На завершившейся в Москве XIV Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, проводимой Высшей школой экономики обсуждалась болезненная тема платности образования в России.

"Если государство не увеличивает финансирование систем образования и здравоохранения, то нужно вводить систему соплатежей для тех, кто платить может, и компенсационных соплатежей для тех, кто платить не сможет. Средний класс мог бы нести частичное бремя софинансирования социальной сферы, – высказал предложение ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. – Тем более что сейчас к среднему классу можно отнести примерно 30% россиян, а к 2020 году их количество возрастет до 35%... Частичная платность социальной сферы все равно существует де-факто. Но при ее нелегальном статусе это бьет по самым незащищенным слоям населения".

Профессор Центра исследований высшего образования Университета Мельбурна Саймон Марджинсон рассказал о преимуществах азиатских систем образования и рекомендовал их России в качестве образца для заимствований. Интерес западного ученого вызвала постконфуцианская модель образования в Азии, которая обеспечила странам качественный рост образования. Основа модели – это конфуцианские практики в семье, считает ученый. Там уважение к образованию восходит к временам Конфуция и глубоко укоренено в семьях: образование ребенка – это часть родительского долга. Эта возможность заплатить за образование своих детей стала одной из причин успешного роста, заключает ученый из Мельбурна.

Больше всего постконфуцианская модель влияет на школьное образование, когда упор делается на дополнительное образование в школах, а также репетиторство. По мнению ученого из США, важными факторами повышения качества образования в Восточной Азии стали убежденность семей в необходимости образования и готовность родителей оплачивать образование детей. К примеру, в Южной Корее объем семейного финансирования образования превышает 3% ВВП.

Несмотря на то, что современной системой образования в РФ, по данным Левада-центра, довольна только четверть населения, к изменениям в этой сфере родители относятся настороженно. Даже ректор ВШЭ делает упор на абстрактный средний класс, который может нести бремя трат на сферу образования. Правда, сразу повисает вопрос: платить этот самый средний класс будет только за своих «среднеклассических» детей?

Затронутая тема так или иначе касается темы справедливости в российском обществе. На той же конференции были представлены данные общероссийских исследований Института социологии Российской академии наук (в том числе и данные исследования 2012 года «О чем мечтают россияне: идеал и реальность»). Согласно этим исследованиям, если россияне в целом готовы мириться с неравенством, обусловленным профессиональными качествами и способностями, то к другим типам неравенства отношение достаточно болезненное. Так, ситуацию, когда те, кто может себе это позволить, дают детям лучшее образование, все еще считает справедливой половина населения. Но четверть вне зависимости от наличия или отсутствия детей отмечает, что это несправедливо.

Между тем перед Министерством образования и науки РФ поставлена задачи повысить качество и доступность образования (в т.ч. и дополнительного) без увеличения бюджетного финансирования.

Действительно, будет ли платить пресловутый "средний класс" за посредственное качество и бюрократические препоны на пути к такому качеству?

 

 

Источник: Независимая газета