Три ведущих российских ВУЗа подключились к мировой системе онлайн-образования - "Coursera". А совсем недавно появились и русская онлайн-платформа неформального образования - межуниверситетская площадка «Универсариум». Что ждет подобную форму образования в России?

 

Массовые открытые онлайн курсы (massive open online course - МООС) разрабатываются и размещаются в сети как ведущими университетами, так и отдельными выдающимися учеными и исследователями.

Основой большинства MOOC являются видеолекции, которые ведет один или несколько лекторов (либо же «закадровый» лектор). Но все меняют специальные технологические платформы, позволяющие упаковать знания максимально эффективным способом. Данные платформы создают специальные компании-провайдеры образовательного контента, специализирующиеся на предоставлении подобных услуг (CourseraUdacity и edX). В свою очередь адаптированная для пользователя платформа позволяет разрабатывать каждый отдельный MOOC как уникальный продукт.

В зависимости от курса видеоряд может быть дополнен слайдами с необходимой информацией, инфографикой, ссылками на другие видео и даже мини-экзаменами в формате тестов, которые помогают в ходе лекции закрепить только что просмотренный материал. К видео, длящимся обычно по 10-15 минут (от четырех до восьми видео в неделю), прилагаются дополнительные материалы, которые студент прорабатывает самостоятельно. Это могут быть статьи в газетах и научных журналах, фильмы, книги, фотографии, дополнительные лекции и так далее.

Выученное можно обсудить с другими студентами в чате, прилагающемся к странице, на которой собраны лекции и задания. Авторы курса комментарии слушателей обычно модерируют и по мере сил участвуют в обсуждении, как, впрочем, и другие студенты. Продолжительность у разных МООС разная (обычно от четырех и более недель) — есть курсы с фиксированным расписанием, а есть те, которые не устанавливают для слушателя жесткие сроки сдачи, поэтому учиться можно хоть полгода.

За успешное окончание курса, разработанного профессором, к примеру, из Гарварда, десятки тысяч студентов обычно вознаграждаются сертификатом, который, впрочем, не является аналогом сертификата о прохождении соответствующего курса в том же Гарварде, а скорее необходим в качестве виртуальной финишной черты, которую надо пересечь. Но стать участником MOOC можно и вовсе без цели получить сертификат, а, допустим, чтобы узнать основы физиологии человека, научиться программировать или же подтянуть математику, безвозвратно утерянную в ходе обучения в школе.

История феномена МООС

Западная пресса впервые обратила внимание на MOOC в 2011 году, когда Себастьян Трун, профессор из Стэнфорда, с успехом прочел в интернете бесплатный курс об искусственном интеллекте. Студентами Труна стали 160 тысяч человек из 190 стран. Вслед за экспериментом Труна университеты в США начали один за другим участвовать в создании MOOC, надеясь, видимо, в конце концов заработать на новой волне. И есть все основания полагать, что MOOC не являются данью цифровой моде, а являются предвестниками структурного изменения образовательного процесса.
До последнего времени онлайн-курсы представляли из себя «кальки» с традиционных университетских курсов — небольшое число участников, обеспечивающее коммуникацию между инструктором и учащимися, плата за услугу, а взамен — подтверждающий квалификацию сертификат о прохождении курса. Некоторые вузы на подобных программах выстраивают целые полувиртуальные кампусы. Великобритания, к примеру, объединила все подобные курсы под брендом «Открытый университет Лондона». Под этим зонтиком работают такие всемирно известные университеты, как Лондонская школа экономики; здесь за сравнительно невысокую плату (по сравнению с тем, что придется отдать за обучение в «реальном» университете подобного уровня) можно отучиться на отдельно взятом курсе либо, потратив несколько лет, получить степень бакалавра или магистра. Ключевым достижением этой системы стала возможность для студента в течение почти всего процесса обучения находиться там, где ему угодно.
Такая система обучения, при всех ее плюсах, по сути воспроизводила в онлайне модель обучения, существующую в вузах, и оставалась при этом элитарной, поскольку не была нацелена на приобщение к образовательному процессу действительно широкого круга участников. В последнее время, однако, онлайн-образование начало развиваться совершенно в противоположном направлении. В последние полтора года феноменальное развитие и распространение в интернете получили открытые для всех учебные курсы (MOOC), которые обычно являются бесплатными и, что самое важное, по-настоящему массовыми.

Плюсы:

 

  • доступность;
  • хорошая мотивация;
  • возможность конструировать свое образование;
  • лучшие лекторы, ведущие специалисты;
  • контроль над образовательным процессом;

 

Минусы:

 

  • слабая система оценки самостоятельной работы;
  • недостаток интерактива;
  • невозможность адекватно заменить семинарскую форму занятий;
  • примитивизация, "облегчение" образовательного процесса;
  • рост популярности "интересных" лекторов.

 

Основатели Coursera и других похожих платформ уверяют, что намерены сделать курсы как можно более доступными для всех пользователей. Образование, по их мнению, — право, а не привилегия.

Три российских университета присоединились к платформе Coursera. Первыми на горизонте мирового онлайн-образования появились Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный университет и Высшая школа экономики.

Свои двенадцать курсов ВШЭ запустит уже в начале следующего года, причем сразу по-английски и по-русски. Главным образом, будут затронуты экономические темы, вдобавок к которым вуз разработал два специальных проекта — курсы по межкультурной коммуникации и по работе в системе LaTeX. Уже сейчас можно записаться на «Основы корпоративных финансов», «Историю экономической мысли», «Экономику труда» и др.

При участии РИА Новости и МГУ им. Ломоносова запускается русский ответ западным MOOC — межуниверситетская площадка «Универсариум». Его миссия - предоставить возможность получения качественного образования от лучших российских преподавателей и ведущих университетов для миллионов российских граждан. Создатели обещают бесплатные курсы от ведущих отечественных преподавателей — как академические, так и рассчитанные на широкую публику. Сейчас на главной странице заявлены следующие варианты: «Оперативное управление космическими аппаратами», «Проблемы защиты информации в компьютерных системах», «Общая астрономия», «Шекспир и эпоха», «Компьютерное зрение» и др. Отечественные платформы МООС, безусловно, нужны, но смогут ли они конкурировать с западными (и должны ли?), если априори рассчитаны на российскую (русскоязычную) аудиторию? Конечно, такая платформа окажет влияние на качество получаемого образования посредством доступа к лучшим преподавателям в менее престижных ВУЗах.

Уже сегодня МООСпохожа на реальную альтернативу традиционной системе высшего образования в мире и попытку трансформации системы школьного обучения. МООС открывает невероятное количество новых возможностей одним участникам образовательного процесса и сулит огромные проблемы другим. Сегодня отечественная консервативно-охранительная образовательная политика казалось предстает обезаруживающе не готовой перед активно наступающим мировым трендом.

 

Источники: Lenta.ru, Edutainme.ru