Дмитрий Николаевич Жадаев,

Начальник отдела дополнительного образования и воспитания Министерства образования и науки Пермского края

 

 

- Полтора года назад вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», полгода назад утверждена Концепция развития дополнительного образования в РФ, особое внимание привлечено к сфере воспитания. Какие изменения происходят у Вас в регионе в сфере воспитания и дополнительного образования?

 

- Все законодательные и нормативные нововведения Российской Федерации в сфере дополнительного образования и воспитания мы постарались отразить в своей региональной «дорожной карте» - «Изменения в дополнительном образовании детей, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту». Работа в рамках данной «дорожной карты» выстраивается по таким крупным направлениям, как: расширение потенциала системы дополнительного образования детей; создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению; введение эффективного контракта в системе дополнительного образования детей.

Приоритетами в сфере дополнительного образования для нас являются – интеграция с общим образованием и развитие межведомственного взаимодействия. Программы дополнительного образования детей в Пермском крае реализуются в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, учреждениях профессионального образования, охватывают различные сферы деятельности и интересов – образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт. Идем в след за федеральными трендами – развитие научно-технического творчества учащихся и школьного туризма.

В сфере воспитания основной упор делаем на гражданско-патриотическое воспитание, работу с семьями, формирование законопослушного поведения детей и молодежи.

Достаточно серьезно мы озабочены привлечением молодых специалистов в систему дополнительного образования и воспитания. Нами создана система мероприятий по привлечению молодых педагогов в учреждения дополнительного образования. Выстроены связи с образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования. Ежегодно проводятся ярмарки педагогических вакансий. В крае стали традиционными конкурсы профессионального мастерства «Молодая смена», «Молодёжный Лидер», отраслевые проекты «PROдвижение», «Молодежный Олимп», региональный этап всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», номинации «Педагог дополнительного образования» и «Воспитатель» в краевом конкурсе «Учитель года».

- В Пермском крае есть опыт использования «Электронной персональной карты». Расскажите что это такое, какие у нее преимущества?

- Система электронного учета услуг дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях дополнительного образования, подведомственных системе образования и спорта. Система действует только в Перми и учитывает детей в возрасте от 6 до 18 лет, детей-инвалидов в возрасте от 6 до 21 года.

Система электронного учета основывается на принципах квотирование бюджетного ресурса на услуги дополнительного образования для получателя услуги и закрепление бюджетной квоты по адресному принципу за ребенком.

Учет оказываемых услуг осуществляется с использованием электронной персональной карты – документа, в котором указаны фамилия, имя, год рождения того, кому она принадлежит. Карта хранит информацию о том, какой кружок, секцию, объединение выбрал ребенок для занятий дополнительным образованием.

Карта обеспечивает учет посещений Получателя услуг при получении услуг дополнительного образования детей, выполняет информационную функцию для родителей (законных представителей), а также является инструментом учета реального объема услуг, оказываемых учреждениями.

Электронный учет услуг позволяет обеспечить адресное финансирование получателей услуг дополнительного образования и досуговую занятость детей города в педагогически организованном пространстве дополнительного образования. С каждым родителем заключается договор. Договор не заключен – оплата не происходит. Если ребенок посетил более 80% занятий – оплата учреждению происходит в полном объеме. Менее – пропорционально посещаемости.

У системы есть преимущества следующего порядка:

−персонифицированный учет обучающихся в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей один ребенок–одна услуга, деньги следуют за учеником);

− формализована процедура сбора, обработки информации об исполнении муниципальными УДОД муниципального задания в части объема и качества предоставляемых муниципальных услуг (муниципальное задание постоянно корректируется).

Как я уже говорил, электронная система действует только в Перми, так как при всех кажущихся плюсах, есть и некоторые недостатки. Во-первых, дорогостоящая техническая составляющая системы электронного учета: порядка 20 млн. рублей на 22 УДО. Во-вторых, длительная по времени процедура получения электронной карты и ее замена в случае утери. 
В-третьих, система не всегда учитывает специфику программ дополнительного образования (например, в художественном образовании помимо основных занятий требуются многочисленные дополнительные репетиции, которые не учитывается при использовании карты).

- Сегодня активно, особенно в крупных городах, развивается негосударственный сектор в дополнительном образовании детей. Есть ли опыт взаимодействия и сотрудничества с такими организациями, получают ли они от государства какую-либо помощь на свою деятельность?

- В Пермском крае в соответствии с утвержденной региональной «дорожной картой» по развитию дополнительного образования детей ведется работа по взаимодействую с негосударственным сектором. Нынешняя экономическая ситуация не позволяет финансово поддерживать такие организации, хотя вся необходимая правовая база для этого в крае имеется. За последние два года количество негосударственных центров дополнительного образования увеличилось с 12 организаций до 30. Такие центры в первую очередь ориентированы на работу с детьми 5-12 лет. Потребности детей старшего возраста негосударственный сектор, к сожалению, не направлен. Хотя, интересные примеры работы с подростками тоже имеются, особенно в актуальном сегодня направлении образовательной робототехники.

Например, АНО «Пермский центр развития робототехники» - обучение детей основам робототехники, конструирования, программирования, которое осуществляется по авторским программам, разработанным преподавателями нашего центра. Обучаясь в Пермском центре развития робототехники, дети имеют возможность следовать своим интересам, активно взаимодействовать друг с другом, работать в команде, осуществлять выбор, видеть результат своих учебных экспериментов в конце занятий. Возраст детей ограничивается лишь нижней планкой – от 5 лет и выше.

Программы дополнительного образования детей в Перми реализуются также на базе крупных промышленных предприятий. При финансовой поддержке регионального Министерства образования на базе Пермской научно-производственной приборостроительной компании создана школа для юных физиков «Школа фотоники», академия робототехники и Интерактивный музей физики. Занятиях проходят в группах дополнительного образования, посещать их могут все желающие в возрасте от 6 до 18 лет. 

- В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительные общеразвивающие программы, основной профиль деятельности организаций дополнительного образования (в системе образования) , могут осуществляться всем спектром образовательных организаций от дошкольного учреждения до ВУЗа. Какова роль и вектор развития учреждений дополнительного образования в этих условиях?

Как и другие регионы, мы постоянно ищем различные способы в полной мере использовать уникальные возможности системы дополнительного образования. Так, например, ресурсы дополнительного образования мы активно используем в работе с одаренными детьми. В регионе больше трех лет действуют очно-заочные школы для одаренных детей при национальных исследовательских университетах (в Пермском крае три таких ВУЗа).

На базе краевых учреждений дополнительного образования ведется исследовательская работа по предметам естественно-научного цикла, преподаватели высшей школы с работают с детьми в учреждениях дополнительного образования по программам довузовской подготовки по таким предметам как химия, физика, биология, экология, геология и т.д.

С помощью ресурсов дополнительного образования решаются задачи профессиональной ориентации школьников, «приближения» их к возможному выбору профиля, или построению индивидуального образовательного маршрута. Такой механизм широко распространен в Чайковском муниципальном районе, где на базе Станции юных натуралистов (СЮН) активно работает более 50 объединения технической и естественнонаучной направленностей. Обучающиеся учреждений среднего профессионального образования г. Чайковский выполняют лабораторные и практические работы на базе СЮН. Необходимость совместной работы продиктована запросом преподавателей системы СПО с целью реализации практической части программ по робототехнике и предметам естественно-научного цикла.

Еще один пример - на базе Пермского агропромышленного колледжа в течение последних четырех лет успешно работает отделение дополнительного образования детей. Данное структурное подразделение колледжа реализует программы дополнительного образования детей и подростков в возрасте до 18 лет по программам естественно-математического цикла. 

- В настоящее время дорабатывается профессиональный стандарт педагога дополнительного образования. Каким должен быть педагог дополнительного образования, на Ваш взгляд?

- На мой взгляд, главное, что должен уметь педагог дополнительного образования – это увлечь ребенка так, чтобы тому захотелось ходить в кружки и секции, такому преподавателю мало рассказывать свой предмет, вся информация, деятельность должны быть на пике самого нового и современного. Педагоги дополнительного образования по определению должны быть талантливыми людьми, которые увлечены сами и могут увлечь других. Это сложная задача, которую нельзя зарегламентировать ни какими профессиональными стандартами или должностными инструкциями. 

- В ряде регионов активно используется опыт интеграции основного и дополнительного образования, присоединяя учреждения дополнительного образования к школам? Каковы перспективы в Вашем регионе?

- В соответствии с законодательством полномочия в сфере дополнительного образования детей закреплены за органами местного самоуправления. Региональное Министерство образование в связи с этим не может запретить муниципалитетам присоединение учреждений дополнительного образования к школам – в регионе такие единичные случаи есть. Возникают они от экономической безысходности, невозможности содержать учреждения. Но, на уровне Министерства образования края никогда не рассматривался и планируется рассматривать вопрос о присоединении учреждений дополнительного образования к школе. Наша задача сохранить, а в перспективе увеличить сеть учреждений дополнительного образования. За последние три года мы не потеряли ни одного учреждения – а это, я считаю, очень значимый показатель нашего отношения к этой сфере. 

- В соответствии со школьным стандартом активно развивается внеурочная деятельность. Намечены ли точки соприкосновения системы дополнительного образования детей со школьным стандартом в Пермском крае?

- Мы в постоянном режиме ведем мониторинг развития внеурочной деятельности. Анализ мониторинга показывает, что более 70% школ Пермского края в разных формах сотрудничают с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, спорта. Около 15% учреждений реализуют программы внеурочной деятельности на базе учреждений дополнительного образования, что существенно расширяет образовательное пространство, усиливает мотивацию и интерес детей.

У нас есть примеры, когда общеобразовательная школа и учреждение дополнительного образования реализуют модель «школы полного дня». Модель реализуется на базе учреждения дополнительного образования детей, в котором созданы условия для учебной и внеурочной деятельности, а также для дополнительного образования, питания и отдыха детей. Модель ориентирована на детей младшего школьного возраста, у которых уровень готовности к школе средний и выше среднего, имеющих первую (основную) группу здоровья, родители которых выражают желание обеспечить интенсивное развитие ребёнка в период от 7 до 11 лет.

Кроме того, яркой особенностью культурной политики региона по отношению к системе дополнительного художественного образования детей является интеграция образовательного и культурного пространства. Участие детей в «брэндовых» фестивалях региона («Живая Пермь», «Белые ночи в Перми», «Большая перемена», «Флаэртиана», выставки-ярмарки и др.) становится традицией. Только в прошедшем году активно участвовали в культурных событиях региона более восьми тысяч детей (мастер-классы, творческие встречи с мастерами, погружение в фестивальные события с просмотрами, созданием рецензий, проведением интервью и многое другое). Культурное событие становится событием в жизни ребенка.

- Вы знакомы с опытом других регионов. Назовите основные 5 достижений в сфере дополнительного образования Пермского края?

- Действительно, я постоянно изучаю опыт коллег из других регионов. Стараюсь понять специфику происходящих изменений в системе дополнительного образования детей. И, может это звучит не очень скромно, но в некоторых вопросах Пермский край ушло вперед большинства субъектов Российской Федерации. Это не только мое мнение, но и мнение многих пермских руководителей учреждений дополнительного образования детей и федеральных экспертов. С удовольствием перечислю наши достижения.

Во-первых, это персонифицированный электронный учет услуг дополнительного образования детей. Как бы к этому не относились к этому директора, но это система работает эффективно, и она востребована в других субъектах нашей страны.

Во-вторых, переход учреждений дополнительного образования детей в статус автономных. Руководители давно осознали все плюсы перехода в этот статус и активно пользуются законодательно закреплёнными преимуществами «автономки».

В-третьих, что очень значимо – интеграция дополнительного образования с общим. Выше много об этом говорил. Повторяться не буду.

В-четвертых, выстроенная система межведомственного взаимодействия. Причем взаимодействие не только на уровне министерств и ведомств, но с общественными организациями и объединениями. В крае действует совет руководителей учреждений дополнительного образования. Все нововведения и инициативы обсуждаются в ходе конструктивного диалога.

И, последнее, но не по значимости – это люди, которые работают в системе дополнительного образования Пермского края. Их инициативность, креативность, преданность своему делу и неравнодушное отношение в происходящим изменениям позволяют брать Пермскому краю новые высоты в сфере дополнительного образования. 

 

Интервью провел Андрей Павлов