- 18.05.2012
- Автор: Буйлова Л.Н.
к.п.н, зав. кафедрой
педагогики ДОД МИОО
Закон Российской Федерации "Об образовании" в 1992 году дал жизнь дополнительному образованию детей - образовательной практике, воспитательный потенциал которой подлежит осмыслению в разных контекстах, но в силу объективных обстоятельств этот процесс идет трудно. Возникли серьезные противоречиям в понимании назначения дополнительного образования детей в условиях модернизации российского образования.
Мы часто встречаем термины «воспитание» и «дополнительное образование» рядом: воспитание через дополнительное образование; воспитание средствами дополнительного образования; воспитание и дополнительное образование.
На первый взгляд, - полное благополучие. Но что мы понимаем за этими словами? В каких отношениях находятся данные понятия? И можно ли между ними ставить союз «И», подразумевающий их равноправие? Элементарный анализ ситуации показывает, что это – все та же серьезная теоретическая проблема о взаимоотношении терминов «образование», «обучение» и «воспитание». И это не случайно, так как новая функция дополнительного образования детей (образовательная) "приживается" с трудом, а по традиции Дворцы и Центры творчества продолжают восприниматься как воспитательные организации даже теми практиками, которые непосредственно в них находятся.
Всякое исследование начинается с уточнения понятий.
Что же такое образование? Есть шутливое определение: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забудется». Это то, что остается на всю жизнь, что составляет качество жизни и ее восприятие. Образование – синоним термина «развитие». С этим можно не соглашаться в частностях, но в общем, педагогический процесс всегда процесс развития (внутренний процесс изменений) и образовательный (создание условий для этого).
Основной деятельностью и базовым компонентом содержания образования является обучение, которое предполагает освоение норм, правил, знаний, фактов, т.е. культурных достижений социального опыта, ценностей в активной совместной деятельности педагога и ребенка. Обучение выходит на процесс формирования целостной личности, ее способностей и потребностей думать, действовать и общаться. И в этом смысле оно может рассматриваться как форма воспитания, так как воспитание – «…планомерное и целенаправленное воздействие на сознание, поведение человека с целью формирования определенных установок, принципов, понятий, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду» (1: 65). Иначе говоря, обучение – процесс овладения содержанием образования, а воспитание – овладение смыслом, зачем все это нужно?
Теперь о дополнительном образовании. Парадокс заключается еще и в том, что сам термин "дополнительное образование" до сих пор не имеет строгого научного определения и даже толкования, не нашел он своего места и в новой "Российской педагогической энциклопедии". И это не удивительно: педагогика дополнительного образования детей только создается, в силу чего практикам во многих вопросах приходится разбираться самостоятельно. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает добровольно сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями в свободное время. Здесь одновременно происходит его обучение, воспитание и развитие. По своему «местоположению» в системе образования это та область образовательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах.
Сегодня в Российской Федерации насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, но, кроме самостоятельных учреждений, дополнительное образование осуществляют детские дошкольные, общеобразовательные учреждения, гимназии, лицеи, колледжи, детские дома. Всего дополнительным образованием занято около 10 млн. детей в возрасте от 6 до 18 лет, при том, что по данным Госкомстата на 2001 г. число детей школьного возраста в РФ составляло 38,7 млн. человек. Следовательно, при всем благополучии дополнительным образованием занято около трети детей. А остальные – 2/3? Есть дети, которые категорически не хотят заниматься организованно в студиях, секциях, группах, кружках. Означает ли это, что такие дети остаются без воспитания?
И можем ли мы соединить воспитание со словом «дополнительное», в каком бы контексте оно не употреблялось? Это принципиально.
Да, образование может быть дополнительным.
В словарном понимании слова “дополнительный” (дополнительное) существует две отличающиеся интерпретации:
1) дополнительное - это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь;
2) дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо необходимого. Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому ребенку ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, разным материалом и по-разному. Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей), общества и государства, причем в сторону превышения необходимого. В этом смысле существует объективная зависимость дополнительного образования от основного и заключается она в определении государством того содержания образования, которое является основным (общим и обязательным).
Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: оно все больше нуждается в неформальном дополнительном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.
Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, раскрытие ее способностей, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом – смысл дополнительного образования: оно дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Дополнительное образование нельзя рассматривать как ‘довесок’ к базовому: оно является самостоятельной образовательной сферой, которая дополняет, т.е. делает полным, доводит до полного, образование личности, ставя перед собой цели удовлетворения не столько общего социального заказа (его выполняет в разноуровневых вариантах основное образование), сколько персонифицированного (личностно ориентированного). И потому система дополнительного образования с ее разнообразием образовательной среды, с отработанными механизмами социального выравнивания возможностей для получения образования является зоной наибольшего благоприятствования для развития личности, ее задатков и способностей.
В соответствии с законодательством, основу современного дополнительного образования детей, и это существенно отличает его от внешкольного воспитания, составляет масштабный образовательный блок, в основе которого – многообразные образовательные программы, находящиеся за пределами государственного образовательного стандарта. Дополнительное образование охватывает все сферы жизни. Как было сказано на одной из конференций: "Нет ничего в мире живой или неживой природы, социальной действительности, общественных отношений, что не могло бы стать содержанием дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Именно поэтому дополнительное образование рассматривается как пространство расширения возможностей развития личности" (2: 34). Оно является абсолютно добровольным и не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т.д. Главное – чтобы предмет обучения соответствовал реальным потребностям детей, а также, чтобы нашелся специалист-профессионал, не только хорошо знающий свое дело, но и способный глубоко заинтересовать и увлечь детей.
Во многих странах на Западе такой вид образования называется альтернативным, параллельным, элективным. Последний термин все чаще стал употребляться и у нас в стране в связи с модернизацией современного российского образования и введением профильного обучения, когда от 30 до 50% курсов и программ на разных возрастных ступенях предполагается сделать элективными.
Общая социально-экономическая ситуация не благоприятствует воспитательной деятельности, но ни школа, ни учреждение дополнительного образования детей не могут снять с себя обязанности воспитания ребенка. Вместе с тем хорошо известно и то, что на фоне кризисных явлений российского общества в детской и подростковой среде в последние годы:
- § произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения;
- § наблюдается негативная тенденция повышения криминальной активности детей;
- § продолжает увеличиваться подростковая преступность (в 2000 году ее рост составил 10% по сравнению с 1998 годом, при этом 80,6% - это тяжкие и особо тяжкие преступления);
- § увеличивается численность преступных групп, в которых вместе со взрослыми участвуют подростки, что способствует передаче криминального опыта подрастающему поколению;
- § растет количество антиобщественных молодежных объединений, а также политических организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в фашистские, экстремистские группировки, агрессивно настроенные сектантские движения.
Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, которая, в свою очередь, связана с целым комплексом причин. К их числу относятся: разрушение нравственных и семейных устоев, ранняя алкоголизация несовершеннолетних, рост в их среде наркомании, ослабление воспитательной функции школы, нерациональная организация досуговой деятельности школьников, безнадзорность детей в каникулярное время.
Ощущается острая необходимость снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу, способную противостоять натиску всевозможных “контркультур”, дестабилизирующих молодое поколение. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество), с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Стихийная, педагогически не организованная среда оказывает более существенное негативное влияние на развитие личности, чем специально организованный воспитательный процесс, следовательно, необходимо искать воспитательные возможности самой среды, решать эти проблемы сообща, развивая кооперацию между учреждениями. Одним из ключевых факторов, педагогически организовывающих среду, являются интеграционные процессы:
- § позволяющие устанавливать эффективные связи,
- § способствующие совместной деятельности образовательных учреждений,
- § направленные на создание воспитательного пространства.
Само понятие «интеграция» встречается в нашей жизни часто, но сложность проблемы заключается в том, что образовательные учреждения с трудом выходят на продуктивное взаимодействие, зачастую понимая его как посягательство на свою самостоятельность или на результаты своего труда. Нам известно множество случаев, когда педагогические коллективы пытались установить между собой партнерские отношения, но редко у кого это заканчивалось успешно. Поэтому необходимо говорить не столько о взаимодействии школ и учреждений дополнительного образования детей, сколько о развитии дополнительного образования детей в общеобразовательной школе.
На развитие в школе дополнительного образования нацеливают нормативно-правовые документы и программы, принятые к реализации на государственном уровне.
Дополнительное образование детей в школе – явление сравнительно новое, идущее на смену традиционной внешкольной работе, направленное на:
- § удовлетворение разнообразных потребностей и интересов детей в познании и общении,
- § создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности,
- § развитие детской индивидуальности.
Вот почему, несмотря на загруженность в школе, на крайнюю занятость и нехватку времени, множество детей исключительно на добровольной основе по нескольку раз в неделю из года в год приходит на занятия в кружки и клубы, студии и спортивные секции, участвуют в разнообразных игровых и праздничных программах. Приходят, чтобы узнать нечто новое, пообщаться с интересными людьми – взрослыми и сверстниками, перенять у них что-то для себя полезное, проявить и развить свои особые способности, зная при этом, что каждый из них будет интересен окружающим.
Общение со сверстниками и педагогами, увлеченными общим интересным делом, содействует развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия – всего того, что сегодня называют модным словом «толерантность».
Поскольку в основе дополнительного образования лежит личностная мотивированность («я хочу», «мне это интересно», «мне это надо», «моему ребенку это полезно»); это, в свою очередь, способствует формированию индивидуальной свободы личности.
Занятия в творческих коллективах по интересам формируют у детей готовность и привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.
В связи с тем, что значительная часть дополнительных образовательных программ ориентирована на сохранение и укрепление здоровья школьников, у детей формируются практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Дополнительное образование, если оно становится значимым фактором школьной жизни, играет огромную роль и в деле формирования детского школьного коллектива, традиций школы, благоприятного социально-психологического климата в ней. Дело в том, что на основе различных направлений творческой деятельности в системе дополнительного образования создается большое количество детских объединений, не связанных напрямую с учебной деятельностью и неоднократно перемешивающих всех учеников. Это создает благоприятные возможности для расширения поля межличностного взаимодействия учащихся разного возраста и сплочения детей в единый школьный коллектив.
В школе, где учащиеся и педагоги объединяются на основе общих коллективных дел и общих традиций, постепенно формируется корпоративный дух «своей» школы, чувство гордости за принадлежность к ней. Появление же корпоративного духа школы, ее восприятие как особого, «нашего» мира со своими ценностями и порядками, имиджем и атмосферой – это, на наш взгляд, основа личностно-ответственного отношения детей и подростков к учебе и коллективу сверстников.
Наконец, вхождение ребенка в систему дополнительного образования формирует у него вполне реальные навыки содержательного проведения собственного досуга, оберегая его от сомнительных компаний и бесцельной траты свободного времени. Это особенно важно на фоне обеднения досуговой деятельности подростков и молодежи, ее переориентации в лучшем случае на элементарное поддержание жизненного тонуса.
Сказанное позволяет заключить, что в плане удовлетворения разнообразных потребностей детей (витальных – в физическом движении и отдыхе; экзистенциальных – в защите и комфорте; социальных – в общении, привязанности, принадлежности к группе; потребностей престижа – в признании, успехе, компетентности; потребностей самовыражения – в самореализации через творчество) дополнительное образование действительно имеет целый ряд уникальных возможностей, чрезвычайно полезных школе.
Воспитательная доминанта дополнительного образования заключается в осуществлении "ненавязчивого" воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности.
Мы сознательно не рассматриваем формы организации дополнительного образования детей в различных типах учреждений и о той воспитательной роли, которую играет участие детей в различных детских объединениях по интересам. Для меня важно обозначить именно проблемные зоны и узлы, некоторое поле для размышления и обсуждения того, что нужно сделать, чтобы повышение уровня воспитательной работы и использование воспитательного потенциала дополнительного образования детей не было бы просто очередными лозунгами и пустыми словами, а стало бы реальными шагами в важном для нас направлении.
Так правомерно ли ставить в один ряд понятия «дополнительное образование» и «воспитание»? Многие школы, открыв сеть кружков и секций зачастую даже без квалифицированных руководителей и образовательных программ, заявляют о том, что создали воспитательную систему.
Очевидно, что воспитание есть в структуре дополнительного образования, но подменять воспитанием дополнительное образование и наоборот - опасно. Воспитание соединяется с дополнительным образованием как его составная часть и как результат. Поэтому прорабатывать проблему воспитания в структуре дополнительного образования необходимо, так как дополнительное образование – это наиболее адаптивная система по отношению к детям и в нем заложен наибольший ресурс, который можно учитывать в двух вариантах:
- § использовать, учитывая закономерности организации дополнительного образования детей;
- § игнорировать, если дополнительное образование свести только к обучению детей в некоторых сферах деятельности.
Подводя итоги, я хотела бы обратить ваше внимание на то, что в Москве мы постоянно выдерживаем бои в связи с попыткой трактовать понятие «дополнительного образования» как синоним понятия «воспитание». Мы рассматриваем дополнительное образование как одну из инфраструктур социального воспитания. Воспитательные задачи решает каждое образовательное учреждение, любого типа и вида, в противном случае оно вряд ли может называться образовательным.
Дополнительное образование детей Москвы рассматривается как составляющая единого образовательного процесса. Учреждения дополнительного образования детей имеют достаточные возможности для успешной реализации социально- педагогических моделей деятельности, накопления детьми опыта гражданского поведения, обеспечения духовного, творческого развития, осознанного выбора профессии, социализации.
Многообразие видов учреждений, разновозрастной и разнополовой состав детских коллективов, сочетание массовых, индивидуальных и групповых форм деятельности, творческое сотрудничество и взаимодействие детей и взрослых – эти и другие факторы, которыми располагает система дополнительного образования детей, способствуют эффективному воспитанию обучающихся.
Воспитательная ценность учреждений дополнительного образования заключается в том, что они создают условия для осуществления педагогически целесообразной, эмоционально привлекательной деятельности школьников, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении, самодеятельности. Этот вывод подтверждается фактическим состоянием обучения, воспитания и развития детей в учреждениях дополнительного образования.
Учреждения дополнительного образования детей представляют каждому второму школьнику возможность заниматься художественным и техническим творчеством, туристско- краеведческой и эколого- биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой, причем, по каждому направлению предлагается до 15-18 наименований кружков, секций, объединений.
За последние три года значительно изменился статус воспитания в системе дополнительного образования детей.
Основной формой работы учреждения дополнительного детей, его структурной единицей является объединение по интересам. Ребенок занимается в них по собственной инициативе, а не по принуждению.
Учреждения дополнительного образования детей считают одним из критериев оценки эффективности воспитательного процесса сформированность коллектива, удовлетворенность воспитанников, педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении, нравственно- психологический климат.
Подтверждением этому является то, что каждый четвертый воспитанник занимается в учреждении три и более года. Широкое распространение в учреждениях получает студийная, клубная форма образования, когда ребенок, выбрав профиль обучения, специализируется по нескольким направлениям. Не один десяток выпускников выбрали себе профессию, связанную с занятиями в кружке.
Дополнительное образование детей выполняет не только компенсаторную и комплементарную функцию по отношению к школе, но и личностно- формирующую. При этом учреждения дополнительного образования детей предоставляют школьникам больше самостоятельности в извлечении знаний и использовании их на практике, тем самым создают благоприятные условия для творчества, поиска, и, следовательно, придают процессу воспитывающий и развивающий характер.
Дополнительное образование детей не регламентировано как школа, поэтому более гибко и подвижно в создании условий для проявления детьми инициативы и творчества, в использовании авторских программ и технологий, что придает воспитательному процессу новое качество.
Определенную роль в совершенствовании воспитательных возможностей системы дополнительного образования занимает межведомственное взаимодействие и использование всех имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей. Практика межведомственного подхода и координация всех ресурсов для формирования системы дополнительного образования, воспитательной работы в образовательном учреждении в различных учреждениях различна. В учреждениях спортивной направленности межведомственное сотрудничество происходит эпизодически и существенного влияния на содержание деятельности не оказывает.
Проблемой работы учреждений дополнительного образования является определение критериев оценки результативности воспитания. Однако на этот аспект ряд руководителей и педагогов учреждений не обращают должного внимания. Не работает в этом вопросе и методическая служба. Не сложилась система координации основных направлений детского творчества.
Таким образом, в целом, система дополнительного образования детей занимает значительное место в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении личности ребенка, однако не все возможности и ресурсы в этом аспекте ими используются. Реализация этих направлений позволит сохранить и поднять на новый качественный уровень систему дополнительного образования, реализовать в полном объеме воспитательные возможности системы.
Литература
- Психологический словарь. – М., 1990
- Новичков В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича./Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. - М.: МИРОС, 1997
- Каргина З.А. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей // Внешкольник. — 2006. №9. — с. 14 — 16.
- С.Е. Шишов, В.А.Кальней «Школа: мониторинг качества образования», М.: Педагогическое общество России, 2000, - 320 с.
5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России//Педагогика. 2011. № 1. С.3-13 - http://www.vestnik.edu.ru/obrpol0311.html