Зарубежный опыт

Директор КУ «Харьковский центр исследовательско-экспериментальной деятельности «Дом учителя» Харьковского областного совета» Виктория Лунина рассказала о работе центра, его достижениях, талантливых школьниках, которые занимаются наукой и уже добились в ней успехов.

- Назовите главные задачи центра?

- Наш исследовательско-экспериментальный центр создали в 2012 году путем реорганизации. У нас есть два основных направления деятельности: работа с талантливыми детьми, которые работают для Малой академии наук Украины, а также работа с преподавателями. К примеру, проводим областной тур Всеукраинского конкурса «Воспитатель года».

- Какие основные успехи в работе центра в этом году?

- Основной задачей в этом году у нас было сохранение сети кружков и контингента воспитанников, которые получают бесплатное внешкольное образование. За последний год количество кружков возросло, как и количество воспитанников. Сейчас у нас занимаются 1450 школьников, в том числе дети переселенцев из зоны АТО. Среди новых кружков – несколько, посвященных углубленному изучению иностранных языков.

Безусловным успехом являются отличные результаты команды Харьковской области во Всеукраинском конкурсе-защите научно-исследовательских работ учеников-членов Малой академии наук Украины.

Наш регион уже четвертый год подряд занимает первое место в рейтинге участия областей в этом престижном конкурсе. Важно, что в 2014 году среди победителей финального этапа конкурса в научных отделениях, которые курирует наш центр, есть три ученика из сельских школ и школ малых городов области.

Ранее в таком конкурсе побеждали только ученики из школ города Харькова.

Еще одним достижением является подписание 18-ти договоров о сотрудничестве с вузами города Харькова.

- В чем заключается сотрудничество?

-  Мы активно работаем с пятью научно-исследовательскими учреждениями, 18 вузами, двумя внешкольными учреждениями, литературным музеем, национальным парком «Гомольшанские леса», детско-юношеским клубом моряков.

Благодаря этим соглашениям, дети могут использовать научную базу для проведения экспериментов. К примеру, последнее соглашение, которое мы заключили, было с медицинским университетом. Дети могут теперь заниматься в лабораториях вуза под руководством преподавателей учебного заведения, руководителей кафедр, ученых, которые готовят их к выступлению на всеукраинском уровне.

Это очень важно, когда наука идет в школу. Когда ребенок попадает к научному руководителю из вуза, он глубже понимает стоящие перед ним задачи, лучше готовит работу.

- Какие наиболее запоминающиеся работы были сделаны за последние пару лет в вашем центре?

- Наши ребята проводят презентации своих работ и изобретений, участвуя не только в конкурсе-защите работ МАН, но и в других областных и всеукраинских конкурсах. Одним из самых запоминающихся изобретений стали так называемые «пьезотапочки Журавского». Это тапочки, которые производят и накапливают электроэнергию благодаря силе давления на подошву при движении. С помощью таких вот тапочек можно выработать электроэнергию для подзарядки мобильного телефона. Автором изобретения стал Илья Журавский, бывший ученик гимназии № 47, а ныне студент Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого.

Также заслуживает внимания способ фотокаталитической очистки воды от органических загрязнителей. Способ, который предложила ученица Роганской гимназии Анна Черненко, может быть реализован даже в бытовых условиях. Именно этим он и привлекателен для промышленного внедрения.

15-летний Андрей Колесник из Борковской школы в Змиевском районе создал комплект «Оптикус». Этот набор оборудования необходим для изучения школьного курса оптики. Он позволяет демонстрировать и исследовать все оптические явления, предусмотренные учебной программой.

- Были ли предложения патентования такого комплекса и его дальнейшего внедрения в школах области?

- Нет, таких предложений не было. Возможно, будут в дальнейшем. Я считаю, что проекты наших воспитанников должны воплощаться в жизнь. Каждый проект, каждое достижение продолжают усовершенствовать даже после победы в конкурсе.

- Какие еще работы хотели бы отметить?

- Очень серьезный подход к делу у ребят из кружка «Радиоэлектроника и приборостроение». Так, ученик харьковского лицея № 141 Игорь Рыжов сконструировал усилитель звуковых частот, а Алексей Морозов, из этого же лицея, – блок питания для ультразвукового устройства.

Кроме того, интересную технологию стойкой к шумам передачи данных предложил ученик харьковского лицея № 89 Игорь Сикачина.

Также хотела бы отметить и литературный кружок. Ведь конкурсные работы воспитанников образцового художественного коллектива «Завязь» Александры Ломаки, Анастасии Ващенко, Никиты Артеменко стали рукописями их первых сборников.

Сейчас ребята готовят новые работы, и есть очень креативные идеи. Так, разрабатываются технология поиска пропавших без вести кораблей, программное приложение по контролю за детьми, приложение по управлению системой отопления в доме с помощью смартфона и многие другие.

- Могли бы вы рассказать подробнее о работах Алексея Храмова и Александра Багрия, которые заняли призовые места в конкурсе проектов «Будущее Украины»

- В финальном этапе выставки-конкурса, который прошел в ноябре этого года в Киеве, приняли участие пять наших воспитанников, из них двое стали победителями.

Ученик харьковской специализированной школы № 114 Алексей Храмов презентовал работу, которая касалась разработки новой системы распознавания дорожной разметки, способной информировать водителя об опасном приближении к разметке при любых погодных условиях.

Алексей предложил с помощью радиосигналов считывать данные, которые находятся в специальных метках, вмонтированных в полосы дорожной разметки.

Был создан макет системы, в которую вошли автомобиль, оснащенный специальным чипом, и элемент дороги, в разметку которой вмонтирована электронная метка. При приближении к такой разметке в машине автоматически включаются сигналы.

Эта разработка вызвала большой интерес как у участников, так у членов жюри.

А ученик харьковской специализированной школы № 97 Александр Багрий представил проект, связанный с выделением углеродных наноструктур из продуктов коксохимической переработки и использования их для армирования никелевых и цинковых материалов при разных условиях производства.

- Хотелось бы также узнать про работу Дмитрия Шимкива, который получил медаль за достижения  в области физики.

- Дмитрий Шимкив не первый год занимается у нас и неоднократно побеждал в конкурсе-защите работ МАН.

Его исследования касаются радиометрических методов определения некоторых параметров  астероидов и анализа данных космических аппаратов инфракрасных телескопов. Под руководством младшего научного сотрудника научно-исследовательского института астрономии ХНУ им. Каразина Ивана Слюсарева наш воспитанник создал программу, которая по данным измерений потоков в инфракрасном диапазоне, полученных как космическими, так и наземными телескопами, позволяет определить параметры астероида в рамках заданной тепловой модели.

- Сотрудничает ли центр, который вы возглавляете, с иностранными вузами?

- Подписанных соглашений между «Домом учителя» и какой-то международной структурой нет, но наших воспитанников активно приглашают для участия в международных образовательных проектах. К примеру, несколько ребят стали участниками научной школы по физике для школьников на базе Европейской организации ядерных исследований в Женеве.

Кроме того, в 2013 году ученик гимназии № 47 Антон Назаров принял участие в работе Первой научной школы  по биохимии в Германии.

- Уезжают ли ваши воспитанники продолжать обучение за границей?

- Были такие случаи. Есть ребята, которые продолжили обучение в Польше, России. Но большинство выбирает классические украинские вузы. Многих ребят тянет в Киев – в Киевский национальный университет имени Шевченко, в КПИ. В Харькове зачастую выбирают ХНУ им. Каразина. Большой спрос на это учебное заведение.

- Виктория Юрьевна, могли бы вы озвучить свою цель, которой хотели бы достичь на посту руководителя Харьковского центра исследовательско-экспериментальной деятельности «Дом учителя»?

- Мне бы хотелось, чтобы у детей не пропадал интерес к исследовательской работе, чтобы в Украине сохранялось и развивалось внешкольное образование.

Хотелось бы, чтобы мы могли удовлетворить образовательные потребности каждого одаренного ребенка. Чтобы этого достичь, буду и в дальнейшем уделять внимание развитию сети кружков, совершенствованию учебных программ, привлечению именно тех педагогов, которым интересно работать с детьми.

Внешкольное образование должно развиваться не только, как форма организации досуга ребенка, а как путь к выявлению и развитию талантов украинской молодежи.

- Вы работали учителем украинского языка и литературы в школе. Какие книги украинских авторов вы бы обязательно советовали прочитать современной молодежи.

- История развивается по спирали, поэтому ответы на многие вопросы может дать литература прошлых эпох.

Именно поэтому я бы рекомендовала читать классику. Например, очень актуальным в контексте нынешнего времени кажется «Камо грядеши» Миколы Хвылевого, который еще в начале прошлого века задавался вопросом о выборе ориентиров в развитии нации.

Чтобы понять менталитет нашего народа, его мечты, стремления и вечные ценности, необходимо перечитывать «Кобзаря» Шевченко. Это книга, в которой заключена квинтэссенция национального духа.

Тем же, кто хочет найти ответы на вопросы – что такое добро и зло? что такое предательство? как любить так, чтобы делать всех счастливыми вокруг? – рекомендую читать «Марусю Чурай» Лины Костенко.

Это очень лиричное и философское произведение, которое призывает беречь светлые чувства в душах людей, поражая своей открытостью и красотой.

 

Источник: Городской дозор. Харьков.