Во Всероссийском детском центре «Океан» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации 28-30 октября состоялась Международная научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей: векторы развития».

 

В конференции приняли участие 338 человек из 29 субъектов Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь и Китайской Народной Республики. Рамки профессионального диалога по проблеме конференции были расширены благодаря информационно-коммуникационным технологиям.

В числе участников: представители Министерства образования и науки Российской Федерации, представители ведущих высших учебных заведений (ФГАОУ ДПО «Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», ФГБНУ "Институт изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования", ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет», ФГБОУ «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», ФГБОУ ВПО "Тихоокеанский государственный университет», ГАОУВО «Московский городской педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», Сычуаньский университет (КНР), ГОАУ ДПО «Приморский краевой институт развития образования» ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования; руководители органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования субъектов Российской Федерации; представители Международного центра «Артек», Всероссийских центров «Орленок», «Смена», республиканских центров «Балдаурен», «Зубренок»; представители НКО, бизнес-структур; руководители и педагоги организаций дополнительного образования детей, центров оздоровления и отдыха, специалисты методических служб.

С приветственным словом выступил А.А. Денисов, заместитель начальника отдела молодежной политики департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи министерства образования и науки Российской Федерации. В режиме прямого включения был заслушан доклад В.Ш. Каганова, д.экон.н, заместителя министра образования РФ, по теме «Стратегии развития системы дополнительного образования детей в РФ».

Фото: ВДЦ "Океан"

На Пленарном заседании Конференции были заслушаны установочные доклады по наиболее значимым проблемам и направлениям развития современного дополнительного образования детей. Большой отклик получили выступления «Векторы развития дополнительного образования во Всероссийском детском центре «Океан» (А.А. Базилевский, к.п.н., генеральный директор ФГБОУ ВДЦ «Океан»), «Артек»: первый год в России» (Ю. В. Ээльмаа, к.п.н., заместитель директора по образованию ФГБОУ «МДЦ «Артек»), «Тенденции развития дополнительного образования в ВДЦ «Орленок» (А.А. Зубахин, заместитель генерального директора по образовательной деятельности, управлению персоналом и связям с общественностью ВДЦ «Орленок»), «Практико-ориентированные технологии как эффективное средство достижения результатов в дополнительном образовании» (Е.А. Нижник, генеральный директор ФГБОУ ВДЦ «Смена»), «Развитие дополнительного образования детей в Приморском крае" (Е.А. Григорьева, директор департамента образования и науки Приморского края), «Интенсификация обучения в условиях открытого дополнительного образования» (А.А. Попов, д.ф.н., заведующий лабораторией компетентностных практик образования института системных проектов ГАОУВО «Московский городской педагогический университет», главный научный сотрудник ФГАУ «Федеральный институт развития образования», генеральный директор АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» (г. Москва), «Реабилитационные возможности детского оздоровительного лагеря» (З.И. Лаврентьева, д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета (г. Новосибирск), «Структурно-организационные формы реализации дополнительного образования» (В.В. Юнак, к.ф.н., главный редактор журнала «Дополнительное образование и воспитание» (г. Москва), «Программы дополнительного образования нового поколения: реалии, проблемы, перспективы» (С.С. Гоман, директор ГБУДО Калининградской области «Центр развития одаренных детей» (г. Калининград), «Из опыта организации волонтерской деятельности в Китайской Народной Республике» (Чи Цзиминь, д.ф.н., доцент, декан факультета русского языка Сычуаньского университета (КНР), «Дополнительное образование детей: интеграция теории и практики» (Л.Г. Логинова, д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва), «Образы и смыслы дополнительного образования» (С.В. Тетерский, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой семейной, гендерной политики и ювенологии Российского государственного социального университета (г. Москва).

Возможности информационных технологий позволили заслушать выступление «Взаимовлияние детской и педагогической культуры в современном образовательном пространстве» (Врублевская Е.Г., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой профессионального развития педагогических работников ГАОУ ВО "Московский городской педагогический университет» (г. Москва).

Обсуждение было продолжено в рамках работы секций: «Персонализация дополнительного образования»; «Модернизация процесса дополнительного образования в условиях временного детского коллектива»; «Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ нового поколения»; «Дополнительное образование как площадка социальной реабилитации детей»; «Мониторинг эффективности деятельности дополнительного образования»; «Развитие кадрового потенциала дополнительного образования»; «Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования».

Участники Конференции принимали активное участие в пленарном заседании, панельных дискуссиях, секционных заседаниях, экспертной сессии, а также в работе «круглых столов», презентаций программ, мастер-классов, встреч с исследователями, учеными.
С большим интересом участники знакомились с опытом работы педагогов на инновационных площадках дополнительного образования г. Владивостока и г. Артема.

Участники отметили интересный передовой опыт по организации дополнительного образования детей (далее – ДОД) в учреждениях дополнительного и общего образования детей, организациях, осуществляющих оздоровление и отдых детей и подростков.

Таким образом, в ходе работы конференции были рассмотрены ключевые вопросы, определившие векторы развития современного дополнительного образования детей: 

  • перспективы взаимодействия Международных и Всероссийских детских центров в рамках реализации Концепции развития ДОД;
  • научные подходы к мониторингу и оценке качества образовательного процесса (система аттестации учащихся, творческие достижения, культура и духовно-нравственное состояние детской среды);
  • современная информационно-образовательная среда и дополнительное образование детей: влияние на качество организации и содержания работы с детьми;
  • развитие социальных функций системы дополнительного образования детей и оценка их эффективности;
  • совершенствование форм организации образовательно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей;
  • проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка в условиях интеграции основного и дополнительного образования;
  • научное обеспечение и практика реализации дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями.

Общим выводом по итогам работы конференции стало константация того, что дополнительное образование детей - уникальная, открытая, вариативная, свободная система, призванная воспитывать личность каждого ребенка, раскрывать его неповторимую природу, обрести всю человеческую и природную полноту.

ДОД – это площадка для инклюзивного образования. Это система счастливого проживания детства, образования культуры и человека культуры. Ее важнейшей характеристикой является естественный (в отличие от искусственного) характер неформального образования. Это атмосферное образование, где особое значение имеет встреча ребенка с педагогом.

Основные события конференции транслировались на сайте ВДЦ "Океан" в он-лайн режиме.
По итогам конференции была принята резолюция.