В Правительстве РФ состоялось заседание, первый вопрос которого был посвящен государственной поддержке одаренной молодежи.

 

Открывая заседание, Дмитрий Медведев отметил, что работа в данном направлении ведется не первый год, но сегодня требуется решение ряда задач по совершенствованию механизмов общенациональной системы поддержки одаренных детей:
"Первая задача заключается в развитии образовательных организаций, которые обучают талантливых детей. Между ними должен поддерживаться контакт и обмен опытом.

Вторая касается квалификации самих педагогов, которые работают с одарёнными детьми. Это непростая задача, здесь необходим особый подход. Скажем прямо, для талантливых детей, особо талантливых детей нужны и специально подготовленные учителя, их подготовка должна проводиться в том числе на базе ведущих университетов.

Третья – это концентрация на применении самых современных форм и методов обучения. Строго говоря, это касается любой подготовки – и школьного, и вузовского образования.

Есть дети, которые проявляют особые качества и способности с ранних лет. Здесь активную роль также должно играть государство, и наша задача заключается в том, чтобы создать условия для развития и самореализации таких одарённых детей, научиться как можно раньше распознавать их потенциал и помогать раскрыться их способностям".

О работе с талантливыми детьми и планах в этой области рассказала министр образования и науки РФ Ольга Васильева:

Как известно, каждый ребёнок талантлив по-своему. И важнейшая задача, которая стоит перед государством и в первую очередь перед системой образования, – это развитие способностей каждого ребёнка, создание необходимых для этого условий.

Именно такой подход к воспитанию наших детей является залогом стабильного развития нашего общества. Но есть дети и подростки, которые с ранних лет показывают выдающиеся достижения в той или иной сфере, и работа с такими детьми требует особого внимания государства. Но ещё раз хочу подчеркнуть, что каждый ребёнок талантлив и наша задача – каждому ребёнку помочь его развить.

На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась система работы с талантливыми детьми и молодёжью. В первую очередь сформирована необходимая нормативно-правовая база, выработаны механизмы финансирования такой работы. Важным шагом в систематизации и унификации такой работы стало утверждение в 2012 году Президентом Российской Федерации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Правительством Российской Федерации – Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Этот документ определяет принципы работы с талантливыми детьми на всех уровнях образования – от школы и учреждений дополнительного образования до вузов.

Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов в конце прошлого года подвёл промежуточные итоги реализации концепции и принял новый, актуализированный комплекс мер на 2016–2020 годы по реализации указанной концепции. В 2015 году Правительством Российской Федерации определён единый порядок выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития одарённых детей и талантливой молодёжи.

Мы используем различные формы поиска и поддержки талантливых детей. Одним из основных инструментов такой работы является проведение всероссийских предметных олимпиад для школьников. Это самое массовое состязание для ребят, имеющее хорошую традицию. Сегодня олимпиады проходят по всем предметам школьной программы, и, как уже было отмечено, в прошлом учебном году участие в олимпиадах приняло 6 млн детей от 10 до 18 лет. Ребята, которые показали лучшие результаты на всероссийских олимпиадах, принимают участие в международных состязаниях. С 2011 года Россия завоевала 184 медали, из них 91 золотая, 75 серебряных и 18 бронзовых медалей. Сформирована и выстроена система конкурсных непредметных мероприятий – это Президентские спортивные игры и состязания, насчитывающие 1 млн участников, это национальный чемпионат «Молодые профессионалы» и другие мероприятия.

Отдельно хочу остановиться на Всероссийском инженерном конкурсе для студентов и аспирантов технических вузов. Участниками конкурса в 2015 году стали почти 12 тыс. человек из всех регионов России. Большое участие в организации и проведении указанного конкурса принимают крупнейшие российские компании и предприятия. Для них это возможность не только найти будущих высококлассных специалистов, но и познакомиться с передовыми проектами наших молодых инженеров.

Министерство образования и науки и далее планирует развивать систему конкурсов. Так, в 2017–2018 учебном году планируется утвердить положение о всероссийском конкурсе школьных проектов и привлечь регионы для его организации и проведения. Отличительной особенностью конкурса является то, что он носит надпредметный характер и здесь каждый ребёнок может предложить свой проект, своё изобретение, свою акцию.

Хочу подчеркнуть, что мы ставим задачу сформировать максимально разнообразный перечень конкурсов, чтобы каждый ребёнок мог попробовать себя в различных направлениях. Очень важная цифра: в 2015 году каждый второй ребёнок в нашей стране принял участие хотя бы в одном конкурсе или состязании. И мы видим огромный потенциал в развитии дистанционных технологий, инфраструктуры новых школ, особенно в сельской местности, для того чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя.

Большую роль в работе по воспитанию подрастающего поколения, выявлению талантливой молодёжи призвано сыграть Российское движение школьников, созданное в соответствии с указом Президента Российской Федерации.

На протяжении последних 10 лет мы ежегодно присуждаем свыше 5 тыс. премий Президента Российской Федерации для поддержки талантливой молодёжи в возрасте с 14 до 25 лет, на выплату которых из федерального бюджета ежегодно выделяется 198 млн рублей. Всего с 2006 по 2015 год различными премиями отмечено свыше 53 тыс. молодых ребят.

Мы продолжаем и наращиваем практику поддержки талантливых студентов и аспирантов: это стипендии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, это стипендии и гранты для поддержки молодых учёных; региональные власти также поддержали такую практику и учреждают свои премии и гранты для поддержки талантливой молодёжи.

С 1 сентября 2015 года Президентом Российской Федерации учреждены 5 тыс. грантов для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших в вуз на очную форму обучения. Гранты предоставляются только тем студентам, которые готовы после окончания обучения остаться работать в стране. Такой подход гарантирует адресную поддержку тем, кто в будущем станет научной, деловой и культурной элитой России.

Считаю важным отметить практику участия российских университетов, работу наших университетов с талантливыми детьми. Например, в Москве в топ-10 лучших школ входят четыре университетских лицея. Имеются примеры успешной деятельности школ и учреждений культуры: например, Российская гимназия при Государственном русском музее. Это плодотворное сотрудничество мы будем развивать, в том числе работать с регионами, разъясняя нормативную базу и особенности использования инструментов регионального финансирования соответствующих программ.

За последние годы заметен рост числа федеральных органов исполнительной власти, которые не только организуют мероприятия для молодёжи, но и участвуют в их дальнейшем сопровождении. Госкорпорации-работодатели всё больше внимания уделяют поддержке талантливых детей.

Значительный опыт работы с талантливыми детьми накоплен нашими федеральными детскими центрами «Орлёнок», «Океан», «Смена» и, конечно же, «Артек». Мы реализуем различные меры для увеличения количества принимаемых детей детскими центрами, в первую очередь «Артеком» и «Океаном», по которым Правительством утверждены программы развития.

Уникальным направлением работы с талантливыми детьми является деятельность, которая развёрнута центром «Сириус», созданным на базе олимпийской инфраструктуры Сочи.

Используя опыт федеральных детских центров, министерство совместно с субъектами Российской Федерации планирует проводить работу по формированию целой сети ведущих региональных образовательных организаций для работы с одарёнными детьми. Кроме того, мы совместно с вузами продолжаем работу по созданию специальных учебно-научных центров.

И самое главное. Для работы с детьми в первую очередь важен педагог, о чём уже было сказано ранее. Именно педагог, который каждый день входит в класс, должен помочь ребёнку развивать свой талант. Каждый ребёнок талантлив по-своему, и развитие таланта – задача учителя. Здесь особое внимание мы будем уделять совершенствованию профессионального мастерства педагогов, проводить повышение квалификации, дополнительное обучение, организовывать форумы и семинары для профессионального общения с целью обмена опытом, выявления лучших практик, а также проводить конкурсы профессионального мастерства.

Убеждена, что, продолжая эту работу на принципах широкого межведомственного, межрегионального взаимодействия при активном участии экспертного педагогического сообщества, мы сможем воспитать достойное будущее поколение".

 

Источник: Правительство РФ