- 26.05.2013
23 мая в ИД "Комсомольская правда" состоялась пресс-конференция, посвященная организации детского досуга, отдыха и развитию дополнительного образования. В рамках мероприятия директор Департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодёжной политики Минобрнауки РФ А.Э. Страдзе определил некоторые перспективы развития сферы. "Агенство стратегических инициатив" при Правительстве РФ представило ряд социальных проектов, поддержанных в рамках частно-государственного партнерства.
Участники мероприятия:
- Александр Страдзе, директор Департамента дополнительного образования детей,
воспитания и молодёжной политики Министерства образования и науки РФ;
- Владимир Яблонский, директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив;
- Виталий Сурвилло, вице-президент «Деловой России», автор проектов «Мастерславль» и «Мастерград»;
- Ирина Мастусова, директор Национального детского фонда России, лидер проекта «Мульттерапия»;
- Светлана Моторина, руководитель проекта «ИнноПарк»;
- Милкус Александр, Издательский Дом «Комсомольская правда».
Фото: В.Суховерхова/"Мастерславль"
Сразу стоит отметить, данное мероприятие не могло ответить (и не имело такой задачи) на все сегодняшние вопросы и развеять сегодняшнюю ситуацию неопределенности, определив перспективы и векторы развития системы дополнительного образования. Что, в свою очередь, тоже объяснимо и не требует комментариев.
Представляем основные тезисы пресс-конференции:
А.Э. Страдзе, директор Департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодёжной политики Минобрнауки РФ:
Государство рассматривает развитие дополнительного образования не развитии учреждений дополнительного образования, а в развитии программы дополнительного образования. Здесь применим равноправный подход – будет ли это реализация в государственном секторе или коммерческом секторе. Сегодня целесообразно привлечение негосударственного сектора, олицетворяющего государственно-частное партнерство.
На сегодняшний день полномочия по развитию дополнительного образования отнесены к муниципалитету и передача функций на уровень субъекта еще не осуществлена. Для того чтобы правильно развивать и направлять нужно взять эту ответственность. На сегодняшний день государство лишь разрабатывает некоторые меры по развитию дополнительного образования. Тем не менее, что ответственность за развитие дополнительного образования, финансирование учреждений дополнительного образования, финансирование программ дополнительного образования в настоящее время лежит на муниципалитетах. Сегодня разработана программа дополнительного образования в стране. Она еще носит пока режим проекта, поскольку она должна обеспечиваться финансированием, но вопрос о финансировании этой программы еще не решен. Но, тем не менее, мы эту программу в регионы направили. В этой программе прописаны определенные требования и критерии.
Организация летнего отдыха рассматривается не просто как времяпрепровождение, а как разнообразный интересный досуг; время с пользой, включающей образовательную компоненту.
Для успешной реализации заявленных государством задач по каникулярному отдыху, необходимо выполнение трех условий. Первое - кадры, обладающие соответствующими компетенциями и технологиями. Второе - материально-техническая база, соответствующая современным требованиям. 80% загородных баз, принадлежащих регионам, нуждаются в модернизации.
Количество лагерей в общей сложности не уменьшается, а прирастает за счет лагерей городских.
Все субъекты РФ применяют разный подход при формировании бюджета на детский отдых и оздоровления. Например, если в Краснодарском крае на отдых и оздоровление тратится до 3 млрд. рублей ежегодно, то в Томской области – это цифра где-то порядка 450000. И органы исполнительной власти в регионах, ведающие данным вопросом тоже разные. В основном, это орган управления образованием. Министерство образования направляло методические рекомендации в региональные органы исполнительской власти о том, что необходимо размещать на своих сайтах, информационных ресурсах, где и когда можно получить дотации на это оздоровление. В основном, сегодня государство обеспечивает ребят из небогатых семей, инвалидов, лишенных возможностей оплачивать свой отдых. Мы проводили исследование, которое показало, что небогатые семьи, где уровень дохода где-то порядка 15000 рублей в месяц на душу семьи. В зависимости от субъекта РФ ниже порог компенсирует летний отдых, выше – здесь есть определенные проблемы. Здесь важно понимать, что не каждый родитель готов и хочет воспользоваться этой государственной услугой. Он готов платить за ребенка, лишь бы он получил достойную программу, в том числе, и вывести его за рубеж. Это тоже одна из форм досуга, которой и пользуются многие родители. Семейный отдых – тоже такая распространенная форма. Семейный отдых он присущ тем семьям, где потребительский доход на душу населения выше среднего уровня.
При участии Агенства стратегических инициатив Минобрнауки РФ разработана модельная программа детского отдыха и оздоровления, которая направлена в регионы.
В.Б. Яблонский, директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив:
Люди не в полной мере удовлетворенны тем, что делает государство в сфере дополнительного образования детей. Есть спрос, нет достойного предложения. Детские оздоровительные лагеря, в основном, являются школами в условиях города. Это не лагерь, это организация детского досуга в городе.
Решать поставленные задачи в реформировании сложившейся системы должно не только государство, субъекты РФ, но и бизнес, предпринимательские структуры. Очень важно, чтобы инициативы бизнеса не просто реализовывались, а были прямо поддержаны государством с точки зрения включения в те или иные программы.
Региональные власти не совсем понимают как привлекать эти деньги бизнес-структур к организации отдыха и досуга детей, но такие инварианты разработаны нами. АСИ предлагает ряд мер нормативных на федеральном уровне – это, например, обязательность выделения площадей при застройке микрорайонов под УДО; это введение персонифицированной услуги для родителей, как есть сегодня в детских садах, но этого нет в ДО, так чтобы родитель сам мог распорядиться тем, что ему предоставляет государство, отнести эти квоты или в УДО или в частное учреждение и тем самым принимать решение самостоятельно.
Сегодня по законодательству государство от федерального до муниципального уровня в сфере дополнительного образования не имеет, например, в отличие от дошкольного образования, обязательства финансировать всех детей. Граница, сколько – она лимитируется бюджетами, федеральным, региональным, муниципальным, желаниями тех или иных руководителей. Например, в бюджете московском более 250 млрд. рублей. Наверно, из этого бюджета можно найти финансы, чтобы поддержать 3-4 проекта, покупать билеты для детей, поддержать предпринимателей.
Тема детства для АСИ - одна из приоритетных. По стране открыты несколько десятков центров молодежного досуга, центров прототипирования по американской модели MIT.
На пресс-конференции были представлены проекты детского досуга и образования "Мастерславль", "Иннопарк", "Мультерапия". Информация о некоторых из них была представлена на страницах портала.
От редактора: Можно говорить о неэффективности, малой привлекательности предлагаемых услуг детского отдыха и досуга. Городские лагеря на базе школ малоинтересны и не выполняют поставленных задач. Но вкупе с этим имеется недофинансирование со стороны государства (на уровне федеральном и региональном), что приводит региональные власти (в условиях ограниченного бюджета и необходимости обеспечить большой процент охвата школьников) к решению задач отдыха и оздоровления в "усеченном" формате, в менее затратном виде - организация данной деятельности на базе школ, используя доступные локальные ресурсы. Замкнутый круг.
А.Павлов