Государственная политика

Дополнительное образование является площадкой для проб подростков при подготовке к выбору своей жизненной траектории, в том числе профессиональной карьеры. Дополнительное образование играет большую роль в удовлетворении индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей детей, в создании условий для их творческого и индивидуального развития.

Доступность дополнительного образования позволяет решать проблемы организации занятости несовершеннолетних и профилактики асоциальных проявлений среди детей и подростков.

Особое внимание государства к системе дополнительного образования несовершеннолетних способствует повышению интереса населения к получению качественных услуг дополнительного образования и соответственно создает благоприятный климат к развитию не только государственного, но и негосударственного сектора дополнительного образования детей.

Благодаря повышению спроса населения на качественные услуги, как бесплатные, так и платные, повышается качество программ дополнительного образования, привлекаются высококвалифицированные специалисты.

В рамках исполнения Указа ПРезидента РФ Минобрнауки России сформировало необходимую нормативную правовую базу, обеспечивающую доступность услуг дополнительного образования детей на базе организаций всех форм собственности
и ведомственной принадлежности.

Правительством Российской Федерации утверждены концепция развития дополнительного образования детей и план мероприятий на 2015 - 2020 годы по ее реализации, которые задали вектор развития системы дополнительного образования детей.

В соответствии с данными федерального статистического наблюдения зафиксирован рост числа организаций дополнительного образования детей и количества несовершеннолетних в них занимающихся. Охват детей дополнительными общеобразовательными программами в 2015 году составил около 68 %, что показывает рост на 4 % по сравнению с 2014 годом.

Зафиксирован рост средств консолидированного бюджета на сферу дополнительного образования детей, который прежде всего связан с повышением заработной платы педагогов дополнительного образования детей − около 216 млрд. рублей в 2015 году, 150 млрд. рублей в 2014 году. За три года заработная плата педагогов дополнительного образования детей в среднем по стране выросла
с 63 до 85 % от средней по региону.

В настоящее время в развитии системы дополнительного образования детей участвуют не только Минобрнауки России, Минкультуры России и Минспорт России, но и Минприроды России, МВД России, Минобороны России, Минтранс России, а также государственные корпорации (Роскосмос, Росатом, Роснано).

Одним из приоритетных направлений деятельности Минкультуры России (с 2012 г.) является сохранение детских школ искусств (далее - ДШИ). Согласно статистическим данным в 2015 г. на территории Российской Федерации деятельностью 5 108 ДШИ охвачено 1 533 354 ребенка (за 2015 год количество обучающихся в ДШИ увеличилось на 18 тысяч детей).

Минкультуры России разработало рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, которые были направлены в органы управления культурой субъектов Российской Федерации для использования в работе региональными и муниципальными ДШИ.

Привлечение подростков и молодежи к активному, здоровому образу жизни посредством занятий спортом является одним из средств профилактики асоциальных проявлений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 302 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее – Государственная программа), в которой предусмотрены меры, направленные на формирование здорового образа жизни граждан, развитие массового спорта, совершенствование системы физического воспитания детей, подростков и молодежи, развитие детско-юношеского и студенческого спорта.

Государственной программой определены целевые показатели:
- увеличение доли учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом от 47 % в 2012 году до 80 % к 2020 году (в настоящее время доля обучающихся и студентов составляет 64,1 %);
- увеличение доли профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, имеющих студенческие спортивные клубы, в общем количестве профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования с 20 % в 2012 году до 60 % к 2020 году (в настоящее время - 31,54 %).

По данным Росстата в 2014-2015 учебном году численность обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях составила 14,3 млн. детей, количество государственных и муниципальных общеобразовательных организаций − 44,1 тыс. единиц.

В целях реализации подпункта «в» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 8 апреля 2014 года № Пр-750 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 24 марта 2014 г., а также Перечня поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 16 апреля 2014 г. № ДК-П12-2641 Минспортом России совместно с Минобрнауки России утвержден Комплекс мер, направленных на развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом во всех образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы.

Минобрнауки России были разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации о недопустимости свертывания системы дополнительного образования детей, а также рекомендации по развитию сети образовательных организаций и обеспеченности населения соответствующими услугами, включая требования по размещению организаций сферы образования,
в том числе в сельской местности.

В целях контроля за состоянием сети в рамках создаваемого «Атласа» дополнительного образования Минобрнауки России формируется специальный реестр базовой сети специализированных организаций дополнительного образования детей.
Важным фактором повышения доступности программ дополнительного образования является тот факт, что в настоящее время существует возможность реализовывать эти программы не только в организациях дополнительного образования, но и на базе школ, вузов, музеев, иных организаций, имеющих соответствующие лицензии.

Например, в области музейной деятельности отмечается разнообразие предлагаемых услуг и мероприятий для детей, в том числе по пропаганде здорового образа жизни, предотвращению асоциальных явлений среди несовершеннолетних: лекции, выставки, специализированные программы, мастер-классы и иные.

Особой популярностью пользуются интерактивные программы для детей. По информации Минкультуры России большую работу в рамках реализации программ и региональных мероприятий по профилактике правонарушений и защите прав несовершеннолетних проводят библиотеки страны. Так, ими организуются мероприятия, направленные на духовно-нравственное и правовое просвещение, пропаганду здорового, безопасного образа жизни детей, а также культурно-просветительскую работу с детьми из «групп риска».

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества секций и кружков в школах. При переходе на односменный режим работы будут расширены возможности для развития дополнительного образования детей.

Минобрнауки России разрабатывает новые типовые модульные проекты школ, которые откроют новые возможности для развития современных форм дополнительного образования.

Также Минобрнауки России продолжает создавать условия для расширения доступа негосударственного сектора к предоставлению услуг дополнительного образования детей.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрен в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», расширяющий возможности предоставления дополнительного образования детей в федеральных государственных образовательных организациях и частных образовательных организациях.

Осуществляется переход на нормативно-подушевое финансирование дополнительных образовательных программ. Внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, введен новый подраздел «Дополнительное образование детей и взрослых», что позволяет увидеть объективную картину планирования регионами средств на предоставление детям доступа к программам дополнительного образования.

Предусмотрены средства на предоставление субсидий на возмещение процентов по кредитам, взятым негосударственными организациями
для реализации программ дополнительного образования. Это будет способствовать росту частных инвестиций в сферу дополнительного образования детей, а самое главное – вовлечению новых кадров для создания востребованных программ.

Одной из приоритетных задач Минобрнауки России является более широкое вовлечение детей в программы технического творчества. В настоящее время примерно 10 % детей охвачено занятиями в кружках технической и естественнонаучной направленности. Запланировано увеличение данного показателя в 2–2,5 раза к 2020 году.

Также совместно с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов реализуется проект, предусматривающий создание в Российской Федерации сети детских технопарков. Также ведется работа по созданию в г. Санкт-Петербурге «морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей».

В условиях ограниченности ресурсов Минобрнауки России видит большой потенциал в использовании механизмов государственно-частного и социального партнерства (далее – ГЧП). При этом роль регионов в данном процессе трудно переоценить: именно им предстоит выработать более широкую практику использования всего спектра механизмов ГЧП – от аренды до информационного обеспечения, которое обладает значительным потенциалом повышения экономической эффективности всех сторон партнерства.

Развитие системы дополнительного образования детей происходит, в том числе, и за счет обеспечения необходимого уровня квалификации педагогических работников. Утвержден профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», который в настоящее время апробируется более чем в 40 субъектах Российской Федерации.

Наиболее значимых успехов достижения показателя охвата детей дополнительным образованием достигли Республика Татарстан, Краснодарский край, Кировская, Новгородская, Тюменская, Ульяновская области.
Особого внимания заслуживает опыт Пермского края, который успешно внедряет систему персонифицированного финансирования услуги дополнительного образования детей.

В целях совершенствования деятельности в сфере дополнительного образования обучающихся, состоящих на различных видах учета, в регионах проводятся мероприятия, направленные на:
- модернизацию перечня предлагаемых услуг, а также содержания программ дополнительного образования детей и их родителей (иных законных представителей) в соответствии с изменяющимися потребностями времени, в том числе поиск программ интересных не только дошкольникам, но и обучающимся (Брянская, Калужская, Курганская области);
- обеспечение разнообразия форм взаимодействия организаций общего и дополнительного образования на муниципальном уровне (Алтайский край, Кемеровская область);
- создание специальных информационных баз и порталов дополнительного образования детей, где можно ознакомиться с информацией об учреждениях, оказывающих услуги дополнительного образования, направлениях их деятельности, условиях обучения и т.д. (Краснодарский край, Архангельская, Белгородская, Воронежская, Калининградская, Кемеровская области);
- повышение профессионального мастерства педагогов и руководителей организаций дополнительного образования - проведение семинаров, совещаний, конференций, мастер-классов, курсов повышения квалификации (Камчатский край, Ивановская, Калининградская, Костромская, Мурманская области);
- реализацию мер по повышению социального статуса педагогов дополнительного образования детей, привлечению в эту сферу молодых специалистов (Ханты-Мансийский автономный округ, Калининградская область);
- утверждение показателей повышения эффективности и качества услуг (Республика Карелия, Хабаровский край, Тамбовская область);
- реализацию региональных проектов, направленных на популяризацию и развитие дополнительного образования детей, развитие творческих способностей детей (Белгородская, Калининградская, Ростовская области);
- ведется работа по максимальному охвату обучающихся кружками (особенно технической направленности) и спортивными секциями (Республика Татарстан, Брянская, Волгоградская области).

Так, например, в Ростовской области разработаны методические рекомендации по увеличению охвата услугами дополнительного образования обучающихся «группы риска». В текущем году в рамках данной работы профильными сменами профилактической направленности охвачено более 10 тыс. несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, из них 6 656 подростков, имеющих проблемы с поведением. Кроме того, по итогам 2015 года охват услугами дополнительного образования указанной категории детей вырос
на 5 % и составил 87 % от общей численности детей, состоящих на «внутришкольном учете».

Охват несовершеннолетних, занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам в общеобразовательных организациях
и организациях дополнительного образования Республики Карелия, учитываемых комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, составляет 40 % от общего числа несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета (в 2014 году - 28 %).

Целенаправленная работа по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволила достичь в Кемеровской области снижения уровня преступности несовершеннолетних. По итогам 2015 года удельный вес подростковой преступности составил 5,1 % (в 2014 г. – 5,5 %, в 2013 г. – 5,6 %). В Астраханской области отмечается динамика снижения числа несовершеннолетних, учитываемых комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (в 2013 г. – 952 чел., в 2014 г. – 936 чел., в 2015 г. - 872 чел.) при увеличении востребованности услуг дополнительного образования детей (в 2012 г. – 55 %, в 2013 г. – 57 %, в 2014 г. -
61 %). 

В Хабаровском крае в 2015 году проведен мониторинг оценки эффективности реализации региональных и муниципальных программ оценки эффективной реализации дополнительного образования детей. Согласно его результатам на 1,6 % увеличен охват детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в сравнении с 2013-2014 учебным годом. На 6,5 % и 11,5 % соответственно возросло количество экспериментальных и авторских дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в 2015 году в государственных (муниципальных) организациях дополнительного образования.
Результатом мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляемых органами и учреждениями системы профилактики Хабаровского края стало снижение совершенных несовершеннолетними преступлений на 1,6 % по итогам 2015 года.

В настоящее время на территории Российской Федерации существуют две основные проблемы. Первая – это серьезное различие в региональном развитии системы дополнительного образования. Есть регионы-лидеры, а есть регионы, в которых охват находится на уровне 30 % и даже 20 %. Например, охват дополнительным образованием обучающихся в таких регионах как Республика Ингушетия (18,5 %), г. Севастополь (26 %), Республика Бурятия (32 %), Чеченская Республика (32 %), Сахалинская область (33 %) остается достаточно низким.
В целях повышения охвата особенно в «отстающих» регионах особое внимание уделяется развитию механизмов сетевого взаимодействия,
а также дистанционным образовательным технологиям.

Кроме того, отмечаются серьезные различия в доступности программ дополнительного образования в городской и сельской местности: в городской местности охват уже превысил 70 %, в сельской местности пока не достигает и 60 %.

Инфраструктура организаций дополнительного образования ветхая, что ограничивает возможности для реализации современных программ. Ситуация в последние годы практически не меняется, регионы за небольшим исключением не находят ресурсы.

Одним из перспективных решений может являться строительство новых школ, создание условий в сельских школах для занятий физической культурой и спортом, а также создание «интегрированных» учреждений нового типа, предоставляющих в комплексе социальные услуги (образование, спорт, социальное обслуживание, культура) и финансируемых из источников различных ведомств.

 

Источник: Минобрнауки РФ