Актуальность разработки разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ (далее – программы) обусловлена Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р, в том числе в части принципов государственной политики развития дополнительного образования детей.

 

Разноуровневость при проектировании программ реализует право каждого ребёнка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме и сложности. Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития. Соответственно, для обеспечения реализации данного основания в программах дополнительного образования детей, необходимо при их разработке следовать ряду требований, которые расширяют и усложняют проект программы. Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углублённости, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и комплекса стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.

В соответствии с методическими рекомендациями по разработке разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ, разработанными ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» совместно АНО ДПО «Открытое образование» (далее – методические рекомендации), содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

1. Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, и минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

2. Базовый уровень. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины, в рамках содержательно-тематического направления программы.

3. Продвинутый уровень. Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной оснащённости участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).

Указанные методические рекомендации были презентованы на Всероссийском съезде работников сферы дополнительного образования в октябре 2015г. и обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции по проблемам работы с одаренными детьми «Реализация Концепции общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов: компетентностные практики образования как основа формирования и постановки рекордных целей» в ноябре 2015 г. По итогам обсуждения методические рекомендации были доработаны и направлены в субъекты Российской Федерации (от 18 ноября 2015 г. № 09-3242).

Таким образом, в настоящее время идет процесс обновления программ в образовательных организациях, форм и технологий образовательного процесса в соответствии с изменяющимися запросами детей и их родителей.

Скачать этот файл (методические рекомендации по разработке разноуровневых программ дополнительного образования.pdf) Методические рекомендации по разработке разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ Методические рекомендации по разработке разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ 

Онлайн образование

Interneturok.ru

Образовательный портал InternetUrok.ru — это ...

Uniweb

Проект позиционируется как платформа ...

Лекториум

"Лекториум" - владелец крупнейшей медиатеки ...

Follow on Twitter