- 04.03.2014
В 2013 году ФГБУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи" выиграл конкурс Минобрнауки РФ на разработку и апробацию модели независимой оценки качества дополнительного образования детей.
О том, как продвигается эта работа и с какими трудностями пришлось столкнуться исполнителям, рассказывает Валентина Березина, замдиректора по стратегическому развитию Центра.
– Валентина Александровна, в чем состоят особенности измерений в дополнительном образовании?
– Надо отдать должное, в последние годы повышению качества образования в целом уделяется большое внимание, прежде всего в школах, вузах. Однако к дополнительному образованию детей, где нет образовательных стандартов, ЕГЭ, аттестатов и т.д., имеющиеся нормативные правовые и методические материалы применить трудно. Необходимо было предложить свою технологию, критерии оценки, инструментарий и другие материалы с учетом специфики образования (в последние годы эту работу начали успешно осуществлять в Санкт-Петербурге). Активно проводились научные исследования в этой области ведущими учеными, прежде всего доктором педагогических наук, профессором Л.Г. Логиновой. Именно эти ноу-хау легли в основу проекта модели и технологии оценки качества дополнительного образования детей.
По итогам широкого общественно-профессионального обсуждения проектов на всероссийских семинарах-совещаниях, в «РИА Новости», их апробации в ряде регионов России (Самара, Пермь, Москва), с учетом экспертных заключений ведущих ученых и специалистов в области ДОД документы были доработаны и в настоящее время переданы заказчику – Минобрнауки России.
– Какие организации будут участвовать в оценке качества дополнительного образования?
– В каждом регионе имеются свои экспертные комиссии, в том числе по оценке качества образования. В целях получения объективной и адекватной оценки качества дополнительного образования детей с учетом его специфики необходимо привлекать для работы комиссии компетентных и опытных экспертов и четко проработать все компоненты оценивания – от корректной формулировки целей и высокого организационного уровня проведения этой процедуры до использования современных технологий и инструментария. Наконец, необходим объективный и аргументированный выбор методов обработки информации по итогам процедур оценки качества ДОД, согласование экспертных оценок.
– Что, на Ваш взгляд, следует оценивать в дополнительном образовании: результаты обучения? Программы? Работу педагогов?
– Основным объектом независимой оценки качества дополнительного образования является именно учреждение с правами юридического лица и с учетом его местонахождения, организационно-правовой формы, вида, направлений деятельности, численности и особенностей контингента, форм организации образовательного процесса и занятости, спектра профилей образовательных отношений и прочее.
Оценивание качества в учреждении дополнительного образования детей проводится комплексно, включая цели и условия реализации образовательного процесса; содержание образовательных программ, индивидуальные достижения участников образовательной деятельности, стратегию развития.
– Какие проблемы в дополнительном образовании Вы считаете самыми главными? И какие меры необходимы для их решения?
– Мы понимаем, что за последние годы произошли серьезные изменения не только в социально-экономическом развитии нашей страны, системе образования в целом. Изменились и наши дети, их интересы и потребности, с которыми нельзя не считаться. В этих условиях и сфера дополнительного образования детей нуждается в кардинальном реформировании.
В 2012–2013 гг. Минобрнауки России был проведен мониторинг системы дополнительного образования детей в Российской Федерации, по результатам которого выявлен ряд проблем. В их числе – уменьшение общего количества учреждений, особенно спортивных школ и школ искусств. Эти тенденции связаны, как правило, с процессом оптимизации системы дополнительного образования детей. Значительная часть образовательных программ предназначена для учащихся основной школы, лишь около 20% старшеклассников посещают кружки и секции, что также свидетельствует о необходимости изменений в обеспечении качества дополнительного образования. Количество педагогов дополнительного образования сократилось за эти годы более чем на 40 процентов, уменьшилось число специалистов с высшим образованием и т.д.
В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации разработан проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации и план мероприятий по ее реализации до 2020 года. В том числе предлагаются разнообразные механизмы финансирования: допобразования, например, в рамках государственных целевых программ на конкурсной основе; выделение грантов социально-ориентированным некоммерческим организациям; компенсация родительской платы за услуги дополнительного образования детей; сочетание бюджетных и внебюджетных форм финансирования (государственно-частное партнерство).
Для детей из малоимущих семей, сирот, инвалидов планируется ввести специальные сертификаты или социальные карты для бесплатного пользования услугами дополнительного образования.
Планируется создание сетевых ресурсных центров на федеральном и региональном уровнях, переход к эффективному контракту в сфере ДОД и т.д.
Убеждены в том, что эти и другие конкретные меры, направленные на развитие сферы дополнительного образования детей в России, помогут не только сохранить уникальный опыт системы дополнительного образования детей, но и приумножить его.
Беседовала Татьяна Захарова
Источник: Электронная газета "Вести образования"