Компетентностные олимпиады проводятся уже четыре года в ряде регионов России и завершаются всероссийским этапом. В этом году в Москве такая олимпиада проведена впервые.


Организаторами олимпиады выступили Московский городской педагогический университет, АНО «Открытое образование» и Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма.

Основная цель олимпиады - продемонстрировать готовность обучающихся к постановке личностно значимых целей и решению региональных проблем, к построению коммуникаций, позволяющих достичь этих целей наиболее эффективным образом.

Уникальность мероприятия в том, что это надпредметная олимпиада, ориентированная на развитие личностно значимых для школьников результатов образования и рассчитанная на оценку комплекса компетентностных достижений школьников: творческих, коммуникативных, информационных. Компетентностная олимпиада - это комплексное состязание команд старшеклассников, решающих последовательность творческих, аналитических и управленческих задач. Команды описывают различные гуманитарные аспекты своих проектов. Оценивается точность, системность, индивидуальность, необычность, проработанность версий.

Олимпиада носит рейтинговый характер (три вида рейтинга – личный, командный, территориальный), в ходе определяются победители. Рейтинг формируется на основе взаимного оценивания участниками друг друга, а также на основе экспертных оценок.

В отличие от предметных олимпиад, в компетентностной олимпиаде ключевыми оказываются качества (компетентности), связанные с самоорганизацией и совместной деятельностью учеников, удержанием целей и темы в течение сравнительно долгого времени.

Олимпиада в Москве имела четкую структуру – в округах отборочные этапы провели базовые площадки из числа школ и организаций дополнительного образования. Участие приняли около 850 школьников, которые на основе проблемных модельных ситуационных задач – кейсов выполнили мини-проекты по актуальным вопросам развития Московского региона.

Городской этап олимпиады состоялся 1-3 апреля 2015 года. На городской этап было отобрано 96 учеников 7-11 классов из 26 общеобразовательных организаций. Отмечу, что в основном в городском этапе приняли участие те школьники, кто занимается по программам дополнительного образования, участвует в научных обществах, представляет детские общественные активы.
Олимпиада проведена в форме трехдневных интеллектуальных соревнований команд и в виде деловой игры-погружения.

Ежедневно участникам представлялись экспертные установки, проводилась работа по сферам в малых группах, а по итогам командной работы следовала экспертная дискуссия. Ведущие установки были представлены блестящими лекторами – доктором философских наук, зав. лабораторией МГПУ А.А. Поповым, а также лекторами из МШУ Сколково, Факультета государственного управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Содержание олимпиады включало определение учащимися векторов развития и неиспользуемого потенциала Московского региона, а также самоопределение участников по отношению к возможным перспективам региона и конкретных сфер деятельности. На выходе участники олимпиады обозначали индивидуальные стратегии и перспективные проекты в соответствующих сферах. Всего участникам было предложено шесть сфер регионального развития, представленных на слайде.

Результатами работы стали проектные разработки, технологические и инженерные решения, эскизы и творческие зарисовки. Тематика некоторых итоговых продуктов работы московских школьников представлена на слайде. Результаты работы оценивались докторами и кандидатами наук, а также практиками социального проектирования из Российской академии образования, Института экономики РАН, ВНИИ природного и культурного наследия.

Победители олимпиады были определены в личном и командном зачете. Наилучшие результаты по обоим рейтингам показали ученики московской школы №1231.
Московские победители были направлены всероссийский этап олимпиады. IV Российская Компетентностная Олимпиада проводилась с 5 по 14 июля 2015 на территории спортивно-оздоровительной базы «Белые камни» города Чебоксары. Сборная команда Москвы состояла из победителей Московской компетентностной олимпиады 2015 года, обучающихся образовательных организаций города Москвы - ГБОУ СОШ № 438, ГБОУ СОШ № 1950, ГБОУ «Лицей № 1502», ГБОУ СОШ № 996в сопровождении педагогов ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ.
В рамках Олимпиады команды соревновались в создании новых «цивилизаций», для этого придется освоить различные направления гуманитарного и социально-экономического знания, необходимые любому современному человеку.

Эксклюзивные авторские методики, лежащие в основе образовательного процесса олимпиады:
• Проблемное самоопределение и тематическое командообразование;
• Гуманитарная картография и социально-экономическое прогнозирование;
• Социокультурная сценаристика;
• Региональная аналитика и страновое картирование;
• Экономические симуляторы и ролевые игры.

Олимпиада 2015 года состояла из двух частей: Часть первая «Планета» и часть вторая «Выбор».
В ходе работы команды прошли следующие этапы соревнований: семиотика, экономика и экономическая география, политика и право, общество и социальные отношения, культура и духовная жизнь общества, идеология, истина.

Приглашенными экспертами олимпиады стали: д.ф.н. А.А. Попов, д.и.н. О.И. Генисаретский, к.ф.н. А.С. Баранов, И.Г. Лужецкий.

В первой части Олимпиады «Планета» команда, ядро которой составляли ребята из сборной команды Москвы, набрала наибольшее количество баллов, и заняла первое место в рейтинге.

По итогам общего рейтинга сборная команда Москвы заняла второе место в рейтинге регионов, а член команды – Арина Пучкова, обучающаяся ГБОУ «Лицей № 1502», заняла второе место в личном рейтинге участников.
Учитывая новизну и специфику олимпиады, а также отзывы участников, опыт ее проведения признан положительным. В будущем учебном году планируется проведение второй компетентностной московской олимпиады в детско-юношеском центре экологии, краеведения и туризма.