подготовлен в Минобрнауки РФ, определяющий удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, к общей численности детей в возрасте 5-18 лет.

В разработанном Министерство образования и науки Российской Федерации проекте межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, заданы следующие показатели динамики роста охвата детей: к 2016 году – 65%; 2019 – 71%; 2020 – 75%.

За основу расчета охвата детей берется учет обучения каждого ребенка по одной или нескольким дополнительным общеобразовательным программам, независимо от их направленности и организации, где они реализуются. Опрос обучающихся (родителей - для дошкольного уровня) проводится ежегодно в январе месяце в дошкольных образовательных организациях (для детей в возрасте 5-6 лет), общеобразовательных организациях (для обучающихся с 1 по 11 класс); в средних и высших профессиональных образовательных организациях (для обучающихся в возрасте до 18 лет). При условии участия ребенка в реализации нескольких дополнительных образовательных программ, он учитывается один раз.

Для уточнения (корреляции) полученных данных возможно обязать образовательные организации, и индивидуальных предпринимателей, реализующие дополнительные образовательные программы, и имеющие лицензию на реализацию данных программ вести учет детей, посещающих занятия и предоставлять сведения в дошкольную, общеобразовательную или профессиональную организацию, в которой обучается ребёнок.

Охват детей дополнительными образовательными программами определяется по формуле:

ОхДОД =

ЧОбдодСО (сош+удод+доу+по) + ЧОбдодСК + ЧОбдодССп + ЧОбдодСМ+ ЧОбдодИП


 

х 100%

ОЧД

 

Условные обозначения:

ОхДОД – охват детей, занимающихся по дополнительным образовательным программам в возрасте от 5 до 18 лет;

ЧОбдодСО – численность обучающихся по дополнительным образовательным программам в возрасте от 5 до 18 лет в государственных и негосударственных учреждениях, подведомственных системе образования (определяется как сумма обучающихся по дополнительным образовательным программам в общеобразовательной школе (сош), учреждениях дополнительного образования детей (удод), дошкольных образовательных учреждениях (доу), учреждениях системы высшего и среднего профессионального образования (по);

ЧОбдодСК – численность обучающихся по дополнительным образовательным программам в возрасте от 5 до 18 лет в государственных и негосударственных учреждениях, подведомственных сфере культуры;

ЧОбдодССп – численность обучающихся по дополнительным образовательным программам в возрасте от 5 до 18 лет в государственных и негосударственных учреждениях, подведомственных сфере спорта;

ЧОбдодСМ – численность обучающихся по дополнительным образовательным программам в возрасте от 5 до 18 лет в государственных и негосударственных учреждениях, подведомственных сфере молодежной работы;

ЧОбдодИП - численность обучающихся по дополнительным образовательным программам в возрасте от 5 до 18 лет, реализуемых индивидуальными предпринимателями;

ОЧД – общая численность детей в субъекте Российской Федерации в возрасте от 5 до 18 лет

Координацию работы по обеспечению установленных показателей охвата детей и свод информации на уровне субъекта Российской Федерации от образовательных учреждений, подведомственных образованию, от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, других организаций, имеющих лицензию на реализацию дополнительных образовательных программ, индивидуальных предпринимателей осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а на федеральном уровне – Минобразования России.

Организацию этой работы в субъекте Российской Федерации рекомендуется поручить региональному оператору (или ресурсно-методическому центру ДОД), который собирает сведения и рассчитывает общее количество детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам, по заданной формуле.

Основные меры, направленные на увеличения численности детей, охваченных программами дополнительного образования, намечены в межведомственной программе развития дополнительного образования детей до 2020 года.

После принятия данной программы на федеральном уровне, считаем целесообразным разработать аналогичные региональные программы, включающие комплексы мер, предусматривающие, в том числе, мероприятия по:

- обновлению материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей;

- внедрению современных, интересных для детей разноуровневых дополнительных образовательных программ по различным направлениям образовательной деятельности, культуры и спорта, которые позволят детям испробовать свои силы в различных видах деятельности, создадут условия для жизненного и профессионального самоопределения каждого обучающегося;

- повышению квалификации и росту заработной платы работников учреждений дополнительного образования детей;

- реализации региональных календарей мероприятий с обучающимися и др.