- 07.03.2016
- Автор: Буйлова Л.Н.
Буйлова Л.Н.
Современное дополнительное образование детей переживает этап глубоких фундаментальных трансформаций, требующих пересмотра и изменения фундаментальных основ, на которых оно было построено. В этой связи актуальным становится вопрос: должны ли быть приведены дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ?
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: как попасть в правовое поле?
Многие регионы, не дождавшись четких указаний Министерства образования и науки РФ, разрабатывают региональные рекомендации, определяющие статус, структуру и содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (хотя разработка таких рекомендаций не предусмотрена законодательством и не может являться обязательным требованием для образовательных организаций), зачастую навязывая разработчикам образовательных программ установки, противоречащие законодательно установленным положениям. Поэтому возникает острая необходимость разобраться, какой должна быть дополнительная общеобразовательная программа, чтобы находится в рамках правового поля, и как практикам правильно составлять, оформлять и предъявлять свой главный документ.
Образовательная организация дополнительного образования в качестве основной цели осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (ФЗ ст.23), то есть, как и во всех образовательных организациях, в организациях дополнительного образования образовательный процесс регламентируют образовательные программы, которые определяют содержание образования (ФЗ ст.12, п.1).
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ ст.2, п.14), а предусмотрены федеральные государственные требования только к дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам (ФЗ ст. 75, п.4).
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы направлены на создание базовых основ образованности и решение задач формирования общей культуры учащегося, расширение его знаний о мире и о себе; удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности учащихся в конкретной образовательной области; оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности учащегося (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности;накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы не ориентируют на подготовку деятелей культуры и мастеров спорта, в отличие от предпрофессиональных программ, направлены на общее развитие личности в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными особенностями учащихся.
В настоящее время нет официально разработанной и рекомендованной органами управления образованием структуры дополнительной общеобразовательной программы. По традиции большинство педагогов продолжают ориентироваться на Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844)[1].Конечно, официально эти Требования не отменены, но их первая часть содержит ссылку на утративший силу Закон РФ «Об образовании» (1992 г.), следовательно, не соответствует современному законодательству, но зато 2-ю часть документа можно рассматривать как методические рекомендации[2], которые являются, по сути, классической структурой любой образовательной программы. Большинство разработчиков дополнительных общеобразовательных программ придерживаются по традиции как раз этого варианта.
Структура дополнительной общеобразовательной программы, соответствующая Примерным требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей от 11.12.2006 г. № 06-1844.
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы выглядит следующим образом:
титульный лист,
пояснительная записка,
учебно-тематический план,
содержание программы,
методическое обеспечение программы,
список литературы.
Но как было отмечено выше, новый закон об образовании вступил в силу 1 сентября 2013 года. Уже два года система образования развивается в новом контексте. Понадобилось время на осмысление концептуальных законодательных положений. Так, в частности, действующий Федеральный закон № 273 определяет место и новую роль образовательной программы в системе образования и дает прямое нормативное определение этого понятия: «образовательная программа» — это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ФЗ ст.2, п.9).
Если понятие «образовательная программа» закрепляется законодательно, то все разрабатываемые образовательные программы должны вписываться в законодательно установленные рамки, то есть должны в своей структуре содержать обозначенные структурные элементы. В противном случае, документ не может называться «образовательной программой». Следовательно, привычная для всех структура дополнительной общеобразовательной программы должна быть пересмотрена и переформатирована под требования законодательства.
В науке и в практике существует множество понятий «образовательная программа», содержательное наполнение которых отличается разнообразием и обычно отражает какую-то грань этого элемента системы образования. И такое творчество могло бы развиваться дальше, но, как было отмечено выше, новый закон об образовании вступил в силу 1 сентября 2013 года: уже больше двух лет система образования должна развиваться в новом контексте и жить по новым правилам.
Федеральный закон № 273 определяет место, новую роль образовательной программы в системе образования и впервые закрепляет прямое нормативное (законодательное) определение понятия «образовательная программа»: комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ФЗ ст.2, п.9).
Исходя из этого, «дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа», как и другие образовательные программы:
представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом),
представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Таким образом, структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, соответствующая новому законодательству, включает: 1) комплекс основных характеристик программы и 2) комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации.
Сегодня можно назвать авторские коллективы, которые предприняли попытки составить методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с современной нормативно-правовой базой, требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС.
В частности, заслуживает внимания опыт ГБОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»[3], разработавшего и предложившего соответствующий новому законодательству вариант структуры дополнительной общеобразовательной программы.
Структура дополнительной общеобразовательной программы, разработанная ГБОУ ВО города Москвы МГПУ:
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы выглядит следующим образом:
Пояснительная записка (актуальность, направленность, цель и задачи, категория обучающихся, сроки реализации, формы и режим занятий, планируемые результаты и формы подведения итогов реализации программы).
Учебно-тематический план.
Формы контроля*.
Содержание программы.
Формы аттестации и оценочные материалы.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Приложения.
Более детально представимструктуру дополнительной общеобразовательной программы, разработанную сотрудниками ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования» и Ресурсного научно-методического центра непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы»:
Структура дополнительной общеобразовательной программы, разработанная ГАОУ ВО МИОО и РНМЦНО ГБПОУ «Воробьевы горы»:
Титульный лист программы(лат.Titulus — «надпись, заглавие») – первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):
- направленность (профиль) программы— техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая (Порядок 1008, п.9);
- актуальность программы — своевременность, современность предлагаемой программы;
- отличительные особенности программы — характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;
- адресат программы — примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе;
- объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
- формы обучения и виды занятий (лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, др.);
- срок освоения программыопределяется содержанием программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
- режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.
1.2. Цель и задачи программы:
- цель — это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима;
- задачи -это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.
1.3. Содержание программы:
- учебный план — содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме.
- содержание учебно-тематического плана— это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме.
1.4. Планируемые результаты— совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершению и формулируются с учетом цели и содержания программы.
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график — это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе и составляется для каждой группы (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).
2.2. Условия реализации программы — реальная и доступная совокупность условий реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы;
2.3. Формы аттестации — зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.: разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы;
2.4. Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
2.5. Методические материалы – обеспечение программы методическими видами продукции — указание тематики и формы методических материалов по программе;описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения; индивидуальный учебный план, если предусмотрено локальными документами организации(ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
2.6. Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав программы (для модульных, интегрированных, комплексных и т.п. программ) (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
3.Список литературы — включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии) справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов, учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок.
18 ноября 2015 года во исполнение пункта 17 Плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ», Минобрнауки России направило методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование»[4].
В заключение необходимо подчеркнуть, что разработкатребований к дополнительным общеобразовательным программам продолжает оставаться актуальной и в настоящее время эта актуальность уже достигла критической точки: потребовались годы для осознания и принятия того факта, что дополнительное образование детей – это «образование», ядром которого является регулируемый государством процесс создания возможностей освоения детьми дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях разных типов.
И, конечно, эти программы должны соответствовать действующему Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», ведь если понятие «образовательная программа» закрепляется законодательно, то все разрабатываемые образовательные программы должны вписываться в законодательно установленные рамки, то есть должны в своей структуре содержать обозначенные структурные элементы. В противном случае, документ не может называться «образовательной программой». Следовательно, привычная для всех структура дополнительной общеобразовательной программы должна быть пересмотрена и переформатирована под требования законодательства. Каждая образовательная программа должна «вписываться» в законодательно установленные рамки и содержать в своей структуре обозначенные в законе компоненты. Если по каким-то причинам этого разработчик программы сделать этого не может, то он разрабатывает и реализует все что угодно, только не образовательную программу.
Обозначенные позиции свидетельствуют о том, что дополнительное образование детей нуждается сегодня в проработке нормативной базы, задающей требования к деятельности образовательных организаций вообще и к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, в частности.
Литература:
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] — URL: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (Дата обращения 05.01.2015)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс] — URL: http://www.rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html(Дата обращения 06.12.2014)
- Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844).
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173649/ (Дата обращения 03.03.2015).
[1]Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Министерства образования (Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844).
[2] Портал «Реализация Федерального закона «Об образовании в российской Федерации» [Электронный ресурс] — URL:http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanie/7-02
[3] Методические рекомендации по разработке и реализации программ дополнительного образования ГБОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»/Составители М.М. Шалашова, Д.А. Махотин и др. – Москва, ГБОУ ВО МПГУ 2016. 88 c.
[4] Письмо Министерства образования и науки РФ (Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи) «О направлении информации» от 18.11.2015 № 09-3242.