Региональный опыт

В Бурятии на 1 января 2013 года функционирует 186 учреждений дополнительного образования детей, из них:

  • 122 в сфере образования;
  • 62 школы искусств в сфере культуры;
  • 2 спортивные школы в сфере физкультуры и спорта.
В сфере образования 118 учреждений дополнительного образования детей являются муниципальными, 4 учреждения государственными, подведомственными Министерству образования и науки Республики Бурятия.

В 3 799 кружках и секциях учреждений дополнительного образования детей занимаются 72 567 детей (60% от детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях), в том числе занимаются на базе образовательных учреждений 31 220 детей (44% от занимающихся), в двух и более кружках и секциях занимаются 9 869 детей (14% от занимающихся), работают 2 849 чел., в том числе 1 591 педагогический работник (56% от общей численности), на 1 педагогического работника приходится 45 детей.

 

С принятием ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия в сфере дополнительного образования детей переданы на муниципальный уровень.

 

Однако на практике значительное число муниципальных образований не имеют достаточных ресурсов для финансирования учреждений дополнительного образования детей. Для органов местного самоуправления характерны недостаточность управления и выстраивания долгосрочной политики, механизмы учета заказа местного сообщества не выстроены. Остаточный принцип финансирования на местах не обеспечивает достаточных условий для развития, материально-технического оснащения учреждений. 50% зданий дополнительного образования республики требуют капитального ремонта. Более того в Тарбагатайском районе два учреждения дополнительного образования детей не имеют собственных помещений.

 

Анализ сети учреждений дополнительного образования детей показывает, что наименьшее количество учреждений и охват детей в Иволгинском районе - 2 учреждения, 26% охвата, при этом 84% занимающихся посещают кружки и секции, организованные на базе школ, посещающих два и более кружка и (или) секции нет.

 

Лучшие показатели в Закаменском районе - 4 учреждения, 111% охвата, в секциях и кружках, организованных на базе школ района занимаются 75% детей, посещают два и более кружка и (или) секции 37% детей.

В случае введения обязательной платы за посещение одним ребенком второго кружка или секции возможен отказ родителей и детей от второго кружка. В этом случае охват дополнительным образованием снизится до 52%.

Особое внимание при комплектовании учреждений обращается на привлечение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. От общего числа детей в системе дополнительного образования детей вышеуказанной категории занимается 31%.

Таким образом, введение платы за второй кружок или секцию не обеспечит повышение заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования.

На развитие системы дополнительного образования детей влияет состояние кадровых ресурсов. На сегодняшний день, в системе дополнительного образования детей Республики Бурятия, работают 1 591 педагогических работников. Из них 47 % педагогов являются совместителями, при этом доля педагогов со стажем работы от 10 до 20 лет и более составляет 60 %. Хотелось отметить, что в настоящее время среди педагогов дополнительного образования высшую категорию имею лишь 11%, не имеют категории - 40%, аналогичная ситуации среди тренеров - преподавателей.

Реализуя требования Указа по совершенствованию системы дополнительного образования, Правительством Республики Бурятия в республиканском бюджете на 2012-2013 годы были предусмотрены дополнительные средства:

  • на доведение средней зарплаты педагогических работников учреждений дополнительного образования детей до уровня средней зарплаты по экономике до 22 тыс. 255 руб.; местным бюджетам для муниципальных учреждений в декабре 2012 года выделены субсидии из республиканского бюджета в сумме 24 млн. 547 тыс. руб.;
  • в 2013 году местным бюджетам будет выделено 294 млн.564 тыс. руб. для доведения средней зарплаты до уровня средней зарплаты экономике до 24005 руб.

Согласно Указу Президента Правительству Российской Федерации поручено обеспечить достижение следующих показателей в области образования: увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70- 75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также подготовить предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет средств федерального бюджета.

Министерство образования и науки Республики Бурятия считает целесообразным передать на уровень субъекта Российской Федерации финансирование расходов на оплату труда работников учреждений дополнительного образования, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

На исполнение новых полномочий потребуется 822 млн.660 тыс. в год

Потребность в финансовых средствах определена следующим образом:

  • Фонд оплаты труда – от фактических объемов с учетом индексации средней заработной платы педагогов до средней заработной платы по экономике республики за 2011 год (20277,2 руб.), прочих работников на 6 %.
  • Материальные затраты (расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды) – 10 % от фонда оплаты труда.

Задачи в системе дополнительного образования детей Республики Бурятия, решение которых требует особого внимания:

  • обеспечение гарантий доступности дополнительного образования для всех групп детского населения и учащейся молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска» и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • обеспечение качества, эффективности дополнительного образования детей за счет совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей, разработки инновационных образовательных программ, в том числе технического профиля, обеспечивающих гибкость, вариативность, внутреннее развитие дополнительного образования;
  • создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы, совершенствование экономических отношений;
  • профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей, повышение эффективности управления системой дополнительного образования.

В настоящее время в рамках исполнения распоряжения Правительства РФ от 30.12.2012 года № 2620-р идет обсуждение проекта ФЦП «Развитие дополнительного образования детей в РФ до 2020 года» и Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года. После утверждения федеральных проектов будет разработана республиканская программа развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия до 2020 года.

 

Источник: Министерство образования Республики Бурятия