15 декабря 2015 года Комитет государственной Думы по образованию провел круглый стол на тему: "Развитие научно-технического творчества детей в системе дополнительного образования: Проблемы и пути решения".

 

Открывая работу круглого стола заместитель председателя Комитета по образованию И.В. Мануйлова отметила, что «сегодня лидерами экономического развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их формировать собственную мощную производственную базу».

«Очередную технологическую революцию отличает массовое внедрение цифровых аддитивных технологий, качественно новый уровень роботизации производства, и поэтому квалификация инженерных кадров становится сегодня ключевым фактором конкурентоспособности страны и основой для экономической и технологической независимости.Поэтому нам необходимо в самые короткие сроки сформировать систему профессионального самоопределения детей и подростков именно в инженерно-технической сфере», - подчеркнула депутат.

По ее мнению, особая роль в этом отводится системе дополнительного образования детей, что нашло отражение и в важнейших законодательных актах Российской Федерации, которые были приняты в последние годы, в первую очередь это Закон об образовании, Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года, Национальная стратегия действий в интересах детей, Концепция развития дополнительного образования.

И.В. Мануйлова рассказала, что, по мнению Комитета, есть целый ряд сложностей, которые препятствуют в должной степени развитию научно-технического творчества детей, обозначив следующие:

«Во-первых, высокую наукоёмкость и высокие требования к материально-технической оснащённости, к кадровому обеспечению, которое необходимо для развития технического творчества детей на современном уровне, сегодня могут позволить себе далеко немногие организации дополнительного образования. И, как правило, они сосредоточены в крупных административных центрах, а ведь задача поставлена – обеспечить территориальную доступность детей к таким центрам.

Отсутствие чёткого механизма применения инструментов сетевого взаимодействия всех организаций, которые заинтересованы в научно-техническом творчестве детей.

Отсутствует необходимая координация в развитии системы дополнительного образования в целом по России. Делается многое, но делается весьма обособленно, не согласованно, не скоординировано в целом между различными регионами России.

Мало проводится конкурсов, которые были бы направлены на выявление и развитие у детей интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научно-исследовательской, научно-технической деятельности.

Действует мало инновационных площадок для организации интеллектуального досуга детей и подростков.

Отсутствует единая на территории Российской Федерации эффективная специализированная среда коммуникации для детей и подростков, которые были бы объединены желанием заниматься научно-техническим творчеством.

Не действует система научно-технического просвещения для детей, информационного сопровождения результатов их научно-технического творчества в средствах массовой информации, в специализированных журналах, которые ориентированы на детско-юношескую аудиторию.

Отсутствует современная единая система учёта результатов научно-технического творчества детей и формирование их персональных творческих портфолио.

Недостаточно развито международное сотрудничество в сфере научно-технического творчества детей.

Отсутствует необходимый экономический механизм адресной поддержки детей, которые хотели бы заниматься научно-техническим творчеством. Пока можно говорить о весьма низкой эффективности привлечения внебюджетных средств в эту сферу дополнительного образования.

Излишне зарегламентированна деятельности отдельных организаций дополнительного образования по медицинским кабинетам, по организациям питания. Всё это тоже создаёт дополнительные сложности в реализации тех задач, которые стоят перед организациями дополнительного образования».

Говоря о путях решения названных проблем, И.В. Мануйлова напомнила о плане мероприятий на 2015-2020 годы по реализации концепции развития дополнительного образования. По ее мнению, если заложенные в плане направления будут выполнены, это решит многие вопросы. Среди других важных задач депутат назвала проведение Всероссийской конференции по развитию научно-технического творчества детей в рамках Всероссийского форума "Будущие интеллектуальные лидеры России", государственную поддержку специализированных изданий, которые направлены на развитие научно-технического творчества детей и молодёжи, создание комплексных программ сетевых детских центров и конкурсных движений.

Директор Департамента госполитики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации А.Э. Страдзе представил подробную презентацию к своему выступлению. Он отметил, что «необходимо, прежде всего, научиться измерять дополнительное образование, поскольку это образование не стандартное, нужно сделать определённые шаги по созданию единой метрики и единых подходов к организации этого неформального образования в нашей стране. На сегодняшний день, порядка 64 процентов детей обеспечены программами допобразования, но эта тема, очень нуждается в глубоком обсуждении, поскольку статистический инструментарий в настоящее время у нас не совершенен».

По его словам, доля занимающихся в кружках технической направленности варьируется от 2 процентов в Ненецком автономном округе до 12 процентов в Татарстане и 11 процентов в Ленинградской области. С учётом приоритетности развития технических и инженерных направлений в стране это явно низкий уровень.

Руководитель Департамента Минобрнаукиа заметил, что «при предоставлении дополнительного образования, регионы и муниципалитеты вольны в определении объёма услуг, объёма направляемых бюджетных средств. И они, как правило, определяются по остаточному принципу. Эта ситуация на сегодняшний день неприемлема и для нас крайне важно нормативные затраты рассчитывать по созданным нормативам».

В этой связи Минобрнауки России выпустил приказ номер 10-40 22 сентября 2015 года, где утверждены общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных муниципальных услуг в сфере образования, науки и молодёжной политики. Кроме того Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти" и в Закон "Об образовании", в соответствии с которым будут обеспечены равные условия доступа к бюджетному финансированию не только государственных муниципальных организаций, но и частных организаций дополнительного образования детей.

По мнению А.Э. Страдзе, «это очень важный шаг, который фактически переводит финансирование сферы ДОД в конкурентную среду; это позволит в первую очередь финансировать те программы, которые действительно интересны и востребованы детьми, и станет катализатором для выхода частных организаций из так называемой тени».

Минобрнауки России также разработал проект постановления Российской Федерации, направленный на предоставление субсидий из федерального бюджета на конкурсной основе негосударственным организациям, осуществляющим мероприятия по содействию развития дополнительного образования детей в части возмещения затрат, понесённых ими на уплату процентов по кредитам, что позволит увеличить объём частных средств, привлекаемых для развития дополнительного образования детей.

В обсуждении докладов приняли участие депутаты Государственной Думы, представители исполнительных органов власти, руководители организаций дополнительного образования, эксперты, педагогическая общественность.