- 13.11.2012
На заседании рабочей группы по проблемам развития детского дополнительного образования, которое провело направление "Социальные проекты" Агентство стратегических инициатив (АСИ), обсудили материалы рабочей группы Минобрнауки России, подготовленных к проекту программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, и разработку согласованного предложения по модернизации этого сектора.
Президент ассоциации предпринимателей "Новое дело" Михаил Дворкович подчеркнул, что программу необходимо доработать, так как в ней не прописаны конкретные инструменты и механизмы реализации обозначенных задач: "Любая программа должна начинаться со стимулирования потребительского спроса, а не финансового вопроса. Необходимо снять ограничения в дополнительном образовании, иначе никаких вопросов мы не решим".
Замечания и предложения участников дискуссии можно разделить на несколько направлений. Во-первых, до настоящего времени не были определены четкие рамки дополнительного образования. Одно из предложенных решений - границы должен определить сам потребитель, а законодательно следует зафиксировать лишь набор возможных моделей, указав регулируемый и свободный формат их реализации. Во-вторых, до сих пор не решен вопрос стандартизации программ дополнительного образования. Есть 2 варианта решения: в первом случае программы нацелены на достижение конкретного измеряемого результата, во втором — состоят из рекомендованных форматов (включая интерактивные музеи, инспираториумы и т.д.)
В случае децентрализации программного наполнения неизбежно встанет вопрос о саморегулировании в сфере дополнительного образования, формализации профессиональных стандартов и общественной оценки. АСИ может стать координирующей площадкой для обсуждения инициатив и создания СРО в дополнительном образовании.
В отличие от обязательного образования, конституционные гарантии дополнительного образования законодательно не закреплены. Возможности регионов в предоставлении дополнительного образования сильно дифференцированы и зависят от ресурсной базы каждого конкретного субъекта федерации.
Кроме того, до сих пор не решен вопрос о возможности введения частично платных услуг. Оплата производится либо за счет бюджета, либо за счет родителей, а возможность софинансирования не предусмотрена.
Участники встречи пришли к выводу, что необходимо внести законодательные инициативы, открывающие возможности для многоканального финансирования программ и центров дополнительного образования (в том числе привлекать средства родителей, бизнеса, различных фондов и организаций).
Директор центра прикладных экономических исследований и разработок института развития образования НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина четко обозначила сложившуюся тенденцию: "В системе муниципального и государственного дополнительного образования нет иного пути, кроме интеграции, взаимодополнения бизнеса, общества и власти".
Кроме того, в качестве инструмента капитализации накопленного опыта предлагается оформлять франшизы и закреплять интеллектуальные права на авторские образовательные программы. Большинство успешных методик дополнительного образования - это эксклюзивные разработки, которые можно тиражировать, сохраняя эффективность и стандарт качества.
Подводя итог рабочей встречи, Владимир Яблонский отметил, что при модернизации системы необходимо развивать все лучшее, что было накоплено в секторе, прежде всего, человеческий капитал. В то же время остались наболевшие вопросы, которые касаются переоснащения материальной базы, организации ресурсно-методических центров для мониторинга и тиражирования лучших практик.
"Наша задача - разработать дорожную карту развития детского дополнительного образования в России, систематизировав и узаконив лучшие практики, которые выработали центры дополнительного образования", - уточнил директор направления "Социальные проекты" АСИ Владимир Яблонский.
"АСИ - оптимальная платформа для выработки консолидированного мнения всех заинтересованных в принятии программы сторон", - считает один из разработчиков программы, научный директор открытого корпоративного университета Александр Попов.
Напомним, что автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" оказывает поддержку коммерческим, социальным и инфраструктурным проектам в части преодоления административных барьеров, привлечения софинансирования (через финансовые институты и институты развития) и содействия регионам РФ в тиражировании лучших практик.
Отдельное направление - организация работы по предпринимательским инициативам, направленным на улучшение инвестиционного климата (в рамках Национальной предпринимательской инициативы). В частности, подготовка предложений по совершенствованию систем таможенного и налогового регулирования, упрощению разрешительных, регистрационных и контрольно-надзорных процедур, поддержке экспорта и расширению спроса на продукцию российских компаний, а также обеспечению предпринимателей квалифицированными кадрами.
Источник РЕДАКЦИЯ САЙТА АСИ