- 31.01.2018
Москва, 8-10 февраля 2018 г.
Центральная тема конференции 2018 года:
«Деятельностный подход в образовании: научно-практическое образование, Исследовательское обучение, и STEAM образование:новые типы образовательных ситуаций»
I конференция (2005 год) выявляла существующий спектр теоретических подходов и практик организации исследовательской деятельности учащихся, выполняла миссию объединения специалистов из разных предметных областей, теории и практики;
II конференция (2006) прошла под лозунгом выработки общей понятийной системы, задала антропологические основания исследовательской деятельности в образовании и определила ценность ее для становления субъектной позиции личности;
III конференция (2008) в центр внимания поставила проблему метода и методики организации исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях;
IV конференция (2009) в качестве центральной для обсуждения стала проблема возрастных особенностей развития исследовательской деятельности.
V конференция (2011) выбрала лейтмотивом проблему подготовки педагога к исследовательским методам обучения.
VI конференция (2012) прошла в ситуации введения новых ФГОСов, что и определило ее ключевую проблематику – проблема продуктивного использования исследовательской деятельности учащихся в массовой образовательной практике.
VII конференция (2014) обсуждала тему «Исследование в пространстве урока и за его пределами», как наиболее актуальную при реализации исследовательского подхода в образовании в условиях сохраняющихся форм классно-урочной системы.
VIII конференция (2016) обсуждала мировые тенденции образования в русле исследовательского обучения, был дан анализ отечественных наработок и подходов в соотнесении с международным опытом, в контексте общемировых тенденций развития образования.
IX конференция (2018) продолжает вписывать отечественный опыт исследовательского обучения в общемировые тренды развития образования, в том числе уходящие от классической классно-урочной системы.
Конференция посвящена обсуждению следующих основных проблем:
- STEM и STEAM образование: мировые тенденции и практика в разных странах.
- Научно-практическое образования как формат образования будущего и функции исследовательской деятельности в формировании нового содержания образования.
- Исследовательское обучение и развитие ключевых компетентностей XXI века.
- Исследование в пространстве урока и во внеурочное время.
- Пути реализации ФГОС дошкольного и общего образования, программ развития универсальных учебных действий в рамках ФГОС на основе исследовательской деятельности.
- Исследовательская деятельность в учебных курсах (основного и дополнительного образования) и в образовательных мероприятиях (конференции, экспедиции, конкурсы, выездные школы).
- Развитие интерактивных образовательных сред в русле исследовательского подхода в образовании.
- Место учебно-исследовательской и проектной деятельности в массовой образовательной практике.
- Подготовка педагога к исследовательским методам обучения и руководству исследовательской деятельностью учащихся.
- Психологические смыслы исследовательской деятельности для развития личности, становления субъектной позиции.
- Возрастные особенности развития исследовательских способностей и исследовательской деятельности.
- Психолого-педагогическое сопровождение развития исследовательской деятельности учащихся от детского сада до вуза.
- Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности в образовательном пространстве.
- Методика организации исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях.
В рамках конференции планируется проведение секций:
- Международные программы и проекты в области исследовательского обучения.
- Научная составляющая школьного урока: исследовательская проблема и школьная практика.
- Активные формы организации исследовательской деятельности учащихся (экспедиции, конкурсы, конференции, исследовательские школы).
- Подготовка педагога к исследовательскому подходу в образовании.
- Психология исследовательского поведения и исследовательской деятельности. Психологическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся.
- Исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников.
- Исследовательская деятельность учащихся основной и старшей школы, лицеев и гимназий.
- Исследовательская деятельность в системе дополнительного образования, научных обществах, общественных организациях и объединениях.
- Исследовательская деятельность в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
- Методика организации исследований учащихся в гуманитарном направлении.
- Методика организации исследований учащихся в естественнонаучном направлении.
- Методика организации исследований в области математики и информатики.
- Методика проведения междисциплинарных исследований.
- Новые информационные технологии в исследовательской деятельности учащихся.
- Исследовательская деятельность учащихся как средство работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Основная форма представления опыта организаций, школ, научных обществ, региональных отделений МОДИ, конкретных педагогов – постерная сессия. Постерная сессия планируется как центральное общее коммуникативное пространство конференции. На отдельных секциях планируется проблемное обсуждение докладов, отобранных или предложенных руководителями секций для дискуссии.
На круглых столах и семинарах планируется обсуждение проблем:
- Международные программы в области исследовательской деятельности и научно-технического творчества: механизмы участия.
- Организация региональных туров всероссийских конференций: «Я-исследователь», «Тропой открытий В.И. Вернадского», «Чтения имени В.И. Вернадского».
- Информационно-методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся.
Центральное внимание будет уделено международным проектам и программам для школьников, студентов и преподавателей в области исследовательского обучения, в которых могут принять участие российские участники.
В рамках конференции будут проведены мастер-классы по методике руководства исследовательской деятельностью учащихся на разных ступенях образования: дошкольные образовательные учреждения, начальная школа, средняя школа, старшая школа, дополнительное образование, вуз. Мастер-классы будут проводиться на базе инновационных образовательных площадок города Москвы.
К конференции приурочена отчетно-выборная конференция Межрегионального общественного движения творческих педагогов «Исследователь», на которую необходимо направить полномочных представителей региональных отделений Движения.
Сроки: проведения – 8-10 февраля 2018 года; окончания регистрации участников – 10 января 2018 года (регистрация на сайте конференции); подача материалов: для участия с докладами на конференции – в момент регистрации; для публикации без доклада – до 10 февраля 2018 года. Материалы будут рассматриваться для публикации в журналах «Исследователь/Researcher» и «Проблемы современного образования», а также в специальном сборнике в рамках библиотеки журнала.
Окончательная программа конференции будет формироваться на основе поступивших заявок.
Все материалы необходимо подать вместе с регистрацией на сайте или позже отправить по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с пометкой «Материалы на научно-практическую конференцию»).
В случае несоблюдения требований оформления материалы могут быть не приняты к рассмотрению. Оргкомитет оставляет за собой право отклонения материалов от публикации.
Требования к оформлению статей
Текст в программе Word: размер шрифта – 12, гарнитура – Times New Roman, межстрочный интервал – 1,5, поля – 2 см со всех сторон. Перед заглавием даются индексы УДК и ББК. На русском и английском языке дается: заглавие дается, сведения об авторе/авторах, аннотация, ключевые слова.
Сведения об авторе/авторах (на русском и английском языках) должны содержать имя, фамилию и отчество (полностью), место работы с указанием подразделения (без сокращений), занимаемую должность, ученое звание или статус, ученую степень, наименование страны, город, адрес электронной почты, контактный телефон. Аннотация – до 10 предложений, кратко передающих смысл содержания статьи. Ключевые слова – это 5–10 основных терминов, которые использованы в статье. Ключевые слова приводятся в именительном падеже.
Список источников и литературы должен включать в себя все работы, использованные автором. Каждая ссылка должна содержать следующие пункты: автор/авторы, заглавие, место издания, год издания, издательство, общее количество страниц. Между областями описания ставится разделительный знак «точка и тире». Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Ссылки на литературу в тексте отмечаются по мере их появления порядковыми номерами в квадратных скобках. Ссылка на страницу отделяется от ссылки на источник запятой. Если в квадратных скобках одновременно приводятся ссылки на несколько источников, они отделяются друг от друга точкой с запятой (например: [1, с. 25] или [1, с. 26; 5, с. 17]).
Ссылки на Internet-ресурсы приводятся в общем списке литературы по автору или заглавию публикации с обязательным указанием адреса сайта, где эта публикация размещена, и датой ее размещения или датой последней проверки наличия ресурса (например: Васильев, В.В. Неизвестный Юм // Вопросы философии. – 2014. – № 1. – С. 127–139 [Электронный ресурс] / В.В. Васильев. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=884&Itemid=52 (дата обращения: 12.06.2014).
Все таблицы в тексте нумеруются и сопровождаются заголовками, в тексте на таблицу дается ссылка, например: (см. табл. 1). Иллюстрации (фотографии, рисунки, схемы, графики, диаграммы, карты) следует представлять отдельным файлом и сопровождать подписями. Графические материалы (схемы, диаграммы и т.п.) должны быть представлены в векторном формате (AI, EPS, Excels); рисунки и фотографии – в формате TIF или JPG с разрешением не менее 300 DРI. В тексте должны присутствовать ссылки на иллюстрации, например: (см. рис. 1). Формулы должны быть набраны в редакторе формул программы Word. Перенос формул допускаются на знаках «плюс» и «минус», реже – на знаке «умножение». Эти знаки повторяются в начале и в конце переноса. Формулы следует нумеровать (нумерация сквозная по всей работе арабскими цифрами). Номер формулы заключают в круглые скобки у правого края страницы.
Для выступления на секциях или круглых столах текст доклада необходимо представить до 10 января 2018 года.
Оргвзнос составляет 1500 р. с каждого участника (оплата по безналичному расчету – реквизиты для оплаты размещены на сайте конференции).
Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сайт конференции: www.issl.redu.ru
Информация о проведении
Проводящие организации
Международное движение содействия научно-техническому творчеству молодежи MILSET
Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь»
Институт образования Национального исследовательского университета Высшая школа экономики
Московский городской педагогический университет
Федеральный институт развития образования
Московское региональное отделение Российского психологического общества
Федерация психологов образования России
Общероссийская детская общественная организация
«Общественная Малая академия наук “Интеллект будущего”»
ЧОУ «Хорошевская школа»
ГБОУ школа № 1553 имени В.И. Вернадского
Информационная поддержка
журналы «Исследователь/Researcher», «Проблемы современного образования», «Химия и жизнь», «Потенциал. Химия, биология, медицина», «Дополнительное образование и воспитание»;
издательский дом «1 сентября», педагогическое издательство «Национальный книжный центр»;
интернет-сайты www.issl.redu.ru, www.oodi.ru
Место проведения (8 и 9 февраля):
Гимназия Хорошкола. Москва, ул. Народного Ополчения д. 9 А.
Общий график конференции
8 февраля, четверг.
9.00 – регистрация участников, кофе.
10.00 – 13.30 – пленарное заседание.
13.45 – 14.15 – обед.
14.30 – 18.00 – работа секций – Гимназия / Прогимназия.
18.30 – 20.00 – открытая лекция д.психол.н., профессор, почетного академика РАО, председателя Московского регионального отделения Российского психологического общества Дианы Борисовны Богоявленской «Что такое одаренность? И можно ли развивать?».
17.00 – 18.30 – День науки в Прогимназии (для специалистов дошкольного и начального образования).
18.00 – 21.00 – Конкурс проектов МИШ. Проектные площадки.
9 февраля, пятница
8.45 – 10.45 – регистрация участников, размещение стендов (4 этаж).
9.00 – 9.40 – практикум в 7 классе физика (Изучение физики через самостоятельное открытие).
9.40 – 10.00 – кофе-брейк.
10.00 – 10.40 – вторая часть практикума по физике в 7 классе.
10.45 – 12.00 – пленарное заседание.
12.00 – 13.30 – стендовая сессия / наблюдение за занятиями по химии 8 класса.
13.45 – 14.15 – обед.
14.30 – 16.00 – мастер-классы, мастерские, открытые уроки.
16.00 – 16.15 – кофе-брейк.
16.15 – 17.45 – мастер-классы.
18.00 – 20.00 – рабочая конференция МОД ТП «Исследователь».
20.00 – 22.00 – итоги и планы – дружеская рефлексия.
10 февраля, суббота
Выездные семинары.