Методическая мастерская

 

Качество — это степень соответствия присущих характеристик требованиям (Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

 

В самом общем смысле, качеством называют способность вещей, явлений, событий обладать некоторым своеобразием, то есть отличаться от всех других вещей, явлений, событий. Теряя качество, объект становится чем-то другим. Существовать - это и значит обладать качеством[1].

Качество:

- объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств;

- совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности;

- социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Качество как понятие относительное имеет два аспекта:

- первый - это соответствие стандартам или спецификации;

- второй - соответствие запросам потребителя.

Качество образования – характеристика образования, определяемая совокупностью свойств (и их проявлений), способствующих удовлетворению образовательных потребностей человека, и отвечающих интересам общества и государства. Качество образования отражает состояние образования в социальной системе.

Под качеством образования понимается:

- интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить;

- совокупность его свойств, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств;

- совокупность показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.

Понятие качества образования целесообразно рассматривать с точки зрения потребителей. Потребители делятся на две группы.

Во-первых, это учащийся. Он как личность является потребителем своей образованности при решении социальных и личных жизненных задач. Здесь качество образования - усвоенные учащимся знания и умение использовать их - характеризует способность и возможность учащегося удовлетворить свои потребности: менять коллектив или направление деятельности, поступать в следующее по уровню образовательное учреждение, поступать на работу и так далее, то есть адаптироваться к социальным реалиям с той или иной степенью успешности.

Во-вторых, потребителями являются все те организации, учреждения и лица, которые принимают выпускников образовательных учреждений на работу, учебу или каким-то другим образом взаимодействуют с ними. Каждого из этой группы потребителей интересует свой набор образовательных характеристик и способностей выпускников, отвечающий его ведомственным и индивидуальным запросам.

 

Не может быть качественного образования вообще, оно может быть качественным или не очень только по отношению к заранее устанавливаемым требованиям к параметрам образования, выступающим как цель. Но эта цель должна быть конкретной и известной всем заинтересованным лицам - возможным участникам совместной деятельности.

 

На уровне содержания образования у личности и общества существуют значительные отличия в подходах к оценке качества образования. Организацию обычно не интересуют общетеоретические и общепрофессиональные знания входящего в нее нового сотрудника. Ей нужны такие выпускники учебных заведений, которые обладают конкретными знаниями соответствующего уровня и необходимыми для организации практическими умениями и навыками в предстоящей деятельности и способны расширять сферу этой практической деятельности. С позиции организации это и есть критерии качественного образования.

 

Учащемуся же, делающему очередной шаг в новую для него жизнь, нужны не только конкретные предметные или профессиональные знания и умения. Для продолжения образования и, главное, для обеспечения собственной социальной защищенности в изменчивом окружающем мире человеку в соответствии с его наклонностями и интересами нужны и конкретные, и общепредметные, и общетеоретические знания. С позиции личности качественным будет именно такое образование.

 

Подходы к определению и выбору характеристик параметров образования у этих двух групп потребителей - личности и социума - не столько различны, сколько иерархичны по своей природе. Социум является внешней средой по отношению к конкретной личности и поэтому диктует условия по параметрам образования и их характеристикам. С другой стороны, общество состоит из людей, поэтому его потребности в образовании не превышают возможностей наиболее развитых его представителей. Реально они могут и должны быть на уровне выше среднего для соответствующих социальных групп общества.

 

Управление качеством образования – взаимодействие субъектов образования, направленное на изменение проявлений свойств качества образования в интересах субъектов образования. Качество образования не может быть повышено за счет усиления только функции контроля, а должно быть заложено в образовательной услуге с момента ее концептуальной отработки.

 

Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предполагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.

 

В рамках управления качеством интегрируется целый ряд видов деятельности, процессов, направленных на достижение определенного уровня качества образовательной деятельности и ее результатов.

 

Подпроцессы управления качеством следует понимать как такие операционально-функциональные составляющие процесса управления, посредством которых решается комплекс задач по корригированию параметров образовательного процесса, диагностике, контролю и оценке его результатов, определению условий и траекторий его развития.

 

В перечне подпроцессов должны содержаться подпроцессы – процедуры, аналоги укрупненных функций управления качеством; подпроцессы – направления управленческой деятельности. В обобщенном виде они ориентированы на основные подсистемы региональной образовательной системы и реализуют функции выработки стратегии управления качеством, функции реализации данной стратегии, функции анализа и оценки ситуации управления, объекта управления, степени достижения поставленных целей.

 

Предлагается следующий состав подпроцессов:

 

1) Анализ образовательных потребностей и стратегическое планирование.

 

2) Проектирование образовательного процесса.

 

3) Управление ресурсами.

 

4) Мониторинг качества образования.

 

5) Повышение профессионализма педагогических кадров и формирование мотивации к улучшению качества.

 

6) Аттестация, контроль и экспертиза качества.

 

7) Нормативно-документационное обеспечение образовательной деятельности.

 

8) Управление изменениями.

 

9) Управление социальной ответственностью.

 

10) Измерение удовлетворенности.

 

11) Измерение параметров региональной системы управления качеством образования.

 

Структура модели управления качеством

 

(на примере дополнительного образования детей)

 

Оценка качества образования – это деятельность, результатом которой является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов и ресурсного обеспечения образовательного процесса, индивидуальных достижений обучающихся нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям, направленная на определение состояния системы образования и динамики ее развития.

 

Основными критериями качественного образования на уровне учреждения дополнительного образования являются:

 

· наличие некоторого набора образовательных программ, содержание которых обеспечивает подготовку учащихся в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями;

· степень приближения практико-ориентированной части содержания образовательных программ к требованиями потенциальных заказчиков, на которых ориентируется образовательное учреждение;

· уровень освоения учащимися выбранных ими специализированных образовательных программ;

 

уровень удовлетворенности учащимися результатами обучения.

 

Существуют и другие подходы к определению критерия качества и результативности деятельности учреждений дополнительного образования детей, педагогов дополнительного образования:

 

- критерием результативности во внеучебной деятельности выступает отношение ребенка к избранному виду деятельности (А.Я. Журкина);

 

- критерий качества дополнительного образования - уровень образованности (образовательного результата), целесообразно выделять три уровня образованности: элементарную грамотность, функциональную грамотность, компетентность (О.Е. Лебедев);

 

- показателями качества (результативности) деятельности педагога дополнительного образования , являются, с одной стороны, успешное освоение воспитанниками образовательной программы; увлеченное отношение к делу, которым они занимаются; их участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях; ранняя профессиональная ориентация детей , с другой – собственный профессиональный рост (И.В. Калиш);

 

- результативность воспитательной деятельности – это достижение педагогом (педагогами) такого качества организации деятельности воспитанников, которое обеспечивает реальные возможности: разностороннего их личностного проявления (положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности), обогащения их личного опыта социально и личностным содержанием; продуктивности их деятельности, выражаемой в соответствующих предметно-практических достижениях (личных, групповых, коллективных) (Е.В. Титова).

 

В дополнительном образовании детей как значимый критерий качества и результативности могут рассматриваться личностные достижения ребенка. Личностное достижение воспитанника УДОД можно рассматривать как осознанное позитивно-значимое изменение в мотивационной, когнитивной, операциональной и эмоционально-волевой сферах ребенка, обретаемое в ходе успешного освоения избранного вида деятельности. Соответственно структура личностных достижений воспитанника УДОД может быть представлена следующими компонентами:

 

- мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);

 

- когнитивным (знания, рефлексия деятельности);

 

- операциональным (умения, навыки);

 

- эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).

 

Целевым ориентиром для отслеживания личностных достижений воспитанников, а также уточнения содержания образовательных программ выступает модель выпускника. При этом модель выпускника УДОД может быть рассмотрена как один из критериев оценки качества предлагаемых образовательных услуг.

 

Модель выпускника может выглядеть следующим образом: воспитанник имеет глубокие знания, умения и навыки по профилю деятельности, высокий уровень познавательной активности, характеризуется развитыми общими и специальными способностями, ориентирован на нравственные и общечеловеческие ценности, гуманное взаимодействие с окружающей средой, имеет потребность в постоянном совершенствовании, мотивирован на сохранение своего здоровья и здоровый образ жизни.

 

Таким образом, критерии оценки результатов педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования детей специфичны в том смысле, что они являются многомерными, охватывая личностные изменения как на стороне воспитанника, так и педагога, включая в себя динамику отношений, складывающихся при взаимодействии взрослого и ребенка.

 

[1] Ахлибинский Б.В., Храленко Н.И. Теория качества в науке и практике: Методологический анализ. - Л., 1989.