таланты и маргинализирует большинство других. «…Получается, что если вы чего-то не умеете, например, у вас плохо с математикой, про вас думают, что у вас плохо со всем и вы ничего не умеете» [5].  По его мнению, проблема – в линейности схем наших образовательных систем. Система дополнительного образования рисует другую ось в линейке детский сад-школа-колледж-ВУЗ, новые точки отсчета которой могут дать новые линии роста, образуя дорожную карту, способную вывести человека в будущее, о котором нам мало, что известно.

И если К.Г. Юнг утверждал, что мы – то, чем мы решили стать, то он имел в виду, что перед нами много вариантов выбора, и мы должны сделать все, чтобы изучить их все и сделать правильный.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". - "Российская газета", N 303, 31.12.2012
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. – утв. Распоряжением правительства РФ от 15.05.2013 г. №792-р.
  3. Корпф Д. Доклад «Глобальная платформа «Обучение как залог благополучия» http://detstvo2030.ru/day_theme/284
  4. Павлов А. В. Профессиональное самоопределение обучающихся в учреждении дополнительного образования детей// Концепт. – 2012. – № 11. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12153.htm.
  5. Робинсон К. Образование против таланта. – М.: Манн, Иванов и Фербер,  2012.
  6. Флорида Р. Большая перезагрузка. Как кризис изменит наш образ жизни и рынок труда. – М.: Классика-XXI, 2012.