С 17 по 19 апреля 2013 года в Ярославле прошла международная научная конференции по теме «Интеграция формального и неформального образования как условие достижения актуальных образовательных результатов». В конференции приняли участие около 250 человек из 29 регионов России и более 30 человек из стран дальнего и ближнего зарубежья: Франции, Нидерландов, Германии, Чехии, Словакии, Польши, Болгарии, Южной африканской республики, Мексики, Литвы, Латвии, Украины, Белоруссии, Казахстана. Среди участников конференции были представлены ученые, руководители органов управления образованием и образовательных организаций, учителя, методисты, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи и др. Информационная поддержка конференции осуществлялась журналами «Воспитание школьников», «Внешкольник», «Образование личности», «Дополнительное образование и воспитание», интернет-порталом «Дополнительное образование».

На пленарных заседаниях конференции обсуждались две проблемы: «Стратегии управления неформальным образованием» и «Границы формального и неформального образования». В дискуссии по этим вопросам выступили ведущие ученые Российской академии образования, Федерального института развития образования, Высшей школы экономики, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, руководители и практики образовательных организаций России, эксперты из Нидерландов, Словакии, Южной африканской республики, Украины, занимающиеся проблемами развития неформального, дополнительного, внешкольного образования, интеграции в системе образования.

На семи секциях конференции были представлены современные практики неформального образования и обсуждались такие проблемы как: «Заказ на образование: чего хочет современный ребенок?», «Механизмы интеграции формального и неформального образования», «Кадровое обеспечение неформального образовании», «Качество неформального образования: профессиональное и общественное измерение», «Содержание и организационные формы неформального образования», «Неформальное образование для школьников со специальными потребностями». Кроме того, в рамках конференции проводилось заседание Президиума Европейской ассоциации организаций неформального образования детей и молодежи (EAICY, штаб-квартира, в Чехии, г. Праге).

В последний день конференции состоялась презентация книг и журналов, освещающих проблемы дополнительного (внешкольного) образования детей. В процессе представления ведущими учеными и издателями России и Украины книг и журналов, состоялась дискуссия «Какие книги сегодня нужны дополнительному образованию?»

В процессе обсуждения обозначенных проблем, участники конференции:

Отметили, что в современной ситуации развития образования, как в России, так и за рубежом, границы формального образования стали тесными для достижения современного качества образования, актуальных образовательных результатов, соответствующих потребностям личности, общества, государства. Традиционные составляющие системы образования - общее и дополнительное образование приобретают черты как формального, так и неформального образования.

При этом, границы общего образования, как формального, становятся узкими для реализации современных требований. Общее образование может развиваться за счет потенциала дополнительного образования. Оно реализуется сегодня, как в организациях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательной школе, дошкольном учреждении, учреждении начального профессионального образования, а также в организациях культуры, спорта, молодежной работы, частных организациях.

Использование возможностей дополнительного образования детей способствует модернизации целей, содержания, организации и ожидаемых результатов общего образования, обеспечивает переход от традиционного содержания (стандартов) к содержанию, соответствующему новым ожиданиям населения или социальному заказу образования. В то же время, дополнительное образование не может рассматриваться только как неформальное, оно должно приобретать формальные черты в контексте современных требований к качеству образования. В государственной политике России и документах Европейского Союза, неформальное образование рассматривается в контексте инновационного сценария развития образования в целом. Таким образом, развитие образования становится возможным за счет интеграции формального и неформального образования.

Констатировали, что проблема достижения актуальных образовательных результатов непосредственно связана с проблемой изучения социального заказа на образование, который отражает сущность общественной потребности в формировании будущего гражданина страны. Ведущую роль в формировании заказа на образование должно выполнять государство, но при этом необходимо также выявлять потребности социума: детей, родителей, работодателей, общественных организаций. Заказ личности и государства в идеале должны совпадать, в противном случае возникает дисбаланс между потребностями прямых социальных заказчиков: детей и их родителей, и потребностью государства в формировании молодого поколения страны, обладающего определенными личностными качествами, отвечающими требованиям современной экономики и нового общественного устройства. Стремление системы образования реагировать на индивидуальные потребности и социальный заказ требует вариативного подхода, который может быть обеспечен за счет интеграции формального образования с неформальным, общего образования с дополнительным.

Кроме того, новые требования к результатам образования выводят на значимый уровень не только предметные и личностные результаты образования, но и метапредметные результаты, которые могут быть сформированы как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях в условиях интегрированного образовательного пространства. Определенным потенциалом для достижения актуальных образовательных результатов обладает дополнительное (внешкольное) образование. Однако, потенциальные возможности дополнительного образования детей не были в должной мере оценены и задействованы при планировании реформ в российском образовании. Тем ни менее, сегодня нельзя относиться к дополнительному образованию как к досуговой форме образования, необходимой лишь для занятия свободного времени ребенка.

Современное дополнительное образование не просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного и профессионального самоопределения ребенка. В России и странах Ближнего Зарубежья идет конструктивный диалог между образовательными организациями разных типов и властью относительно содержания и форм организации дополнительного образования детей, накоплен обширный опыт функционирования организаций неформального (дополнительного, внешкольного) образования, развития его организационных форм и нового содержания для разных категорий детей. В условиях перехода к политике непрерывного образования, дополнительное образование детей может стать ресурсным центром, технологией «стягивающей» такие составляющие системы образования как формальное, неформальное и информальное образование в континуум непрерывного образования (модель образовательного кластера непрерывного образования).

Зафиксировали, что в системе образования появляются инновационные образовательные практики, основанные на разнообразных внешних и внутренних механизмах интеграции образования, отражающие финансовые, социальные, психолого-педагогические аспекты, способствующие взаимодействию, как отдельных организаций, так и педагогов разных специальностей. К современным практикам неформального образования участник конференции отнесли: компетентностные и социокультурные практики, практики открытого образования, формирования субъектности личности, успешной социализации детей, сопровождения одаренных детей и детей со специальными потребностями, практики неформального образования в условиях детских общественных объединений, в период летних каникул и др.

При этом, для дополнительного образования, в отличие от других типов образовательных организаций, характерны методы и технологии, которые не в состоянии предоставить ребенку общеобразовательная школа: вариативное творчество, проектная и научно-исследовательская деятельность, интерактивные формы, социальное творчество, игротехнические технологии и др.

В сфере управления системой дополнительного (внешкольного) образования появляется новый опыт, в том числе, создания негосударственных организаций дополнительного образования детей, партнерских и сетевых моделей взаимодействия, органов государственно-общественного управления, заключения общественного договора в реализации образовательных программ и др.

Кроме того, формируется система обеспечения дополнительного образования: опыт освоения оценочных исследований при определении качества в дополнительном образовании детей, маркетинговых исследований как средства проектирования нового качества образования, внедрения брендовых технологий развития дополнительного образования, решается проблема его кадрового обеспечения в педагогических вузах в рамках направлений бакалавриата и магистратуры, в системе повышения квалификации, разноуровневой и межведомственной системе дополнительного профессионального образования. Ведущими российскими и зарубежными учеными издаются книги, функционирует ряд издательств журналов, освещающих актуальные проблемы развития дополнительного образования.

Признали, что на современном этапе развития формального и неформального образования и механизмов их интеграции существует еще много проблем. Недостаточно понята и обоснована сущность формального, неформального, информального, дополнительного, внешкольного образования с учетом того, какие новые реалии следуют вслед за введением этих терминов. Педагоги слабо владеют механизмами интеграции разных сфер образования.

Наиболее серьезными проблемами, которые препятствуют достижению актуальных образовательных результатов средствами интеграции формального и неформального образования, являются: психологическая неготовность педагогов к реальному сотрудничеству и партнерству; недостаточный профессионализм педагогических кадров в вопросах интеграции образования, слабая моральная и материальная поддержка тех, кто к этому стремится; закрытость существующих педагогических сообществ.

Необходимы структурные и содержательные изменения дополнительного образования. Содержание дополнительного образования меняется медленно, что ведет к консервации этой системы и слабому проникновению в нее инновационных разработок и современных технологий. Существуют сложности при формировании региональных программ развития дополнительного образования детей, разработке муниципальных и государственных заданий организациям дополнительного образования детей.

Особо остро стоит проблема интеграции формального и неформального образования при реализации новых ФГОС общего образования, создании новых механизмов взаимодействия, построении общего образовательного пространства для реализации индивидуальных образовательных траекторий детей. Проблема состоит также в неумение администрации образовательных организаций организовывать и координировать работу по организации взаимодействия, формировать сетевые объединения.

Необходимо переходить от модели контроля качества к модели обеспечения качества, осуществлять контроль и вести мониторинг результатов неформального образования. Для этого необходимо исследовать и учитывать потребности и удовлетворенность детей и их родителей в результатах образования, формировать полную и открытую информационную базу о деятельности организаций образования (общего и дополнительного).

Также важно создавать новые условия для подготовки педагогических кадров дополнительного образования детей в системе высшего и дополнительного профессионального образования, активнее издавать учебную и методическую литературу по проблемам дополнительного образования детей, в том числе, в ведущих российских издательствах.

Участники конференции относят к числу наиболее актуальных и перспективные направления решения обозначенных проблем:

- создание практики исследования социального заказа на дополнительное (неформальное) образование и отслеживания его реализации на региональном и муниципальном уровне;

- развитие механизмов социального партнерства, сетевых моделей в рамках образовательных кластеров и межведомственных территориальных социокультурных сред на основе взаимодействия общего и дополнительного образования с организациями других ведомств, бизнес-сообществами, общественными организациями развитие международного сотрудничества;

- рассмотрение нового ФГОС общего образования не только как стандарта для школы, а как стандарта школьного периода обучения ребенка, в связи с этим, осуществлять развитие механизмов формирования заказа школ на реализацию программ внеурочной деятельности средствами дополнительного образования детей, ориентированных на получение предметных, метапредметных и личностных и результатов;

- разработка и реализация моделей построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного (формального и неформального) образования;

- создание сервисов открытого образования, в том числе, в сети Интернет, программах дистанционного обучения детей, сетевых проектных сообществ и др.;

- создание техносферной инфраструктуры образовательных организаций, включающей в себя комплекс ресурсов, обеспечивающих качество образования на основе интеграции формального и неформального образования и соответствующего требованиям развития современной цивилизации, запросам рынка труда, потребностям личности, общества, государства;

- создание и распространение учебно-методических материалов, направленных на развитие процессов интеграции формального и неформального образования, в том числе, учебно-методических комплексов реализации дополнительных образовательных программ в соответствии с новыми требованиями к качеству образования;

- расширение совместной исследовательской и научной деятельности организаций высшего, дополнительного профессионального образования, методических служб, образовательных организаций разных типов, направленной на развитие и внедрение инновационных практик дополнительного (неформального) образования; инициирование проведения круглых столов, семинаров по инновационным практикам дополнительного образования детей и управления в сфере дополнительного образования детей, издание сборников материалов;

- формирование согласованной системы оценки качества дополнительного образования детей на федеральном, региональном, муниципальном и внутриорганизационном уровнях с участием потребителей, общественности и работодателей, в том числе, совершенствование процедур внешней оценки организаций, аттестации педагогических и руководящих работников, общественно-профессиональной экспертизы и процедур самооценки, предоставление консалтинговых услуг по вопросам создания, функционирования и развития систем оценки качества в дополнительном образовании детей, проведения мониторинговых и социологических исследований;

- реализация концепции подготовки кадров для сферы дополнительного образования в рамках новых ФГОС ВПО (уровня бакалавра и магистра), разработка нового профессионального стандарта педагога сферы дополнительного образования детей в соответствии с новыми требованиями к качеству образования и тенденциями интеграции формального и неформального образования;

- создание системы повышения педагогического мастерства педагогов сферы дополнительного образования, развитие новых позиций педагога (тьютора, модератора, фасилитатора и др.), предоставление возможности обмена опытом по использованию различных форм интеграции в системе образования и межведомственном пространстве, создание условий для овладения педагогическими работниками субъектно-ориентированными и коммуникативными технологиями, развития их социальной активности, методической мобильности и др.;

- формирование нормативно-правовой базы развития дополнительно образования детей как самоценной и относительно автономной системы неформального образования, при этом, в центр законодательства поставить право каждого гражданина на неформальное образование и обязанности органов государственной власти по созданию условий для его полной реализации, в том числе, пересмотреть требования СанПИНов к организациям дополнительного образования детей, нормативные документы, ограничивающие возможности внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, организации на базе школы деятельности детских объединений без дополнительного лицензирования, нормирование количества посещения ребенком кружков по различным направленностям, увеличение количества занимающихся в детских объединениях и др.

- инициирование проблемы неформального образования для школьников со специальными потребностями, в том числе, с использованием электронного обучения и дистанционных технологий в рамках конференций и семинаров, организуемых на базе регионов РФ.

 

Участники конференции рекомендовали продолжить обсуждение проблемы интеграции формального и неформального образования как условия достижения актуальных образовательных результатах на других Форумах, посвященных вопросам развития образования.