Большинство родителей рассматривают введенный в ряде регионов сертификат персонифицированного финансирования в дополнительном образовании как еще одну возможность для развития ребенка.

 

При этом необходимо исключить риски, которые сужают возможности развития детей в кружках и секциях, например ограничение в выборе организации по форме собственности. К такому выводу пришли эксперты рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», проанализировав результаты мониторинга внедрения новой модели финансирования допобразования в пилотных регионах.

В ходе исследования, которое провели в феврале этого года эксперты Фонда «Национальные ресурсы образования» совместно с региональными отделениями Народного фронта, были опрошены более 1500 родителей и 250 педагогов в Астраханской, Тульской, Тюменской и Вологодской областях, Пермском крае, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Республиках Саха (Якутия) и Татарстан. Именно в этих регионах проходит обкатку модель персонифицированного финансирования допобразования (ПФДО), когда финансирование закрепляется непосредственно за ребенком, а не за организацией. Родители получают сертификат, который затем предоставляют в кружок или секцию. По количеству зачисленных детей организация получает средства.

Опросы показали, что введение сертификата персонифицированного финансирования одобряет большинство родителей – 74% всех опрошенных считают, что это создает для их ребенка возможность получить дополнительное образование. 95% получивших сертификат родителей сообщили, что их дети уже занимаются в кружках и секциях бесплатно. Среди тех респондентов, кто еще не получил сертификат, о такой возможности сообщили 65%.

«Персонифицированное финансирование многие рассматривают как социальную гарантию на получение дополнительного образования. В первую очередь, это родители, чьи дети не могут записаться в бесплатные кружки, а также те, чьи дети предпочитают платные программы. В общей сложности это 20,6% всех опрошенных, – сообщила руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. – Пятая часть опрошенных родителей уже получили сертификат и успешно пользуются им. Они отметили рост доступности дополнительного образования для своих детей при переходе на персонифицированное финансирование: у 20% появились дополнительные средства за счет сертификата, еще 16% отметили появление новых интересных кружков и секций. Внедрение сертификата полезно и для образовательных организаций – в их интересах открывать такие кружки, которые будут пользоваться популярностью у детей, повышать профессионализм преподавателей».

Появление дополнительного стимула к развитию с переходом на персонифицированное финансирование отмечают и опрошенные педагоги – 26,4% из них связывают с введением сертификата возможность привлечь в свои кружки и секции большее количество детей. Около 21% респондентов считают, что дети могут предпочесть другие организации дополнительного образования из-за более высокого качества образовательных программ. 17% педагогов отметили, что с введением именных сертификатов увеличилась доступность допобразования в целом, и 24,6% сообщили о повышении свободы выбора для ребенка: за счет этого механизма бюджетные деньги стали направляться не только в государственные, но и в частные организации.

При этом 16% родителей выразили интерес к частным кружкам и секциям, еще 15% – к программам допобразования, реализуемым школами – как государственными, так и частными. Наибольшим доверием со стороны родителей по-прежнему пользуются специализированные госорганизации дополнительного образования – дома творчества, дворцы пионеров, центры развития ребенка. Около 66% родителей сообщили, что предпочли бы реализовать именной сертификат именно там.

«Количество детей, регулярно посещающих кружки и секции, растет, как и количество организаций, обращающихся за получением лицензии на образовательную деятельность. Это отмечают и родители, и педагоги, – говорит Духанина. – Например, родители хотели бы использовать сертификат в полюбившемся ребенку частном центре развития, но не могут, поскольку официально центр не занимается обучением, а оказывает услуги развивающего досуга. А регулярно оплачивать занятия – слишком высокая нагрузка на семейный бюджет. Поэтому такие организации начинают получать лицензии, а семьи – дополнительные возможности для развития ребенка, все остаются в выигрыше».

Тем не менее даже в пилотных регионах далеко не все родители знают о предстоящем переходе на систему сертификатов – около 24% респондентов не до конца понимают, что такое персонифицированное финансирование, и затруднились оценить, создаст ли оно дополнительные возможности непосредственно для их детей. Не обошлось и без неприятных инцидентов: один из родителей отметил, что с сертификата были списаны деньги за онлайн-курс по физике, но услуга не была предоставлена.

«Систему персонифицированного финансирования необходимо отрегулировать так, чтобы она гарантировала всем детям без исключения возможность бесплатного дополнительного образования. Различного рода нарушения здесь недопустимы. Необходимо организовать информирование граждан в регионах о новых возможностях в дополнительном образовании детей. Делать это нужно доступным и понятным языком, проводить общественные обсуждения, устранять недостатки, привлекать для освещения этих вопросов средства массовой информации. Сегодня больше половины родителей не знают, что в их регионе реализуется система персонифицированного финансирования. Со своей стороны Народный фронт продолжит анализ эксперимента и работу над законопроектом (о новом принципе финансового обеспечения дополнительного образования детей), который должен учесть все имеющиеся пожелания граждан», – заключила Любовь Духанина.

Источник: сайт ОНФ