- 06.03.2015
Вопрос создания сети школьных организаций для одаренных детей будет рассмотрен Общественным советом при Минобрнауки РФ.
Инициатором этой инициативы стал член этого Общественного совета педагог Сергей Рукшин, считающий, что такие лицеи нужны в каждом федеральном округе. В них должны учиться старшеклассники, которые будут набраны по всей стране. По мнению Рукшина, учитель в обычной школе дает общее образование, которое не связано с индивидуальной траекторией способного и мотивированного ребенка. Да и педагогов, способных учить одаренных детей, очень мало.
Фото: Известия
Президентские лицеи будут отличаться от обычных школ более углубленным изучением точных и естественных дисциплин (математики, физики, химии и информатики) и патриотическим воспитанием, цель которого — убедить будущего инженера или ученого работать в России и на благо страны. Предполагается создание девяти таких лицеев — по одному на каждый федеральный округ.
Рукшин отмечает, что воспитание будущих инженеров еще со школьной скамьи необходимо в связи с нехваткой таких специалистов.
— Во многих научных организациях средний возраст людей с ученой степенью сейчас — выше 65 лет. Молодых инженеров и конструкторов катастрофически мало, а общественный спрос на таких специалистов существует, — говорит Рукшин.
По его мнению, возможность получить углубленное школьное образование должна быть у детей независимо от места проживания.
— Генетически талантливые школьники равномерно распределены по всей стране. И чтобы с Камчатки не везти его учиться в Москву, не отрывать от дома и родителей, президентские лицеи нужны в каждом федеральном округе, — говорит Рукшин.
Он утверждает, что в лицеях, в зависимости от округа, может быть от двух до восьми классов в параллели.
— Это выпуск 200–250 человек в год в каждом лицее, — пояснил Рукшин.
По его словам, в президентских лицеях предполагается обучать детей начиная с 7–9-го класса, а попасть туда будет возможно после победы в олимпиаде или успешного прохождения собеседования.
— Нам нужны как изначально талантливые — например, победители олимпиад по математике, — так и просто мотивированные добиться успеха подростки. Возраст — спорный вопрос, который требует отдельного обсуждения: важно начать не слишком поздно, пока у ребенка есть интерес к науке, но и не слишком рано, чтобы не «перекормить», чтобы ему не стало скучно, — рассуждает Рукшин.
Помимо изучения школьной программы и акцента на точные и естественные науки, система образования в президентских лицеях будет предполагать систему дополнительного образования.
— Это факультативы, кружки, где будет уделяться внимание свободному научному творчеству по интересам, гуманитарным дисциплинам, культурным проектам. В общем, это должна быть полноценная культурно-образовательная среда, — говорит Рукшин.
Особое внимание планируется уделять социальной адаптации и патриотическому воспитанию.
— Задача школ — показать ученикам, что они могут быть обучены и востребованы, могут найти себя на родине. Это потребует дополнительных усилий государства по социализации наиболее талантливых учащихся, отслеживанию их образовательных траекторий от школьной скамьи до аспирантуры и производства. Но эти усилия окупятся сторицей в виде многократного увеличения научно-технического и технологического потенциала страны, — отмечает Рукшин.
Он рассказал, что аналогичные образовательные учреждения уже действуют в Китае, Южной Корее и США.
Член общественного совета утверждает, что создание сети президентских лицеев не потребует создания дополнительной инфраструктуры.
— Можно на первых порах в качестве базовых использовать уже существующие школы и интернаты, — говорит Рукшин. — Важно создать всероссийский центр, который будет руководить созданием таких лицеев, разрабатывать для них передовые методики обучения, готовить и консультировать преподавателей. И, конечно, не превратить всё это из учреждений для одаренных детей в школы для детей местной административной и бизнес-элиты.
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков отметил, что при условии изучения десяти предметов разработка программ для президентских лицеев обойдется не менее чем в $5 млн (около 300 млн рублей).
— Разработка одного предмета в одном классе стоит не менее $100 тыс. (около 6 млн рублей), умножаем на 5 лет — получается не менее $0,5 млн (около 30 млн рублей) на предмет, и умножаем на предметы. Правильно было бы создать специальный базовый коллектив авторов под этот проект, а не поручать дело одному институту, — пояснил Комков.
Он положительно оценил идею создания президентских лицеев, отметив, что ранее она уже обсуждалась.
По его мнению, действительно существует опасность превращения президентских лицеев в «школы для чиновничьей элиты и блатных».
— Зачислять учеников нужно только по результатам региональных олимпиад и конкурсов, в противном случае реально одаренных детей там будет только 20%, — опасается Комков.
Председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин уверен в том, что некорректно говорить об отдельной системе образования «для одаренных детей».
— Все дети одаренные и талантливые. Но наша система образования их не всегда раскрывает, вот и всё. Уместно говорить о подготовке специалистов с точки зрения результатов, которые они демонстрируют в определенных областях науки, говорить о развитии профессиональных навыков, — говорит Панин.
Напомним, что в стране работают четыре специализированных учебно-научных центра (СУНЦ) при Московском, Санкт-Петербургском, Новосибирском и Уральском госуниверситета. А также существует ряд специализированных учебных заведений для одаренных детей.
Источник: Известия