Методическая мастерская
- 29.11.2015
Актуальность разработки разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ (далее – программы) обусловлена Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р, в том числе в части принципов государственной политики развития дополнительного образования детей.
Разноуровневость при проектировании программ реализует право каждого ребёнка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме и сложности. Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития. Соответственно, для обеспечения реализации данного основания в программах дополнительного образования детей, необходимо при их разработке следовать ряду требований, которые расширяют и усложняют проект программы. Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углублённости, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и комплекса стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.
В соответствии с методическими рекомендациями по разработке разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ, разработанными ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» совместно АНО ДПО «Открытое образование» (далее – методические рекомендации), содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
1. Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, и минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
2. Базовый уровень. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины, в рамках содержательно-тематического направления программы.
3. Продвинутый уровень. Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной оснащённости участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).
Указанные методические рекомендации были презентованы на Всероссийском съезде работников сферы дополнительного образования в октябре 2015г. и обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции по проблемам работы с одаренными детьми «Реализация Концепции общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов: компетентностные практики образования как основа формирования и постановки рекордных целей» в ноябре 2015 г. По итогам обсуждения методические рекомендации были доработаны и направлены в субъекты Российской Федерации (от 18 ноября 2015 г. № 09-3242).
Таким образом, в настоящее время идет процесс обновления программ в образовательных организациях, форм и технологий образовательного процесса в соответствии с изменяющимися запросами детей и их родителей.